План Обамы-Путина...

Как писал в своё время А.С. Пушкин, «мы все глядим в Наполеоны: двуногих тварей миллионы для нас орудие одно». Да, желание поуправлять страной, а лучше — целой планетой есть в каждом из нас. Особенно это чувство обостряется в переломные моменты истории, когда, кажется, все главы всех стран мира начинают всё делать не так и не то. «Ух, я бы на их месте!» — говорим мы себе...

Это «Ух...» в эпоху развития компьютеров и компьютерных игр перестало быть голой фантазией. Ибо давно уже существует жанр «геополитическая стратегия». О лучших образцах этого редкого вида игр я и собираюсь вам рассказать.

Ускорение, гласность, плюрализм!
Нет сомнений в том, что первой политической стратегией была игра безымянного автора President, написанная на БЭЙСИКЕ. Текст этой программы был незамысловат, а игровой процесс лёгок, что позволило ей пробраться во многие учебники программирования и до сих пор обзаводиться многочисленными клонами и римейками.
Главными особенностями President были аскетизм в оформлении (цифры и буквы) и упор на задаче поддержания геймером некого баланса, диктуемого правилами игры. С тех пор почти все политические симуляторы выглядят внебрачными детьми табличных процессоров (типа Excel) и ненавидят в своём игровом процессе резкие движения.
Одним из первых геополитических симуляторов президента стала игра Криса Кроуфорда (Chris Crowford) Balance of Power (1985 год), приглашавшая геймера занять место лидера одного из двух полюсов мира времён холодной войны — либо президента США, либо генсека ЦК КПСС. Мудро руководя экономикой своей страны, помогая странам третьего мира (или вторгаясь в них), осуществляя диверсии на территории врага, вы должны были привести мир к конечной точке счастья на Земле — победе коммунизма (или американской демократии). Неумолимое моральное старение проекта заставило Криса Кроуфорда выпустить в 1989 году обновленную версию игры — Balance of Power 1990 year edition.
А годом раньше — в 1988 — появился симулятор президента, решивший под занавес холодной войны обойтись без громкого титула «геополитический» и необходимости вручать геймеру судьбы мира. В игре Hidden Agenda от студии TRAN Fiction System вам предлагалось попробовать свои силы в роли первого демократически избранного президента некой выдуманной южноамериканской республики Химерика (Chimerica). Только что избавившаяся от диктатора страна лежит на самом дне финансовой пропасти, хлипкая индустрия разрушена гражданской войной, а народ, только-только отошедший от ужаса тирании, ждёт от своего президента чудес...

Надо честно признать, что интерес к локальным проблемам маленькой страны для жанра политической стратегии — редкость. В подтверждение этого тезиса перейдём к следующему по времени геополитическому симулятору — Crisis in The Kremlin (1991 год) от студии Spectrum Holobyte. Сюжетно начинаясь со смерти генерального секретаря ЦК КПСС дорогого товарища Черненко Константина Устиновича в 1985 году, эта игра с места в карьер предлагала выбрать геймеру одну из трёх ролей: Егора Кузьмича Лигачёва (неосталинский путь развития), Михаила Сергеевича Горбачёва (путь сдержек и противовесов) и Бориса Николаевича Ельцина (демократический путь развития). При этом надо было понимать, что строить неосталинизм в предперестроечной стране с кучей диссидентов и ночными эфирами зарубежных радиостанций ничуть не легче, чем развивать демократию при прекрасно себя чувствующем памятнике Дзержинскому на Лубянке. Серединный же путь имел в игре все шансы закончиться весьма бесславно — путчем, защитой Белого дома и сложением с себя полномочий президента СССР.
Кстати, о сталинизме и неосталинизме. Вы будете смеяться, но игра, посвящённая данному политическому явлению XX века, существует — это Stalin’s Dilemma (2000 год) от известного разработчика Эда Бевера (Ed Bever). Облачившись в виртуальный френч Отца всех народов, в Stalin’s Dilemma геймер должен был провести молодое социалистическое государство через самую страшную часть его развития — от заката нэпа 1928 года до начала Великой Отечественной войны 1941—1945 (события игры прерываются в 1942 году). За эти 14 лет — менее трёх пятилеток — геймер должен был провести индустриализацию, переоснастить и воспитать армию и полностью избавиться от угрозы интервенции со стороны капиталистических держав.

Да, господин президент
А теперь поговорим о серии симуляторов президента США от студии DC True: Shadow President (1994 год) и Cyber Judas (1996). Обе эти игры давали геймеру практически неограниченные возможности управления Америкой, чьё влияние в мечтах авторов расширилось до совершенно неприличных размеров (мечты Джорджа Буша-младшего по сравнению с этим — детские грёзы о шоколадке). При таких условиях, казалось бы, живи да радуйся: наслаждайся интерьерами Белого дома, выслушивай доклады госсекретаря, принимай практиканток в Овальном кабинете. Ан нет, за неимением серьёзных внешних врагов игра подкидывала геймеру другого рода задачку — поиск и уничтожение предателя в собственном окружении, путающего цифры в бюджете страны, заменяющего командный состав ЦРУ на своих людей и устанавливающего в Овальных кабинетах скрытые видеокамеры. Впрочем, это, по большому счёту, уже не политическая стратегия, а, если хотите, политический триллер или детектив. Поэтому оставим Shadow President и Cyber Judas в покое и перейдём к...
...двум политическим, а точнее — политико-экономическим стратегиям недавнего прошлого: A Game of Macroeconomics (2001 год) от Грегори Манкива (Gregory Mankiw) и Tropico (2001 год) от студии PopTop. Хотя различия между этими играми весьма существенны: одна зовёт вас управлять американской экономикой, а другая — южноамериканской островной, одна распространяема бесплатно, а другая является коммерческим продуктом, одна выполнена в типичном стиле заумного минимализма, а другая скрывает своё хищническое бухгалтерское обличье за феноменально стильной графикой. Общее у них одно: экономический кризис неотвратимо выбьет вас с насиженного места владыки на первых же выборах...

В принципе, когда мы говорим о симуляторе выборов президента (или лидера, или не выборах, а...), мы с 70-процентной точностью говорим о симуляторе выборов президента США.
И это понятно: правила американских выборов достаточно просты, регулярны, при этом позволяют разработчикам вводить множество самых разнообразных возможностей ведения кампании. Они (выборы президента США), выпущенные в нужное время и в нужном месте (високосные годы, территория Северной Америки) в виде игры, обеспечат её (игры) создателям стабильную прибыль. Я не хочу описывать механизмы игрового процесса того или иного симулятора выборов президента США, а просто перечислю их названия:
President Elect (Strategic Simulations Inc., 1988);
Power Politics (Cineplay Interactive, 1992);
The Doonesbury Election Games: Campaign ’96 (Kellog Creek, 1996);
The Political Machine (Ubisoft, 2004)
The Political Machine 2008 (Stardock Entertainment, 2008).
При всей похожести вышеперечисленных проектов последний, безусловно, лучший. Во-первых, он самый свежий, а значит, наименее убог графически. Во-вторых, люди из Stardock Entertainment, похоже, всерьёз решились ввести в свою игру все возможные способы политической предвыборной войны: заявления кандидатов по самым животрепещущим вопросам американского бытия, рекламные ролики с душещипательными лозунгами типа «Мы всех порвём за американские ценности!», участие в дебатах и ток-шоу.
Впрочем, помимо американских существуют и другие выборы. Обычно они бывают в какой-нибудь восточноевропейской стране, пробивая себе путь через диктаторские препоны прокоммунистического правительства. Раньше я думал, что иллюстрацией данного тезиса является лишь Republic: The Revolution (Elixir Studios, 2003. В России игру выпустило издательство «Новый диск» под именем «Республика: Революция»), однако...
...в далёком 1991 году студия разработчиков California Dreams выпустила игру Solidarnosc, предлагавшую геймеру роль легендарного гданьского электрика, лидера трудового движения «Солидарность», а впоследствии — президента Польши Леха Валенсы (Lech Walesa).

Жизнь продолжается
Из последних приобретений жанра геополитических и политических стратегий хочется вспомнить разве что серию Democracy (две части, вышли в 2005 и 2007 годах соответственно) от английской студии Positech Games. Первая попытка разработчиков оседлать желание кухарок поуправлять государством оказалась несколько простоватой — хотя игру сдержанно хвалили за лаконизм и удобство игрового процесса. Зато сиквел оказался довольно хорош — именно его мы советуем попробовать тем, кто желает сейчас ознакомиться с жанром политических игр в виртуальности.


Рекомендуем почитать: