Несмешная Shoot’ка

«Параграф 78» шутит с жанром шутеров от первого лица недобрые шутки. Собственно, само появления этой игры от Gaijin можно считать шуткой. Ибо, если не считать, – шуткой становится вся история тех проектов, чья родословная начинается с DooM и Wolf 3D...

Коридор жизни
«Параграф 78» соткан из противоречий. Здесь борются не «хорошее» и «плохое», а «вынужденное» и «настоятельно рекомендуемое». Всему виной жанр проекта: игра по фильму. И если раньше разработчики просто брали за сюжетную основу звучное имя блокбастера, то теперь требования массовой культуры ужесточились – игре и фильму надобно
выстреливать в кошелёк потребителя дуплетом. Отсюда – стахановские неувязки...

Стреляй первым, Вова!
За графику в игре отвечает фирменный движок от Gaijin Entertainment и Dagor Technologies. Мощный, современный, качественный, выдающий картинку открытых пространств, являющуюся лучшей составляющей игры. Вот только «открытость» пространств «Параграфа 78» – не более чем оптическая иллюзия. Горы, ложбины, перелески и водные преграды упрямо ведут героя по заранее начерченному маршруту. Если же геймер попался совсем уж непонятливый, в дело вступают менее деликатные указатели – вплоть до невидимых, но непоколебимых границ уровня.
Вся «натурная» часть «Параграфа 78» – это тир с парой нехарактерных для данного жанра моментов. Один из них – переправа через
бездну по хлипкому мостику, который охраняет свора снайперов. Второй – дуэли с летающими дронами. Смешные железяки больно бьют в темечко из крупнокалиберных пулемётов, но примитивно бегая вокруг, игрок легко разделается с дроном. Единственное, что продляет им жизнь в этом смертельном вальсе, – необходимость геймеру перезаряжать автомат.

Приказано – выжить!
С реализмом у игры вообще сложные отношения. К примеру, понятия «жизненной энергии» у главного героя просто нет. Он либо полностью здоров и жив, либо мёртв. Переходное состояние от жизни к смерти измеряется количеством пойманных пуль (вражескому снайперу для уничтожения нашего бойца нужно три точных выстрела), а от смерти к жизни – полудесятком секунд. Именно за это время практически мёртвый герой восстанавливается до состояния «снова орёл».
Такое своеобразное «почти бессмертие» привносит в игру очень необычный, не побоимся этого слова, тактический фактор. Выбежать, разведать обстановку, успеть отползти назад в спокойное место, зализать раны и выдать врагам по первое число – вот типичный сценарий преодоления скоплений живой силы противника. В качестве приятного бонуса к бессмертию разработчики выдали нам детектор движения – это тоже неплохо помогает в борьбе с невероятно тупыми, страшно живучими и дьявольски меткими террористами.

Дыши наощупь
Спускаясь в помещения заражённой лаборатории, «Параграф 78» теряет аркадно-стратегическую увлекательность тира, начинает напоминать настоящий классический шутер от первого лица и становится намного хуже в плане игрового процесса. В целом, этот последний уровень из сюжетной части о «былых пяти годах» является, наверное, самым провальным в игре – несмотря на то, что именно он даёт «Параграфу 78» полное право именоваться шутером от первого лица.

Суровые будни
Кстати, о сюжете. Необычное решение о практически параллельной фильму истории, подкреплённой, однако, многочисленными кадрами из кино, вряд ли оценят нынешние и будущие зрители блокбастера. С точки же зрения человека, вообще не смотревшего этот ядрёный двухсерийник, сюжет игры, мягко говоря, невнятен. Непонятно, как из этого не слишком свежего сюжета, можно было сделать то чумовое посмешище, в которое превращается игра в конце?

А мог бы ножичком пырнуть!
Формально – всё хорошо. Последнюю треть (неравную) «Параграфа 78» наш герой проходит совместно с компьютерными напарниками, имеющими характерные лица Игоря Куценко, Анастасии Сланевской, Григория Сиятвинды и остальных актёров. Бегая дружным табуном, отряд ломает казённое оборудование, расстреливает горы патронов и убивает зомби.
Плохо то, что неожиданно для себя наш герой оказывается лишним на этом празднике жизни. Ибо зомби все как один сделаны из победита, больно кусаются и умирают только если потратить на них тройную порцию патронов. Жалея себя и патроны, геймер умело подставляет под клыки упырей своих сослуживцев, с радостью обнаруживая, что те тоже сделаны из тугоплавких сортов стали.
Правда, в игре есть-таки возможность лично поохотится на бывших профессоров и доцентов: старый добрый нож, умело вставленный в траченное злонравным вирусом сердце зомби, лишает жизни безумца всего за пару проникновений. Но... догадаться об этом нелегко: мы же играем в шутер от первого лица, а не в слэшер или симулятор фехтования...

А где же шутка?
Шутка в том, что «Параграф 78» вполне мог бы стать неплохой игрой.
Например, он мог бы отказаться от сомнительной чести быть «сопутствующим товаром», а стать просто игрой про спецназ и зомби. С оригинальной историей, но без драматических вставок с киданием именных жетонов в лицо Гоше К.
Или игра могла бы стать честным тиром – чем-то средним между Virtua Cop и House of Dead. Да, в этом случае мы не увидели бы текстур с лицами актёров, приклеенных на плохо анимированные гуманоидные модели. Но зато это был бы хороший повод тщательней поработать над озвучкой.
Наконец, проект мог бы остаться точно таким же, как есть сейчас. Только ужался бы до размеров одного компакта и потерял в цене рублей двести. Ибо просить за игру «Параграф 78» больше, чем за два билета на фильм «Параграф 78» могут только очень экономически раскрепощённые люди...

«Параграф 78»
Жанр: шутер от первого лица
Разработчик: Gaijin Entertainment
Издатель в России: 1C
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 1000+, 256+ Мбайт, 3D
Рекомендуется: Pentium 4 2400+, 1024+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: нет
Сложность: нужно приноровиться
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: