Паны дерутся…

Есть вещи, которые нужно увидеть, чтобы знать, что их не стоит смотреть.
Рышард Подлевский (Ryszard Podlewski)

Я давно с недоверием отношусь к полякам. Их общественно-политическая жизнь вызывает у меня глубочайшее чувство протеста еще со времен зверского убийства вильмишановными панами простого русского крестьянина Ивана Сусанина, их достижения в индустрии видеоигр навсегда ассоциируются с аморальной игрой для ZX-Specrum «Pozycje Milosne» (приблизительно «Позы любви»), а их культурные изыскания…
Эх, да чего там говорить, если даже в самом дорогом польском сериале, культовой эпопее «Ogniem i Mieczem» («Огнем и Мечом»), лучшими актерами становятся украинский министр культуры Богдан Ступка (сыгравший Богдана Хмельницкого) и российский актер Александр Домогаров (сыгравший атамана Ивана Богуна)…

Иван Сусанин
Заблудиться в жанровой ориентации «Гонок на выживание 2003» (далее — «ГВ2003») невозможно, даже будучи ближайшим родственником русского героя смутных времен. Польское «Smash Up Derby» и американское «Demolition Champions» однозначно указывают на дорогу, ведущую к двум оракулам этого непростого вида аркадных развлечений — Destruction Derby (Psygnosis, 1995) и Demolition Racer (Infogrames, 1999).
Идея проста, как все гениальное. Есть автомобиль. На нем можно ездить — что не слишком весело, — на нем можно обгонять соперников и зарабатывать очки, конвертируемые в деньги по зависящему от сложности трека курсу, на нем, наконец, можно таранить машины конкурентов, превращая полированные железные гробы в кошмарный хлам, выставляемый обычно около местечковых отделений ГАИ для запугивания прохожих. Как вы понимаете, именно изысканный процесс медленного убийства своего «железного коня» считается в проектах жанра самой «вкусной» особенностью.

Pozycje Milosne
Главной «болезнью» всех польских игровых проектов является вопиющая второсортность. Даже если заставить среднестатистического варшавского разработчика сделать вам, например, DooM 3 (выдав все исходники, весь инструментарий и все дизайн-документы), то все равно получится…
…знаете, на южном побережье Крыма практически повсюду торгуют японской миниатюрной скульптурой «нэцке». Причем двух видов: вырезанной из кости (разумеет­ся, не слоновой) — за 20-35 гривен (около 200 рублей) и штампованной из костяной муки — за 5 гривен (35 рублей). Так вот, польские игры всегда делаются из костяной муки и стоят 5 гривен. Даже если перед вами «Венера Милосская» в натуральную величину.

sud2

В «ГВ2003» 20 автомобилей и 28 мест для соревнования — 4 арены и 24 трека, сольный режим карьеры, одиночный заезд и многопользовательская игра по сети. Графический движок самодельный, но поддерживающий прожиточный минимум современных технологий. За физику отвечает лицензированный на стороне популярный ныне движок Havok.
Вроде бы все неплохо, правда? Слегка смущает лишь неприлично «кондовый» дизайн меню и слишком уж примитивные по нынешним временам модели автомобилей. Без задней мысли запускаем «Карьеру», получаем начальные 100 виртуальных рублей, водительское удостоверение класса «D» и бесплатный (самый простой) автомобиль без всяких намеков на модернизацию.
Первый же заезд вгоняет в самые тягостные размышления о дальнейшей судьбе игры на личном жестком диске: машина, чутко слушаясь незаметных приказов физического движка Havok, прыгает по кочкам как бешенная корова и старается при каждом удобном случает воткнуться в стенку очередного поворота. Сзади напирает толпа соперников, впереди — на самом горизонте или чуть-чуть за ним — маячит лидер.
Единственный плюс первого из 24 имею­щихся в игре треков — условная бесплатность. Для участия в соревнованиях на нем не нужно платить вступительный взнос, что, однако, не лишает геймера «удовольствия» выложить пару-тройку сотен виртуальных рублей за послефинишный ремонт машины. А избежать его (ремонта) практически невозможно: даже филигранно проходя трассу, ни разу не «пощупав» бампером отбойник, стенку или угол, вам вряд ли удастся запретить отстающим соперникам идти на абордаж при каждом удобном случае. Впрочем, отточенные до предела бульдожьи инстинкты не мешают компьютерным соперникам демонстрировать запредельно низкий уровень интеллекта, пафосно заваливая своими жестяными телами стратегически важные места любого мало-мальски прилично сконструированного трека.
В игре, повторюсь, 24 кольцевых уровня. Создать 24 бездарные поделки — это слишком даже для польской «школы» игроделанья. Поэтому все треки делятся на три неравные части: «убогие», «лотерейные» и «правильные». В первые играть можно только по принуждению, что и проис­ходит благодаря «великолепным» правилам соревнований в «карьерном» режиме. Во вторые играешь ради шутки, ибо дизайн их так замысловато комбинируется с искусственным интеллектом противников и естественным — игрока, что предсказать, какое именно место ты займешь на этот раз просто невозможно. Может, первое. Может, шестое. Ни тот, ни другой вариант, что характерно, о гонщике ничего говорит.
sud3

Наконец, треки «правильные». Тут все как у людей: позиционная борьба, силовые приемы, хитрости и море настоящего соревновательного момента, благополучный исход которого напрямую зависит от мастерства. И все бы хорошо, если бы не…

Ogniem i Mieczem
Авторы из City Interactive могли сделать пусть и не хитовую, но вполне годную для периодического употребления игру в жанре «гонок на выживание». Надо было просто создать несколько треков приличного дизайна, несколько машин с разной физической моделью, не слишком отталкивающую графику и сбалансированный игровой процесс. В каждом из вышеперечисленных пунктов варшавские умельцы совершили по грубейшей ошибке…
О треках почти все сказано в предыдущей главе. Почти. За пределами заключительного многоточия осталась две «изюминки» польского восприятия понятия «fair play» (честная игра). Первая: независимо от вашей «карьерной» репутации, на старте автомобиль геймера ВСЕГДА ставят последним в правом ряду. Фокус в том, что примерно половина всех и большая часть «правильных» треков начинается с левого поворота. Второе: заметив, что преимущество геймера слишком уж вызывающе, некоторые отстающие автомобили противника резко увеличивают скорость, пролетают мимо и уходят в несокращаемый отрыв. Тройная модернизация мотора, тормозов и системы управления вашей машины ничего принципиального не дает.
Обилие машин с трехступенчатой модернизацией каждой из четырех функций (трех на первых этапах), их достаточно индивидуалистическая модель управления и неплохой внешний вид на любой стадии разрушения можно было бы занести игре в огромный плюс. Но! Тут тоже все сделано до боли неграмотно: почему, вложив в модернизацию автомобиля полсотни тысяч виртуальных рублей, я должен все это терять при покупке новой машины? Не подходят детали (хотя никакие детали в игре не фигурируют — простые пункты модернизации: один, два, три квадрата на шкале)? Хорошо — сделайте так, как это принято во всех нормальных играх: приплюсуйте вложенные в модернизацию средства к продажной цене старого авто.

sud5

Наконец, последний удар по престижу проекта — совершенно идиотская задумка не пускать геймера в следующий водительский класс без победы во всех соревнованиях класса текущего. Причем самый лучший, самый денежный (при соответствующем умении) и самый интересный этап соревнований — смертельные автобои на специальных аренах (вот она — истинная Destruction Derby!) — вообще не идет в зачет!
Что еще можно сказать о «ГВ2003», кроме сакраментального «истинно польская игра»? Много пафоса, неплохая идея, крайне глупое (не плохое — именно глупое, с массой просчетов) исполнение. Скажете, типичное — для восточноевропейских или, тем паче, славянских программистов? Ну не знаю: посмотрите российскую «Недетские гонки» (хваленому Havok большой привет!) или украинскую «Hover Ace» (где в жанре «гонки на выживание» достигнут превосходный баланс между «гонками» и «выживанием», а искусственный интеллект хоть и агрессивен, но вполне адекватен).

Smash Up Derby («Гонки на выживание 2003»)
Жанр: гонки на выживание
Сюжет: машины мочат друг друга
Издатель в России: Руссобит-М
Разработчик: City Interactive
Требуется: PIII-700, 128 MB, 3D
Рекомендуется: P4-1400+, 256+ MB, 3D (GeForce 3-4)
Мультиплеер: LAN, modem
Сложность: средняя
Знание английского: не нужно
Графика: 72%
Звук и музыка: 75%
Управление / Дизайн: 76%
Игровой интерес: 67%


Рекомендуем почитать: