Пинать не вредно

Некоторые считают, что футбол — дело жизни и смерти.
Они ошибаются: футбол гораздо важнее.
Билл Шанкли

Все, наверное, знают, что после воцарения на вершине жанра футбольных менеджеров таких шедевральных монстров, как Championship Manager 01/02 от Sports Interactive и Total Club Manager 2003 от EA Sports все остальные игры, моделирующие работу наставника и управляющего ФК, были преданы анафеме и досрочно спущены в городскую канализацию под одобрительный гул фанатов.
Статус-кво в общих чертах сохраняется до наших дней: новорожденные футбольные «менеджеры» с первых же кадров показывают все предполагаемые признаки деградации и умственной неполноценности, получают по зубам «анинсталлом» и поспешно ретируются на свалку истории.
Лишь однажды механизм народного гнева дал сбой: в конце 2002 года в традиционно футболообильной Англии вышла игра Four-Four-Two (далее — 442) — удивительное недоразумение, которое не хочет сдаваться без боя…

По одежке встречают…
…Вычурная безвкусица главного меню, выполненная в виде «юмористически» анимированных иконок — именно таких, какие было модно использовать в главном меню почти всех игр в середине 90-х годов прошлого века, — не могла врать: перед нами типичный недоменеджер производства идиотов. Настроение скачкообразно ухудшилось, и я с обреченностью узника совести нажал на кружок с пунктом «Новая игра».

…по уму…
А потом случилось… чудо? Нет, пожалуй, таки не чудо: ибо никаких переворотов в жанре с появлением 442 не произошло. Игра не открывает новых горизонтов игрового процесса, не пыжится сместить с вершин хит-парадов признанных лидеров и, в принципе, не демонстрирует ничего такого, чего нельзя было бы ждать от небольшой компании разработчиков с Туманного Альбиона.
Однако я искренне признаю, что среди равных себе по классу проектов, тех самых, которые непрерывным потоком отправляются на помойку, 442 — безусловный шедевр с плотной, хорошо продуманной экономической системой, достаточно богатым и реалистичным (что важно!) игровым миром, внимательным отношением к правилам футбола и широким полем для творчества в сфере тактических построений. 442 не копнула так далеко, как это сделала Championship Manager, за ней нет финансовой мощи EA Sports и ее специалистов по эргономике и дизайну, но…

Если б я был…
Сама по себе логическая цепочка футбольного процветания в любом менеджере незамысловата: чтобы удачно выступать, надо иметь хороших игроков; чтобы иметь хороших игроков, надо их задорого купить; чтобы задорого покупать хороших игроков, надо иметь много денег; чтобы иметь много денег, надо превратить в них популярность клуба у народа; чтобы иметь популярность в народе, надо… удачно выступать.

Футбол — игра народная!
И народу этого, даже если исключить чисто виртуального и невидимого хозяина клуба и вполне реального и весьма осязаемого геймера (то есть, вас), очень много…
Во-первых, непосредственно футболисты. Каждый из футболистов в 442 обладает двенадцатью точными параметрами, оцениваемыми по стобалльной системе: владение мячом, умение пасовать, скорость, сила, игра головой, боевой дух и так далее. Кроме точно описываемых параметров, у футболиста есть индивидуальные атрибуты: имя, фамилия, любимая позиция на поле, ударная нога, возраст, вес, рост, черты характера и, разумеется, условия контракта — цена, зарплата, премиальные и срок договора.
Во-вторых, для футбольного клуба очень полезно иметь обслуживающий персонал. В 442 есть возможность нанимать помощника тренера, разведчика (для поиска талантов), смотрителя стадиона (чтобы ваше футбольное поле не превратилось по качеству покрытия в колхозное), бухгалтера и врача. Все эти люди тоже обладают именем, фамилией, возрастом, уровнем квалификации и прямо зависящей от него зарплатой.
Наконец, в-третьих, каждой уважающей себя команде принято иметь своих болельщиков и фанов. У этих людей нет имен, фамилий, возраста, квалификации и контракта. Но именно они заполняют трибуны стадиона, оплачивая билеты, они покупают в ближайших к стадиону ларьках пиво и чипсы, они наряжаются в сувенирные майки, кофты, розетки (шарфы) и кепки с символикой команды.

Рычаги
С первых минут игры видно, как, создавая интерфейс, авторы во что бы то ни стало старались уйти от бесцветного (правда, очень удобного) управления клубом a la Championship Manager — вместо прямых углов, полноэкранных таблиц и кучи форматированного текста в 442 нас ожидают разноцветные закладки, округлые формы выпадающих менюшек и прочая детсадовская атрибутика в стиле Windows XP.
С другой стороны, все в интерфейсе достаточно логично. Есть общая точка сбора — «футбольный комитет» — прямая ссылка на который доступна из любого меню; есть линейка кнопок быстрого доступа, состоящая из сигнальных (мигающих в случае экстренной ситуации) ссылок на виртуальный «почтовый» клиент, список игроков команды, список травмированных игроков, сообщения разведчиков, меню контрактов, общий бюджет команды, список кубковых матчей, модель стадиона и меню со статистикой последнего опроса болельщиков; есть, наконец, четыре вида разноцветных закладок с пунктами подменю: зеленая — тренерская и управленческая работа в команде, красная — информационно-аналитический центр игры, синяя — вопросы, связанные с неигровым (неспортивным) функционированием клуба, и оранжевая — вопросы бизнеса и финансового процветания…

Тактика борьбы, или естественный отбор
Если у клуба мало денег, игроки не показывают гениальной игры на уровне Андрея Шевченко, а хозяева команды спят и видят себя в высшей лиге — остается одно: тщательно работать на тактикой игры и физическим состоянием футболистов…
Наряду со стандартными для жанра возможностями перемещения футболиста в основной состав (на скамейку запасных, в резерв…), назначения исполнителей стандартов и капитана, изменения схемы игры (4-4-2, 3-5-2, 4-5-1 и так далее), в 442 существует очень интересная система создания тактических заготовок. Принцип ее таков…
Все футбольное поле разбивается на 25 квадратов (5×5) и для каждой клетки — когда в ней находится мяч — можно задать свое расположение игроков. Причем, схемы игры в нападении (нападением считается владение мячом нашей командой) и защите (защитой считается владение мячом командой соперника) независимы. Самое замечательное — переходы от одной схемы (например, для квадрата х2-у3) к другой (например, для квадрата х1-у5): их можно посмотреть в реальном времени, просто перетаскивая модель мяча по изображению поля с фишками-игроками, и заранее оценить скорость перестановки и объем работы для отдельного футболиста. В несколько урезанном варианте система тактического моделирования применяется и для создания тактики поведения во время стандартных положений.
Помимо тактической схемы, стратегию на матч можно определить с помощью предстартовых установок с раздачей указаний на «опеку», поддержания определенного темпа игры, стремления ударять из любой позиции, точности пасов и прочее. Наконец, в ходе самого матча можно подавать команды, бегая по кромке поля, менять стратегию во время перерыва и делать замены.

Тяжело в ученье — легко в бою
Даже самый плотный график игр не позволяет игрокам придерживаться должной спортивной формы, тем более — расти над собой.
Система тренинга в 442 не впечатляет изысканностью, но вполне добротна и удобна. Рабочая неделя делится на семь дней. Каждый день, с 9.00 до 14.00, делится на четыре равных отрезка, во время которых команда занимается одним из десяти упражнений: отработка стандартов (4 вида), игра 5 на 5, перепасовка, дриблинг, игра в защите и нападении (отработка схем), медосмотр, отдых и индивидуальные занятия.
Во время индивидуального занятия игроки оттачивают отдельные навыки, которые, по мнению тренера, находятся у них на недостаточно высоком уровне. Здесь есть возможность распределить время упражнения поровну между работой над всеми характеристикам или ограничиться наиболее важными. Вполне возможно, что именно вы окажитесь тем гением спортивной педагогики, который создаст из хилого молодого паренька суперзвезду. Тогда благодарные хозяева команды продадут его какому-нибудь гранду за несколько десятков миллионов, а на выручку купят дюжину игроков классом пониже.

Чисто бизнес
Футбольный бизнес по версии 442 можно делать так…
Первое: назначить плату за входные билеты на домашние матчи, различая товарищеские встречи, сезонные, кубковые и европейские. Хорошим подспорьем этому виду бизнеса будут удачная игра, расширение стадиона и модернизация покрытия (дренаж, подогрев…), телетрансляции и продажа сезонных абонементов.
Второе: можно открыть вблизи стадиона один или несколько (главное — удачная планировка) магазинов, торгующих трикотажем и мелкими сувенирами с символикой клуба. Доступно десять видов товаров, цена (но не себестоимость!) на которые целиком и полностью лежит в вашей компетенции.
Третье похоже на второе, но касается мест и товаров питания (которых уже десять, а всего семь наименований). Не секрет, что редкий болельщик не выпивает за матч пару литров пива с чипсами, не съедает гамбургер или сосиску в тесте — пользуйтесь этим!
Наконец, четвертое. Неприятное: банковский кредит или заранее обговоренная с банком задолженность. Эти вопросы лучше всего решать, имея в клубе хорошего бухгалтера.

…провожают
Собственно, на этом, наверное, обзор стоит­ завершать. За бортом осталась лишь система работы с контрактами игроков, но, во-первых, она ничем не отличается от стандартных для жанра футбольного менеджера канонов (ищем игрока, предлагаем­ хозяевам его клуба деньги за покупку или аренду, ведем переговоры о деталях, получаем согласие, предлагаем игроку новый контракт, ведем переговоры, получаем его согласие, встречаем игрока в своей команде), а во-вторых, и это гораздо важнее, в 442 есть потрясающе подробный и замечательно озвученный на два голоса курс лекций для введения пользователя в игровой процесс.

Four-Four-Two: Touchline passion (4-4-2: Формула победы)
Жанр: футбольный менеджер
Сюжет: тяжел и незавиден тренерско-управленческий удел…
Издатель: SCi Games Ltd.
Издатель в России: Бука
Разработчик: Bubball http://www.bubball.com
Требуется: PII-450, 128 MB, 3D
Рекомендуется: PIII-600+, 256+ MB, 3D
Мультиплеер: пошаговый режим на одном компьютере
Сложность: средняя
Знание английского: не нужно
Графика: 3+
Звук и музыка: стандартные звуки и ваша mp3-музыка
Управление/Дизайн: 4-
Игровой интерес: 4


Рекомендуем почитать: