Нормальные герои

Мера мамхэрэбс удзиро зецаг, замбахис твери.
Ту мэмхис мгери ту севдиано маица мгери.
«Чито-грито», песня из к\ф «Мимино»

Первое, но, к счастью, не катастрофическое для дальнейших потуг осмысленное ощущение от лобовой встречи с Search and Rescue 4 (далее — SAR4) — надо-таки читать мануал. Неизвестно на чем зиждившаяся надежда на лоботомию игры по многочисленным просьбам поклонников былых частей в полной мере не оправдалась, и игра, значительно подобрев, не превратилась, однако, в бездумную профанацию с тремя с половиной клавишами управления.

Листая высокохудожественные и крайне поучительные главы, постепенно познаешь­ всю теоретическую многогранность ожидающих нас приключений: тут и описания работы с подопечным персоналом (кроме нас в вертолете присутствуют бортмеханик, прошедший краткий курс ОБЖ, аквалангист и приходяще-уходящие врач и команда санитаров с носилками (носилки наши!)); и краткий курс аэродинамических подробностей поведения вертолетов в воздухе; и небольшие практические советы по пилотированию… Наконец, на предпоследней странице обнаруживается искомое — список клавиш управления из полусотни позиций.
Счастливого полета, дорогие товарищи!..


Ну где же ваши ручки?
До того, что качественный джойстик с рычажком газа катастрофически желателен, доходишь не сразу. Свежий утренний воздух, небольшая облачность и наилегчайшее задание в виде неспешной воздушной прогулки по живописным окрестностям не располагают к глубоким размышлениям и мудрым выводам. Мерное покачивание корпуса курсорными клавишами с постепенным заучиванием клавиатурных аккордов в ходе их неторопливого практического применения ненавязчиво создают ложную картину легкости бытия даже с включенной опцией «реалистичной» физики полета…
Все меняется, когда медленно, но верно мотор игровой кампании раскручивается до полных оборотов: небо заволакивает облаками, начинается дождь, гроза, ветер крепчает, превращаясь в штормовой (с порывами), — с наступлением сумерек наш вертолет приглашают на вылет.
Полет в режиме полного реализма, когда порывы ветра достигают 30-40 узлов, а на борту находится тяжелораненый, истекающий кровью, пассажир — вещь не для слабонервных вертолетчиков с одинокой клавиатурой на столе. Каждая ошибка пилотирования, каждый необдуманный и недостаточно ловко выполненный маневр тут же оборачивается проблемами, исправить которые либо невероятно сложно (о внутримиссионных Save/Load SAR4 не знает, как и положено качественному проекту для настоящих героев), либо невозможно вообще (в меню кампании присутствует специальная опция — «смертность пилота». Если ее включить, то лог-файл геймера в случае катастрофы вверенного ему вертолета просто закрывается).

Диетическая
«Упрощенная» физика одиночных миссий смазывает детали, но не отменяет нюансы — прискорбный для некоторых факт, навсегда закрывающий для игры двери в развеселый мир аркад. Даже кастрированные законы аэродинамики, позволяющие вытворять над винтокрылой машиной какие-то совершенно фантастически-извращенные вещи, не заменят прожившему большую часть своей жизни в шутерах геймеру лишний десяток пальцев и не добавят третью руку, когда ночью придется, одновременно поддерживая крейсерскую скорость и заданную высоту, рыскать по земле лучом прожектора в поисках пострадавшего.
С другой стороны, для совершенно необучаемых граждан в режиме кампании наличествует опция неуязвимости, по включении которой можно смело брать на абордаж любые горы и приземляться на место событий путем элементарного пикирования из-под облаков. Счастье? Нет.
Беда в том, что с отменой ВСЕХ сложностей управления и нюансов аэродинамики игровой процесс чудовищно теряет интересность, превращаясь в безгранично абстрактную вещь, наподобие арифметической задачки о пунктах А и Б. Ведь сказать по правде, задания в кампании (по совместительству — одиночные миссии), хотя и крайне разнообразны по вводным данным, до неприличия однотипны по алгоритму прохождения. Единственное, что позволяет геймеру непрерывно получать адреналин в кровь — разнообразные внештатные ситуа­ции. Как заранее подготовленные, так и созданные им самим по недоразумению.

Взлет разрешаю
SAR4 выглядит невероятно соблазнительно и «вкусно» за счет своей незатасканной идеи. Даже не обладая необходимыми умениями и навыками виртуального пилота, никогда не играя в разнообразные летные симуляторы и не имея необходимого оборудования (имеются в виду джойстики, педали, рукоятки газа…) для полноценного общения с проектами данного жанра, ее хочется попробовать и… почти наверняка крепко обломать зубы об «реалистичный» режим пилотирования, а кинувшись в другую крайность — упрощение, — не увидеть всей прелести этой игры за монотонным геймплеем.
В связи с этим крайне неприятным фактом оказывается невозможность изменения сложности по ходу кампании и отсутствие функции «неуязвимости» вертолета в одиночных миссиях — приходится бегать туда-сюда, создавая несколько учетных записей с различными профилями ­реализма происходящего. Если б сделать данную систему чуточку гибче — игре бы не было цены. Пока же SAR4 можно порекомендовать лишь достаточно опытным «симуляторщикам» и обладающим неограниченным свободным временем рядовым геймерам, не боящимся трудностей обучения.

Search and Rescue 4: Coastal Heroes (Служба спасения: Береговая Охрана)
Жанр: вертолетный симулятор
Сюжет: Чип и Дейл спешат на помощь
Издатель: Global Star Software
Издатель в России: Акелла
Разработчик: InterActive Vision
Требуется: PIII-500, 64 MB, 3D
Рекомендуется: PIII-800+, 256+ MB, 3D, джойстик, педали
Мультиплеер: отсутствует
Сложность: выше средней
Знание английского: не нужно
Графика: 4
Звук и музыка: 4
Управление / Дизайн: 4-
Игровой интерес: 4


Рекомендуем почитать: