Недостоинство

Они разные, будто «папины дочки», и теперь их – одиннадцать. Готовьте пальцы, будем перечислять: первая – самая красивая (для 1995 года!), третья – самая весёлая, пятая, самая умная, бесконечная шесто-десятая – самая попсовая. Наконец, новенькая – одиннадцатая. Если кратко – странная. Если зло – неуклюжая. Если умно – расчётливая. Если честно – дающая надежду.

Третье поколение
Теперь уже нет сомнений в том, что поколение игр в серии Need for Speed длится ровно пять эпизодов. Первые пять выпусков NFS – проекты, на которые молились (по разным причинам) миллионы геймеров. Следующие пять – игры, где Electronic Arts старалась сделать название «Need for Speed» нарицательным для самой гламурной, самой усреднённой, самой модной, самой безвкусной автоаркады. И разумеется, самой прибыльной.
Need for Speed ProStreet как-то по-дурацки негламурна. С модой в игре тоже что-то не заладилось: первые машины, которыми здесь владеет геймер, вполне можно отнести к классу «помойка». Наконец, ProStreet не желает надевать уже привычный шутовской колпак, звать на свои видеовставки сочных девок и гонять по маслянистому асфальту городов со скоростью полтысячи миль в час.

20080112_nfs_2007_11_27_20_17_50_33.jpg

Короче говоря, после первого часа игры в NFS ProStreet картина выглядит так: это игра не веселит сиятельным трэшем, как предыдущие пять серий, она не обладает шармом первых пяти эпизодов, у неё ужасный интерфейс и стиль, который понравится лишь десятилетнему ребёнку. Это не аркада, это ещё не симулятор. Это не слишком красиво. Это довольно уныло.
Короче, я бы не стал винить тех, кто стёр NFS ProStreet после часового знакомства. Но и оправдания им нет...

Частности и общее
И всё же, сначала стоит разобраться с эффектом отвращения, который возникает поначалу. Отвращение это захватило не только вашего покорного слугу, но и многих тех, с кем ваш покорный слуга успел переговорить об NFS ProStreet. Если собрать все жалобы, то получится следующий небольшой список: кондовый интерфейс, ужасающе?подростковый стиль оформления карьерного режима, невнятная физика езды, нечувствительное управление, низкие скорости, странная графика, низкая сложность, примитивная система модернизации авто...

20080112_nfs_2007_11_28_22_06_17_98.jpg

Что сказать в оправдание игры? К сожалению – практически ничего: в той или иной степени, все претензии справедливы. Однако, умудряясь как-то ловко цепляться один за другой, масса мелких недостатков NFS ProStreet неожиданно превращается в одно существенное достоинство. Достоинство это – простой, но интересный игровой процесс. Первый час, пока глаза и разум выделяют детали и внешнюю сторону дела, он неприметен. Но потом, когда детали сливаются в единую картинку – логичную, понятную, притягивающую, – NFS ProStreet мягко преображается.

Дело и деньги
По сравнению с цыганствующими сериями с шестой по десятую, NFS ProStreet в первую очередь радует тем, что тут нет ничего лишнего. Перед нами честная гонка, без украшательств, без истерик, без натужного сюжета с использованием бывших в употреблении фотомоделей, без удручающе бессмысленной езды по псевдогороду.
Режим карьеры, если смахнуть с него мелково-асфальтовый налёт детства, прост и незатейлив – в лучших традициях классических автоаркад. Состоит он из, условно говоря, этапов большого пути. Каждый последующий этап открывается, если геймер победил в положенном количестве соревнований предыдущего этапа. Соревнования – они же «праздничные дни автоспорта» – гроздьями висят вокруг карьерного ствола, ветвясь и перекликаясь самыми различными дисциплинами. Дисциплины эти – гонка по кругу, драг-рейсинг, дрифт (езда с управляемым заносом), спринт на суперкарах. Каждый «день» состоит из ряда дисциплин – от четырёх до семи. Участвуя и побеждая в гонках по определённой дисциплине, игрок завоёвывает очки и деньги. Очки идут в копилку счёта, а деньги – просто в копилку или на оплату косметического ремонта болида (в случае, если геймеру не удалось проехать трассу без аварийных приключений).
С точки зрения личного прогресса, для геймера каждый соревновательный день делится двумя отметками (выражаются в очках): победы и полного доминирования. Для победы в соревновании надо выиграть примерно половину дисциплин или прийти вторым-третьим во всех. Для доминирования – выиграть все дисциплины дня. После того, как одержана победа, геймеру дают немного денег и случайно выпавший в лотерею приз (деталь для модернизации, купон на бесплатную починку, деньги...). После доминирования – ещё один приз и много денег. Таким образом, хотя игра и не требует проходить все соревнования до конца, жажда наживы подталкивает геймера к героизму.

Искусство проиграть
Собственно, если разобраться хорошенько, героизм этот невелик. Трассы в NFS ProStreet продуманы и сделаны так здорово, что любой человек, хоть немного обладающий мозгами и навыками игры в автоаркады, легко сможет обходить соперников. Даже, извините за интимную подробность, на клавиатурном управлении.
Правда: чтобы проиграть, в NFS ProStreet надо очень постараться. Например, цинично не модернизировать автомобиль на протяжении нескольких соревнований кряду, чтобы в конце концов соперники обходили тебя по техническим характеристикам как минимум вдвое.

20080112_nfs_2007_11_27_20_31_01_71.jpg

А ещё можно назначить на дисциплину конструктивно не соответствующую ей машину. Дело в том, что NFS ProStreet позволяет держать геймеру в личном пользовании целый автопарк, целенаправленно «прокачивая» каждое авто в соответствии с требованиями дисциплины. Понятно: на драг-рейсинг лучше выставлять лёгкие и мощные болиды, на трек – маневренные, на спринт – сверхскоростные. Тем не менее, игра вовсе не принуждает пользоваться именно таким рецептом успеха: вы вольны прописать на «драг» танкообразного монстра, какими славился американский автопром 70-х годов прошлого века.

Разумная красота
Автомобилей в NFS ProStreet представлено достаточно. Тут есть и «европейцы» среднего класса, и трековые суперкары, и классика времён disco, и дорогие игрушки миллиардеров и вездесущих москвичей. Понимая, что геймер просто не в состоянии купить и опробовать всё это богатство на протяжении «Карьеры», игра выучила финт из репертуара приставочной Grand Turismo 4. Иногда дизайнеры (в качестве жеста доброй воли) выдают для очередного соревнования пару новых тачек. Вместо имеющихся. Чисто – порулить.
Удовольствие от езды на неведомых колёсных «зверушках» тем сильнее, что их починка также происходит за казённый счёт.
Систему модернизации и тюнинга в NFS ProStreet можно назвать стандартной для нынешнего поколения автоаркад. Безликие детали с мало кому о чём говорящими «реальными» именами стоят некую условную сумму и поднимают одну из трёх характеристик авто (для разного класса машин они слегка различаются) на какие-то условные баллы.
Значимый для технических показателей тюнинг (фальш-пороги, антикрылья, диски, шины) также стоит своих денег, а вот покрасить машину и налепить на неё всяческие соблазнительные наклейки уже можно бесплатно.
В целом заметно, что тюнинг (в широком смысле слова) перестал быть для разработчиков NFS ProStreet фетишем. Более того, явно видна попытка вернуть модернизацию болидов в русло разумности и целесообразности.

Переаркадный недосимулятор
Некоторые игравшие упоминают недобрые аркадные замашки NFS ProStreet – де, игра не прочь дать фору компьютерным оппонентам, особенно во второй половине «карьерного» прохождения.
С другой стороны, динамика езды, особенности управления и мелкие нюансы никак не позволяют нам отнести NFS ProSpeed к оголтелым «покатушкам».
Игра и правда довольно сурово (недоброжелатели говорят – убого) придерживается золотой середины между симуляцией и аркадностью. К примеру, задний и передний привод различаются очень хорошо. А вот всевозможные модели машин примерно одного типа и класса – уже довольно слабо. Скорость, даже очень высокая, воспринимается геймером как этакая неторопливая поездка по предместьям. В то же время, машина хорошо отрабатывает эффекты, присущие высокой скорости – плохую маневренность, инерционность.

20080112_nfs_2007_11_27_20_18_56_63.jpg

Многопользовательскую часть NFS ProStreet нельзя назвать слишком уж выдающейся – сказывается многоплатформенная разработка. Однако стандартная организация заездов, всяческого рода таблицы рекордов и обмен тюнингами – присутствует.
Вообще, как игра нового времени, NFS ProStreet очень благодарно воспринимает постоянное высокоскоростное подключение к своим серверам.

Попытка возрождения
У NFS ProStreet есть всё, что нужно, чтобы отпугнуть геймера. Во-первых, абсолютная непохожесть на предыдущие игры серии. Во-вторых, совершенно дурацкая стилистика «рисунков на асфальте».
Кроме того, тут красивая графика – о которой ни в жизнь не скажешь сразу, что она красивая. А ещё интересный и затягивающий игровой процесс – вначале отчего-то напоминающий гонки шахтёрских вагонеток, запряжённых парой волов.
Наконец, стоит сказать, что игра действительно довольно проста во всех смыслах этого слова. Тут нет красивого бетонного мегаполиса, тут не показывают притягательный силикон, тут природные ландшафты вынесены на край горизонта и огорожены отбойниками и барьерами.
Если бы на диске с игрой не было написано «Need for Speed», я бы вряд ли догадался, что это – Need for Speed. Семь лет назад это могло стать главным недостатком игры. Сейчас – основное достоинство.

Need for Speed ProStreet
Жанр: автогонки
Разработчик: EA Black Box
Издатель: Electronic Arts
Издатель в России: «СофтКлаб»
Платформы: ПК, Xbox 360, Wii, PSP, PlayStation 2, PlayStation 3, Nintendo DS, мобильные телефоны
Требуется: Pentium 4 2400+, 512+ Мбайт, 3D
Рекомендуется: Core 2 Duo, 1024+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: Internet, modem, LAN
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не требуется

Редакция выражает благодарность магазину «Мир дисков & технологий» (ТЦ «Преображенский пассаж», ул. Энгельса, 40) и лично Андрею Саттарову за предоставленный диск с игрой.

Рекомендуем почитать: