Ночь перед Рождеством

В период с 1-го по 25-е декабря все индустрии, так или иначе связанные с развлечениями, испытывают рождественский бум продаж. Хорошо зная о нём, маркетологи готовят на этот период появление самых «вкусных» книг, фильмов, игр, которые, по их мнению, просто сметут с полок одуревшие от подарочной лихорадки люди...

Хватай мешки – вокзал отходит!
Впрочем... А кто, собственно, вам сказал, что на Рождество выходит что-то особенное? Ведь зная, что потребители в декабре сходят с ума, некоторые издательства, наверное, не отказали себе в «невинной» шалости под шумок выпустить и продать какую-нибудь завялящуюся халтурку. В любом случае, узнать, так это или не так, нам поможет лишь дотошный анализ.
В нашем сегодняшнем материале мы постараемся вспомнить, какие именно игры выходили перед Рождеством и как в дальнейшем складывалась их судьба...

И так сойдёт!
Конечно, никто специально игр для
Рожества не делает. Я имею в виду крупные игры, весь успех которых привязывают к этой зимней истерии. Чаще всего дело происходит так: плановые сроки выхода проекта оказываются в опасной близи с роковым периодом и... игра либо удерживается какое-то время в состоянии боевой готовности, чтобы ровно в срок попасть на полки магазинов, либо процесс её разработки подгоняют острыми стимулами – чтобы уложиться во вновь намеченные сроки и попасть под вожделенный денежный ливень.

Естественно, если разработчик и издатель вынуждены идти вторым путём, им приходится соглашаться на некоторые внутренние компромиссы. Которые – и это тоже естественно – выливаются в проблемы с доводкой игры до товарного вида. Ярким примером – отрицательным, чего уж греха таить – подобного подхода может служить история с Quake 2. Как вы, возможно, помните, версия за номером 1.00 появилась в середине декабря 1997 года, и ни авторы, ни разработчики не скрывали, что подгоняли время релиза к визиту Санта‑Клауса по домам геймеров-малышей и геймеров-взрослых. Что ж, торопливость дорого обошлась малышам, взрослым, Кармаку сотоварищи и Activision: без вскоре вышедшего обновления супершутер представлял собой с трудом запускающуюся смесь нулей и единиц, по чьему-то злому умыслу записанную на пластик компактов и разложенную в яркие картонные коробки.
Интересно, что другая чрезвычайно популярная игра – Diablo – вышла за день до рождественского ажиотажа, 30-го ноября 1996 года. Причём, её европейский релиз пришёлся уже на 1997 год. То есть люди из Blizzard дважды наплевали на все эти правила разумного ведения бизнеса и... в итоге только выиграли от этого.

Рождественские неурожаи
Интересно посмотреть, насколько вообще высоко качество рождественских релизов? Правы ли люди, ожидающие от этого периода каких-то новогодних чудес? Например, таинственного всплытия на магазинные полки невесть откуда взявшейся игры года...
Что ж, давайте пороемся в архивах и посмотрим, в какие годы выходило что-то путное в первые две декады декабря... Берём в руки сайт «Game Rankings» (www.gamerankings.com) и... 2000 год.
Лучшей игрой года в 2000 считается на сайте Baldur’s Gate II: Shadows of Amn – дата релиза: 24 сентября. Следующая за «Вратами» Unreal Tournament, вышла в 1999 году (30 ноября!) и была переиздана в октябре 2000.

Наконец, третья и четвёртая игры 2000 года: The Sims и Deus EX. Первая вышла 31 января, вторая – 26 июня.
Чтож, XX век не порадовал нас венценосными рождественскими релизами. Может быть, переступив порог милленниума, игровая индустрия стала более экономически усердной и ответственной?
2001 год. Лучшая игра – Max Payne. Дата выхода – 23 июля.
2002 год. Лучшая игра – Grand Theft Auto 3, 20-24 мая (20-го – в США, 24-го – в Евросоюзе). Идущая по пятам – WarCraft 3, 7 марта (США) и 7 июня (Европа).
2003 год. Лучшая – Star Wars: Knights of the Old Republic (на самом деле, GTA: Vice City, но, сдаётся нам, это какой-то фокус-покус). Появилась на свет 11 ноября (США) и 5 декабря. 5 декабря – наконец-то на Рождество можно было купить что-то, что имело шансы остаться в золотых скрижалях игровой индустрии.
В том же 2003 году вышла Call of Duty. Вышла скромно – в ноябре месяце, за несколько дней до набегов геймеров на склады с рождественскими подарками.
Вам интересно, что было дальше? Примерно то же самое: 2004 год – Half‑Life 2, ноябрь 16-е, повсеместно. 2005 – Civilization IV (да, так думаем не только мы!), 25 октября. 2006...

Последние дни 2006-го
Всё вышесказанное фактически должно было подвести вас к мысли, что выбирать лучшую игру 2006 года и лучших представителей жанров в 2006 году можно уже сейчас. Что же у нас в данном случае получится?
Хуже всего обстоит дело с шутерами от первого лица. Фактически, серьёзный выбор можно делать лишь между двумя более или менее качественными проектами Red Orchestra: Ostfront 41-45 и Prey. За первым – отличный игровой процесс и утомившая всех и вся тема Второй Мировой войны, за вторым – сумасшедший дизайн карт и порождаемые им странности игрового процесса и, как ни странно, сюжета. Примкнувшие к шутерам ужастики от первого лица – Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth и Condemned: Criminal Origins – мы вряд ли допустим в обобщённую номинацию, ибо – чревато конфузом, разрядить который не сумеют ни Half-Life 2: Episode One, ни Call of Juarez.

Цветение и аромат кроваво-гимнастичных забав от третьего лица мы отметили ещё на излёте лета. К ночи перед рождеством тут мало что изменилось: Tomb Raider: Legend, Hitman: Blood Money, Devil May Cry 3: Dante’s Awakening SE, Stubbs the Zombie in Rebel without a Pulse... За время умирания трав и листвы к ним добавилась GTA-подобная авантюра (не путать с адвенчурой!) Just Cause – скетч-новелла по недоразумению рождённая трёхтомным романом и LEGO Star Wars 2: The Original Trilogy – проект в высшей степени отличный, но – очень специфический. Конечно, с шутером от третьего лица могло бы вообще не быть никаких вопросов, но... пока Gears of War является эксклюзивом приставки Xbox 360.
В ролевых играх пополнение. Dungeon Siege II, Neverwinter 2, Gothic 3 и «Санитары подземелий». Последний, наверное, уже со стопроцентной гарантией становится «Лучшей отечественной», а вот к Gothic III есть многочисленные вопросы. «Герры, – хочется сказать нам господам из Pluto 13, – как можно выходить на войну с Oblivion в настолько разобранном виде? Вы же немцы, господа, а не папуасы. Стыдитесь! Ай-ай-ай!»
Dungeon Siege 2, Neverwinter 2 и «Санитары» – игры примерно одной весовой категории, особенно если ты не живёшь в России. Ролевыми чемпионами в 2006-м им, наверное, не стать, но отхватить медальку с повышенным содержанием бронзы – вполне по силам. В любом случае, борьба предстоит очень нешуточная.
Квесты к зиме на территории России опять превратились в нехорошее подобие Клуба Весёлых и Находчивых (КВН), причём седьмая часть краснознамённого сериала «Петька и ВИЧ» смогла ухватить лишь кусочек веселья, а «Яйца Фаберже. Приключение» отличились ещё и уже подзабытой на наших северных широтах находчивостью.
Стратегий в 2006 году навалом. Почти все – хорошие. Хорошие «Герои меча и магии 5», хорошие «В тылу врага 2». Отличные Company of Heroes и замечательные Galactic Civilizations 2: Dread Lords.

Да, очень сильно разочаровала Warhammer: Mark of Chaos, которая грезилась духовным и интеллектуальным продолжением Shadow of Horned Rat и Dark Omen, а сумела лишь пустить в глаза полигональную пыль за счёт массовки из орков, крыс, гномов и людей различных военно-полевых профессий. Зато не подкачали The Settlers 2 в новой обёртке. Всё-таки хорошая обёртка качественному шоколаду – не помеха.
Что такое симулятор и чем он отличается от эмулятора – понимать с каждым годом всё сложнее. Need for Speed: Carbon – по-любому не симулятор, как, кстати, и Flatout 2. Положив эти игры на разные чаши аптекарских весов, мы с удивлением отмечаем, что автоэротика от Electronic Arts на этот раз безоговорочно побеждает даже при посильном участии судьи-эстета. Видимо, финны тормозят так же быстро, как и разгоняются.
Обойма спортивных релизов традиционно представляет весёлый отряд из сиротского дома: NHL, FIFA, Pro Evo Soccer 6 (не в смысле ‘06 – просто так совпало...) – каждая из них по‑своему хороша, в каждой из них можно получить дозу спортивного кайфа. Вопрос о чемпионстве, видимо, будет решать жребий – если, конечно, Electronic Arts не пригласит на работу господина Гиннера...

Здравствуй, Дедушка Мороз...
В целом год 2006 – год серый, но не провальный, как 2005. Хорошие игры есть и, надеюсь, будут. Ведь Дедушке Морозу иногда приходится совершать чудеса – чтобы не стыдно было детям в глаза смотреть...


Рекомендуем почитать: