Невезучий убийца

Я понимаю, граждане, что после произнесения слов «симулятор диверсанта» в голове сразу всплывают нетленные образы мужественных полигональных парней в защитного цвета одеждах и черных масках, море реального оружия с честно просчитываемыми ТТХ, вид от первого лица, террористы, коммунисты, фашисты и почему-то Том Клэнси. Вариации редки, прочно обосновываясь в смежном околостратегическом «отсеке» Squad Tactical Sim, где время обычно бежит отрезками длинной в один ход (в последнее время также модно делать так называемое "реальное время с возможностью паузы по нажатию «пробела»), а сами бойцы напоминают вооруженных зайцев, которым постоянно приходится менять их Energizer.
Короче, чего там говорить: жанр «симулятор диверсанта», урожденный почти чистокровной аркадой, за последние 15 лет сильно испоганили прогрессом…

Универсальный солдат
Как известно, рецепт создания игрового шедевра, равно как и игрового «отстоя», крайне лаконичен: в первом случае надо взять максимально простую идею, воплотить ее в жизнь со всей тщательностью, а потом добавить к созданному щедрую пригоршню разнообразных интересных улучшений, особенностей и задумок. Во втором случае поступить необходимо строго наоборот: взять на вооружение необъятно амбициозную идею, начать воплощать ее в жизнь, сто раз ошибиться в собственных возможностях и силах, попутно вырезая с мясом все, что мешает продвинуться по пути создания законченного продукта. Ясно, что в первом примере получится аккуратный проект со множеством интереснейших возможностей игрового процесса, а во втором — уродливый монстр, половины игровых возможностей которого нет в помине, а другая половина хоть и присутствует, но явно сделана людьми с нарушениями психики.
Однако самое интересное заключается в том, что оба проекта обычно позиционируются их разработчиками как многожанровые и универсальные.

Принцип действия
Польская компания Drago Entertainment, известная ценителям прекрасного с конца прошлого века по аркаде Hell-Copter, доросла, наконец, до «большого» игрового проекта — «многожанрового и универсального». Действительно, глядя на Cold Zero не сразу поймешь, чего в этой игре больше: действия, стратегии, ролевого начала или «диверсионной» симуляции — проще говоря, что из перечисленного является той «стержневой» идеей, на которую «надеты» остальные добавки. В том же, что новинка построена по классическому рецепту в его «правильной» редакции сомневаться не приходится…

Боевик (член бандформирования)
Джону МакЭффри не везло так, как может не везти только главным героям компьютерных игр в жанре «экшен»: элитный спецназовец, снайпер-профессионал, сплоховал на боевом задании, не подчинился приказу и, метясь в бандита, подстрелил заложника. Хотя по всем законам цивилизованных стран после такого инцидента следует судебное разбирательство и тюремный срок, дело Джона спустили на тормозах, ограничившись чисто символической карой — немедленным увольнением с занесе­нием соответствующей записи в личное дело. Теперь мистеру МакЭффри невозможно было устроиться даже сторожем в ясли. Выход оставался один: частный бизнес. Какое-нибудь охранное или частное детективное агентство. Но и эту мечту не удалось осуществить должным образом — кто, интересно, пойдет к частному детективу, о котором передовицы популярных газет однозначно пишут «убийца невинных»?

1b

Постепенно Джон скатывается почти на самое дно жизни: его офис расположен в жутких трущобах, его долги растут чуть ли не ежесекундно, а сам он пропадает на третьесортных заданиях по отлову и фотографированию неверных жен и мужей. Казалось бы, перспектив нет никаких, однако… в этот самый момент мистер Мак­Эффри переходит дорогу местной итальянской мафии…
В принципе, на этом наша история могла бы и закончиться, ибо исход противостоя­ния отдельно взятого частного детектива (пусть и ветерана-спецназовца в прошлом) и мафиозного клана общеизвестен, но… Крестному отцу клана в обязательном порядке понадобился квалифицированный боец, способный в одиночку решать всяческие щекотливые дела наиболее действенным на свете способом — через физическое уничтожение конкурентов. Предоставив Джону незамысловатый выбор: работа на мафию или смерть, — Дон дал начальный толчок долгой, длиной в 15 эпизодов-уровней, истории о боевых похождениях бывшего спецназовца МакЭффри.

Стратег (и тактик)
О стратегии и тактике в игре Cold Zero можно рассуждать с очень большими оговорками. С одной стороны, команда, состоящая из одного героя, и реальное время игрового процесса не дают нам повода хоть как-то прислонить разворачивающееся на экране действо к удобно-расплывчатому термину Squad Tactical Sim (русский вариант, как вы, наверное, знаете звучит так: «тактический симулятор боев малыми отрядами»). С другой же стороны, численный перевес противника, колеблющийся от уровня к уровню около отметки «полсотни душманов на одного героя» не позволяет окончательно поверить в то, что удачное прохождение эпизодов осуществляется нами исключительно по причине необыкновенной ловкости и нечеловеческой реакции.
Все точки над «ё» расставляет безупречный дизайн карт, ненавязчиво заставляющий геймера напрягать мозги для поиска оптимального варианта преодоления очередного препятствия. Не ставя никаких условий и не создавая никаких ограничений, дизайн в Cold Zero делает все возможное для того, чтобы любой из десятка вариантов прохождения уровня всегда выглядел бы целостно, зрелищно и осмысленно.

Роль: ты кто?
Выбор тактического варианта прохождения уровня (да и всей игры в целом) облег­чается (или осложняется? Ведь альтернатива — всегда усложнение!) «ролевой» системой развития главного героя, с помощью которой Джон МакЭффри может превратиться как в окончательного Рэмбо, идущего в бой с двумя пулеметами наперевес (литературное преувеличение), так и в безоговорочного рыцаря плаща и кинжала, бьющего из тени сильно и наверняка.

cz5b

Вкратце это выглядит так: у героя есть 4 основных параметра («Сила» отвечает за максимальный вес переносимых трофеев, табельных стволов и боеприпасов к ним, «Стрельба» — общее умение обращаться с оружием, «Скрытность» — бесшумность и незаметность передвижения, «Техника» — общее умение ремонтировать оружие, вскрывать кодовые замки, приделывать к оружию дополнительное оборудование (снайперские окуляры, глушители…)) и 5 основных умений («Рукопашный бой» — не только кулаки, но и ножи, топоры, бритвы и так далее, «Пистолеты», «Пистолеты-пулеметы», «Дробовики» и «Винтовки» — внимание: АК-74 — это ВИНТОВКА). Вначале все они равны нулю, но у героя есть 5 очков «роста», за счет которых вы можете «купить» улучшение параметра. Цена улучшения равна его уровню — то есть, чтобы с нуля перейти на первый уровень нужно 1 очко, с первого на второй — еще два, со второго на третий — еще три и так далее. После распределения очков «копилка» пустеет и новые 5 очков туда добавляются только после набора 500 очередных баллов «опыта». Баллы даются за убийство врагов, за починку оружия, за открывание кодовых замков… Да много за что…

Симуляция диверсии
По сложности исполнения внешняя среда никоим образом не уступает фигуре главного героя, вступая с ней в комплексные, весьма реалистичные взаимоотношения.
Во-первых, при ходьбе МакЭффри издает­ шум, для уменьшения которого существуют 4 режима передвижения: скрытный, полускрытный, обыкновенный и бег. Во-вторых, все действия Джона требуют от него «выносливости», которая постепенно восстанавливается после совершения этих самых действий. В-третьих, наш герой не только «слышим» врагами, но и видим — причем в прямой зависимости от освещения того места, где он стоит, расстояния до врага, направленности его (врага) взгляда и… одежды, в которую одет наш герой. Именно последнее оправдывает покупку защитного цвета маскхалата за безумные 800 баксов перед миссией в осеннем лесу (или черного плаща в ночной миссии).

cz15b

Большим подспорьем в борьбе с врагом становятся три уникальные способности, заложенные в игру Cold Zero ее авторами: закатывание главного героя под низкие предметы (столы, лавки, машины) для маскировки, возможность стрельбы при ходьбе назад и вбок и… возможность стрельбы из-за угла. Последняя ценнейшая находка позволяет Джону неожиданно выскочить из-за стены, дать очередь из «Узи» по головам удаляющегося патруля и вернуться в исходное безопасное положение. Кстати, самого разговора об оружии, его реалистичности и правомерности ТТХ по версии игры Cold Zero просто не хочется начинать — огнестрельное, взрывное и клинковое гурманство авторов не знает границ. Особенно приятно, что «русские» миссии не завалены голыми «калашниковыми» и СВД, но довольно полно представлены образцам и отечественного ВПК.

Выводы
Так что же главное в Cold Zero? Действие? Стратегия? Ролевая система? Симуляция? Ничего подобного: главная идея польских мастеров проста и примитивна — аркадна, как говорят в игровой индустрии. Можно сколько угодно долго восхищаться графикой, интерфейсом, управлением, драйвом, необычными алгоритмами местного AI, ролевыми виньетками или стратегическими вензелями… Но в конце концов вам все равно придется чисто по-аркадному зайти за угол, взять в руки САМУЮ ГРОМКУЮ ПУШКУ, бабахнуть от души, а потом перемолотить сбежавшийся на шум батальон врагов из верного «Узи», «Калашникова» или «M16».
Скажете, в «симуляторах диверсанта» так не бывает. Но было — 15 лет назад, в легендарной Airborne Ranger. И есть — в «Cold Zero: Финальный Отсчет».

Cold Zero: Last Stand (Cold Zero: Финальный Отсчет)
Жанр: боевик с элементами стратегии и ролевой игры
Сюжет: частный детектив спасает мир через массовый расстрел уродов
Издатель: JoWooD Productions
Издатель в России: Руссобит-М
Разработчик: Drago Entertainment
Требуется: P-II 450 МГц, 64 MB, 3D
Рекомендуется: P-III 1000 МГц, 256 MB, 3D
Мультиплеер: LAN, Modem
Сложность: средняя
Знание английского: не нужно
Графика: 4-
Звук и музыка: 5
Управление / Дизайн: 5-
Игровой интерес: 5-


Рекомендуем почитать: