Новогодний баскетбол

В узких кругах виртуальных спортсменов почему-то принято считать, что EA Sports, несмотря на свой гипертрофированно-звездный статус, таки умеет делать симуляторы баскетбола. Доказательная база, в принципе, незамысловата: ежегодно сливая ориентированную на Европу, Южную Америку и Азию серию FIFA, неторопливо доводя до ума серию NHL — усладу каждой уважающей себя канадской семьи, — разработчики просто не имеют права сделать плохую игру по мотивам любимой игры своей родины — если, разумеется, не хотят, чтобы бритые ребята из ближайшего черного квартала разгромили их офис…

Самое важное размышление
Глупо начинать с самого важного, но уж не обессудьте, скажу: так, как это показано в NBA Live 2003, в баскетбол не играют.­ Ни в Европе, ни в NBA.
Причем поначалу кажется, что все в порядке. Традиционно удобный интерфейс в оранжевых тонах и, под броский хип-хоп, режимы сетевой и одиночной игры, сезон, тренировка, полюбившаяся многим еще в NBA Live 2001 игра вдвоем на одном кольце… Давно знакомый набор опций также достаточно велик, вмещая графические, игровые, звуковые настройки и настройки уровня сложности. Как раз сложность и вызывает первое недоумение…


Суть происходящего на экране: никогда еще в серии NBA Live не было так просто играть на уровне “Rookie” и так тяжело — на уровне “All Star” (предпоследний по “старшинству” уровень). Что самое неприятное — мягкого наращивания сложности не существует и уже со второй — “Intermediate” — ступени на площадке начинает происходить несусветное. Блокируется большинство ударов по кольцу. Перехватывается — от трети до половины. Арбитр в открытую подсуживает AI, а если матч происходит на его домашней площадке, то создается такое ощущение, будто команды играют по абсолютно разным правилам…
Однако главное даже не это. Игру убивают три сомнительных “нововведения”. Первое: мудреные алгоритмы вычисления морального состояния команды AI, благодаря которым удачно проведенная двухминутка будит в его кремниевых мозгах непобедимого монстра (если помните, такое уже бывало у EA Sports — игра называлась NHL 2002). Второе: стратегия содержания на стороне противника своих нападающих (очевидно позаимствованная разработчиками с баскетбольных площадок негритянских гетто), благодаря которой атака развивается со скоростью броска мячом от одного кольца до другого. Третье: невероятно неудобное, усложненное управление.

Не менее важное разъяснение
Если кто не в курсе, у Sony PlayStation 2, на которой NBA Live 2003 вышла и, уверен, набрала охапку наград и благодарственных откликов от народа, замечательные джойстики (они же, иногда, геймпэды): крестовина, два аналоговых рычага под большие пальцы рук, четыре аналоговые кнопки и четыре шифтера по краям около шнура…
Естественно, подобные агрегаты имеются и для персональных компьютеров. Вот только распространение их даже среди настоящих геймеров настолько невелико, что все спортсимы — игры, для которых, собственно, и были созданы эти манипуляторы, — всегда делались с огромной оглядкой на клавиатуру. Даже параллельная разработка сразу на несколько платформ — обычная практика последних лет — ни в коей мере не поколебала этой традиции.
В NBA Live 2003 практически нереально играть на клавиатуре. И вроде бы кнопок используется немного — не в пример некоторым замороченным играм, а функции на них закреплены абсолютно без учета раскладки, конфигурации и особенностей человеческой психики.
Простой пример: раньше бросок, прыжок и блок были на одной клавише — как ее функции в защите и нападении. То ли игрок прыгал без мяча и ставил блок, а то ли прыгал с мячом и кидал его в кольцо. Теперь бросок и блок — это две разные кнопки. У броска в обороне появилось парой “заграждение” (не самая полезная функция), а у блока в нападении — финт с накруткой игрока вокруг своей оси.

Просто важное дополнение
За геймплеем мы как-то забыли, что компьютерная игра, тем более по мотивам столь пафосного явления, как Национальная баскетбольная ассоциация, это еще и зрелище. Со зрелищем в NBA Live 2003 как-то не очень. Без души, без размаха, без должного идолопоклонства перед благами прогресса…
В движке NBA Live 2003 нет ощущения праздника — вот какая проблема. Площадки слишком стерильны из-за недостатка полигонов и очень однородного текстурирования. Скромное освещение, явный дефицит с эффектным затенением и использование отражающих поверхностей на самом примитивном уровне: пока сестры по фирме-матери — NHL и FIFA — набирались лоска и визуального качества, серия NBA Live упорно пытается удивить владельцев видеоускорителей первого поколения. Движок наращивает полигональную массу на игроках, но внутренне остается неизменным с приснопамятного 1998 года.
Движок уровня NHL Live 2003 хорошо смотрится на консолях. Gamecube, Xbox, всеми обожаемая PS2… Четвертый “пентиум” с GeForce 4Ti подобного унижения, думается, не заслужил…

Неважное послесловие
Возможно, некоторым из вас покажется, что претензии мои излишне субъективны. И это, безусловно, так: я действительно не слишком жалую баскетбол как спорт и Национальную баскетбольную ассоциацию — как зрелище, я на самом деле не люблю хип-хоп и предпочитаю, чтобы негры пели джаз и играли блюз, я реально не испытываю никого желания тратить хоть сколько-нибудь значительную сумму денег на десятикнопочный геймпэд с двумя аналоговыми штырьками ради пары игр, коль скоро он не является общепринятым на персональных компьютерах устройством ввода и, наконец, я и впрямь привык, что в конце 2002 года большинство игр использует максимум функций современных видеокарт, благодаря чему на меня с экрана все реже смотрят плохо оттекстуренные, малополигональные и невменяемо освещенные морды…
При этом лично вам игра может очень понравиться.

Игра: NBA Live 2003
Жанр: спортивный симулятор
Сюжет: баскетбол
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: EA Sports
Требуется: PII-450, 128 MB, 3D
Рекомендуется: PIII-700+, 256 MB, 3D with T&L, analog pad
Мультиплеер: LAN, Modem, I-net
Сложность: настраиваемая
Знание английского: желательно
Графика: 80%
Звук и музыка: 70%
Управление / Дизайн: 75%
Игровой интерес: 80%


Рекомендуем почитать: