Самые заметные игры для ПК, появившиеся в 2003 году

Лучший космический (Spacesim) симулятор 2003 года
Претенденты:
— Battlecruiser Millennium Gold («Космофлот: Тысячелетие. Gold»)
— Freelancer
— Homeplanet
— X2: The Threat
Победитель:
X2: The Threat (Новый диск) (рис. 1)

x2

2-е место: не присуждалось
3-е место: Freelancer (Microsoft)
«Кто понял жизнь — тот не спешит». Древневосточная мудрость, помноженная на немецкую основательность, способна творить чудеса. В то время как всплеск ге­ниальности у Дэвида Брэбена (David Braben) породил в 1982 году легендарную Elite, иссякнув на этом, сумрачное немецкое упорство разработчиков из Egosoft долбило в ту же самую точку равномерно и уверенно: 1999 год — X-Beyond the Frontier, один из лучших космических симуляторов года, 2000 год — X-Tension, лучшее официальное дополнение года, один из лучших космических симуляторов года, 2003 год — X2: The Threat…
По сравнению с германской работой, Freelancer выглядит форменной ярмарочной каруселью — ярко, с музыкой, смехом и ветерком… пока карусельщик не отключит электричество.

Лучший спортивный (Sport Game) симулятор 2003 года
Претенденты:
— FIFA Soccer 2004
— International Superstar Soccer 3
— NBA Live 2004
— NHL 2004
— Outlaw Golf
— Pro Evolution Soccer 3
— Tony Hawk's Pro Skater 4
Победитель:
NHL 2004 (Electronic Arts) (рис. 2)

nhl2k4

2-е место: Tony Hawk's Pro Skater 4 (Руссобит)
3-е место: FIFA Soccer 2004 (Electronic Arts) и Pro Evolution Soccer 3 (Konami)
Очевидное лидерство игры из серии NHL в обойме ежегодных спортивных проектов от EA Sports, наверное, не оспаривает­ся. Да, шероховатости есть — не слишком удобный интерфейс, где не хватает пары жизненно необходимых функций (но не даром же он написан на HTML — умельцы уже приписали в нужные файлы необходимые строчки!), явная ориентация на управление с качественного геймпада, упрощения в режиме «Династии»… Но, тем не менее, NHL 2004 — великолепная игра.
Tony Hawk's Pro Skater 4, впрочем, не хуже и если бы не более узкая, с точки зрения охвата аудитории, тема и цифра 4 в названии, то…
Что касается противостояния «FIFA Soccer 2004 против Pro Evolution Soccer 3», то и у того, и у другого слишком много и положительных, и отрицательных моментов игрового для объективного выяснения: кто же из них — первый. В смысле — третий.

Ролевые игры и квесты
Почему-то в этом году большинство разработчиков решило, что ролевая игра — это нечто, похожее на Diablo или, на худой конец, на Jagged Aliance 2. В итоге мы увидели целую лавину достаточно посредственных проектов, выполненных на заведомо устаревших графических движках, все «ролевое» начало которых заключалось в возмужании главного героя с помощью истребления им десятков, сотен и даже тысяч врагов. При таком раскладе нам следовало бы сделать Лучшей ролевой игрой 2003 года Crimsonland. Однако к счастью…
…на помощь пришли ролевые игры с приставки Xbox — феноменальная Star Wars: Knights of the Old Republic и отечественная «Пираты Карибского моря» (которая, как ни крути, больше приставочная, нежели компьютерная игра). Кроме того, надо сказать огромное спасибо немецким разработчикам из Piranha Bytes за злобно-реалистичную историю Gothic 2 и англичанам из Elexir Studios за нелицеприятный показ всей подноготной политического процесса в Republic: The Revolution.
С квестами же, жанром, который умирает последние 7-8 лет, но, тем не менее, уже пережил почти всех своих могильщиков, в этом году приключилась вот какая история: квестов было мало, и большинство из них были «русскими квестами». Выводы делайте сами.

Лучшая ролевая (RPG) игра 2003 года
Претенденты:
— Blade & Sword
— Gothic 2
— Grom («Гром»)
— Harbinger («Предвестник»)
— Lionheart: Legacy of the Crusader («Львиное Сердце: Наследие крестоносца»)
— Republic: The Revolution («Республика: Революция»),
— Star Wars: Knights of the Old Republic
— Temple of Elemental Evil: A Classic Greyhawk Adventure
— Пираты Карибского моря
Победитель:
Star Wars: Knights of the Old Republic (LucasArts Entertainment) (рис. 3)

swkotor

2-е место: Gothic 2 (JoWooD Productions)
3-е место: Пираты Карибского моря (1C)
Спецприз за оригинальную тематику:
Republic: The Revolution (Новый диск)
Стать Лучшей ролевой игрой 2003 года Star Wars: Knights of the Old Republic было несложно: великолепная графика, сбалансированная ролевая система, лицензированный игровой мир вселенной «Звездных войн», груда призов Xbox-версии, наконец. Почти ни один из конкурентов не обладал и десятой частью подобных достоинств.
А те, кто обладали либо столь же сложным игровым миром и ролевой системой, либо столь же впечатляющей графикой, заняли второе и третье место соответственно.
Наконец, нельзя было не отметить и Republic: The Revolution — игру, с точки зрения реализации, крайне противоречивую, но, с точки зрения идеи, — превосходную.

Лучший квест (Quest/Adventure Game) 2003 года
Претенденты:
— Broken Sword: The Sleeping Dragon
— CID: The Steppenwolf Case («Дело_13»)
— Полная труба
Победитель:
CID: The Steppenwolf Case (1C) (рис. 4)

case13

2-е место: Broken Sword: The Sleeping Dragon (THQ)
3-е место: Полная труба (1C)
Почему CID: The Steppenwolf Case стала Лучшим квестом 2003 года? Ответ прост и постыден одновременно — потому, что я люблю полицейские квесты, а «Дело_13» — это потрясающий полицейский квест. Можете считать это произволом и использованием служебного положения.
Что касается Broken Sword: The Sleeping Dragon то тут, думается, возражений нет — очень неплохой квест. А третье место «Полной трубы» — это не только знак ее качества, но и протест против засилья на отечественном рынке «русских квестов» — всех этих Штырлицев, ВИЧей, Петек, Шуричей, Вовочек, поручиков Ржевских, 12 стульев и «других 12» стульев.

Стратегии
Стратегии, в широком смысле этого слова, являются своеобразным индикатором происходящего на рынке компьютерных игр. Все это потому, что они, стратегии, — жанр исконно компьютерный, переносимый на приставки даже с большим трудом, нежели шутеры от первого лица.
Так что же происходило со страте­гиями в 2003 году? Во-первых, 2003 год — это время явного затишья для пошаговых стратегий. Банкротство издательства 3DO и неизвестность, наступившая в судьбе стратегического сериала Heroes of Might and Magic, позволили возможным конкурентам расслабится и… ступить на кривую дорожку самокопировния. В результате мы видим растущие как на дрожжах «официальные дополнения» Age of Wonders: Shadow Magic, Disciples 2: Gallean's Return, Disciples 2: Rise of the Elves. Даже появившаяся под конец года четвертая часть стратегического патриарха Warlords, Warlords IV, не изменила общей картины.
Сектор стратегий в реальном времени в целом вообще гораздо устойчивее своего «старшего брата», поэтому 2003 год был для поклонников RTS (Real-time Strategy) довольно урожаен. Хотя с качеством «урожая», увы, не повезло: закрытие Westwood и передача всех прав на вселенную Command and Conquer наспех сфабрикованной менеджерами Electronic Arts фирме Electronic Arts Pacific подвели жирную черту под взаимоотношениями GDI и братства NOD и открыли для сериала C&С широкую патриотическую дорогу на Багдад и Пекин.
Хорошей заменой знакомой до боли марке могли стать две игры производства фирмы Relic Entertainment — Impossible Creatures и Homeworld 2, однако первая, хоть и подтвердила созданные пресс-релизами надежды на возможность побывать в шкуре доктора Моро, подкачала в плане баланса. Вторая же… со второй произошла банальная история, которая случается с 90% продолжений гениальных игр — игра не оправдала слишком завышенных ожиданий геймеров.
Остальные секторы стратегического жанра: варгеймы, экономические стратегии, тактические головоломки и симуляторы (тут, наверное, надо объяснить разницу этих поджанров: в тактической головоломке главной целью героя является выживание и выполнение целей миссии, а в тактическом симуляторе — уничтожение врагов и выполнение целей) — формируются в течении года довольно непредсказуемо и поэтому более или менее осмысленный анализ тут крайне затруднителен.

Лучший варгейм (Wargame) 2003 года
Претенденты:
— Decisive Battles of World War II: Korsun — Pocket
— Massive Assault
Победитель:
Massive Assault (Media 2000) (рис. 5)

massault

Такое дело: едва игра в жанре варгейма отходит от канонической темы воссоздания какого-либо исторического сражения, у нее появляется шанс на мало-мальскую известность среди обычных геймеров. Если вдобавок эта игра еще и качественно сделана — в ней мало программных ошибок, у нее хороший баланс и более или менее удобоваримый интерфейс — то народное признание ей почти гарантировано. Если же данная игра построена на, о чудо, современном трехмерном графическом движке, то перед нами, по всей видимости, Лучший варгейм 2003 года.

Лучшая пошаговая стратегия (TBS) 2003 года
Претенденты:
— Master of Orion 3
— Warlords 4: Heroes of Etheria («Варлорды IV: Герои Этерии»)
— Демиурги 2
Победитель:
Демиурги 2 (1C) (рис. 6)

el1

Нет сомнений, Демиурги 2 победили заслуженно — это и впрямь Лучшая пошаговая стратегия (не отечественная, а вообще!) 2003 года. Вот только… конкуренты могли бы быть и посерьезнее…

© Tom’s Hardware Guide Russia
Продолжение в следующем номере


Рекомендуем почитать: