Mod’а на Зону

После полугода игры в «Сталкер» многие, кто её прошёл (и даже не по разу), всё ещё горят желанием узнать новые тайны Зоны. Чтобы добавить интереса в игровой процесс, был подготовлен данный обзор модов к игре «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl».

До аддона
Разработчики «Сталкера» GSC Game World открыто поддерживают народных умельцев модификаций игры, открывая доступ к соответствующему программному обеспечению и сообщая об интересных творениях на официальном сайте, где даже выделена отдельная ветка форума, посвящённая многочисленным и разнообразным модам. До выхода «S.T.A.L.K.E.R.: Clear sky» ещё остаётся довольно много времени, но будьте уверены: сторонние идеи и воплощения будут успешно процветать и для аддона (про оригинальную игру всё равно никто не забудет – достаточно вспомнить то, что тема модификаций первого «Half-life» до сих пор не угасает).
Как сделать свой «мод» – оставим этот вопрос на растерзание людям просвещённым, мы же просто посмотрим, что интереснее будет употребить и как это поставить себе. А вот как не попасть в зависимость от бесконечного изменения игры – это придётся решать вам самим.

Из чего выбирать
Моды к «Сталкеру» можно классифицировать по двум направлениям. Первое – это по вносимым в игру изменениям. Сюда можно отнести моды, изменяющие характеристики и внешний вид оружия, «корректирующие» внешность и поведение персонажей и монс­тров, делающие игру более хардкорной или позволяющие устраивать беспредельный геноцид, обогащающие магазины торговцев и добавляющие реализма и экстремальности в погодные условия (про впечатления от кромешной темноты в ночи расскажу ниже).

20080217_u_sidoroviha_posle_ustanovki_magazinnogo_moda.jpg

Вторая классификация – это по объёму вносимых изменений и – что часто соответствует – по размеру файлов. В этом обзоре подобраны модификации, занимающие от 96 килобайт, которые «подкручивают» пару настроек, до трёхсот с лишним мегабайт, являющиеся почти тотальными конверсиями игровой структуры (хотя, если честно, они в большинстве своём представляют собой собранное «в кучу» множество модов попроще).

«Цветастые» гранаты
«Super F1 Mod v1.5» (имя автора на форуме игры – NoMore, гарантированно работает под версию 1.003 и проверен мной под версию 1.004, объём – 96 Кбайт) посвящён эффекту гранат и снарядов, повышая мощность РГД-5, Ф1, ВОГ25, ВОГ25П и М209. Изменяет графику и звук, а также добавляет какой-либо эффект (к примеру, от взрыва М209 вокруг повышается уровень радиации). Идея немного отдаёт садизмом – я долго смеялся, когда после зеленой вспышки РГД-5 меня обдало смертельной дозой излучения, убило всех сталкеров в лагере на Кордоне и перевернуло УАЗик, стоявший в двадцати метрах от эпицентра (да-да, вы правильно заметили. Несколько ниже я расскажу вам и о машинах).

«Серп и молот»
«Guns&Roses weapons mod v1.0» (размер 16,5 Мбайт, автор – Smirnoff CCCP). Сперва сообщу, что версия игры 1.0004 сначала запускаться с ним отказалась (рекомендуется 1.0003). Впрочем, после некоторых «ковыряний» в игровых папках мод частично работать согласился. Автор честно признаётся, что (дословный перевод с английского) «с этим модом даже один выстрел может быть летальным. Реалистичная атмосфера гарантирована!» Но здесь оказались интересны не столько изменения в характеристиках и понижение стоимости оружия, сколько возможность брутально пощеголять в наколках «Серп и молот» на запястьях главного героя и помахать ножичком со знаком советского ГОСТа.

20080217_serpasto_i_molotqkasto_gunsroses_weapons_mod_v10_.jpg

Также на свет от фонарика добавляется узор в форме знака радиации (подобные вещи бывали и среди модов к «DOOM 3»), хотя именно его, вместе с изменениями оружия, у меня не получилось проверить в 1.0004 (полная поддержка должна появиться в новых версиях мода).

Как в книге
Следующий опробованный мною мод – «Extreme Anomalies mod v1.0» (объём – 24,8 Кбайт, авторы – _And_ и sghi). Наверное, я не ошибусь, если скажу, что для тех, кто читал роман братьев Стругацких, легко обнаруживаемые аномалии в игре были небольшим разочарованием. Помните, с каким адреналином в крови герои, бросая гайки, пробирались через поле невидимых ловушек? Так вот, с этим модом бродить по Зоне стало так же страшно. «Облачные пузырчатые» аномалии (трамплин, карусель и воронка) в спокойном состоянии теперь никак себя не проявляют – их не видно, хотя и слышно (индикатор всё же пищит). Спасают только болты. Очень и очень похвальная идея, особенно когда убегаешь от бандитов и вдруг, резко опомнившись, обнаруживаешь себя посреди незримой опасности (тут уже, как в «Пикнике на обочине», весь хабар готов отдать, только бы выкарабкаться). Но надо заметить, что некоторым «матёрым» игрокам-сталкерам мод не очень по душе – пейзаж им начинает казаться немного пустоватым.

Порулим!
Модов, возвращающих в Зону машины, – довольно большое количество. Различаются они набором автопарка (обычно встречаются УАЗ и «Нива», знакомые ещё с бета-версий, но есть даже БТР) и расположением транспорта на карте. Перечислять все дополнения особого смысла нет, но ради примера укажу на работу автора ZEED. Путь от края до края локации теперь занимает совсем немного времени, поэтому использовать машины желательно только для быстрой сдачи хабара. Что же касается функции загрузки вещей в салон, то тут поможет лишь кузов Камаза – накидал и вези, – хотя через точки перехода транспорт всё равно не проходит. Особым изощрением смотрится сафари с отстрелом монстров на тракторе.

20080217_btr.jpg

Если возникнут проблемы с запуском двигателя, то вот совет: вызовите консоль клавишей «ё», наберите «bind turn_engine kb» и, сидя в машине, нажмите «b». Что касается долговечности, то УАЗ выдерживает полёт от взрыва гранаты, но от удара ножом могут остаться только четыре колеса. Да, и держитесь подальше от белых горбатых запорожцев – залезешь и не вылезешь, опаснее любой аномалии.

Зима в Зоне!
На сайте www.wintermod.3dn.ru развивается проект под названием «Winter Mod», создающий зимний антураж в игре. Пока дело дошло только до замены моделей и текстур природного пейзажа (голые и белые деревья, покрытая снегом травка, снег по  всем локациям). Для разработки приглашаются все желающие. На сайте есть набросок сюжета, по которому Меченый отправляется в заснеженные горные долины. Пока неизвестно, во что это всё разовьётся, но версия 0.3 уже доступна для скачивания по ссылке http://www.megabyte-web.ru/goto/ChZEQVwWHwUDCAtaCBcMVEAeF0QaW1dZXB0ETgAaBR5TUQI=/ (общий объём файлов – около 35 Мбайт).

Тотально
Самой «большой» модификацией, которую мне довелось встретить, является «Basix GFX-MV v.2.0» (около 340 Мбайт, автор – natasha8384, версия игры – 1.004) – этакий бальзам на душу любителя приключений. Кроме добавления автомобилей, новых монстров, текстур и прочего, происходит небольшая замена озвучки (в меню играет новый, более тяжёлый хоровой эмбиент) и ночь становится действительно жутко тёмной.

20080217_vot_takih_vot_mowno_ponavstavlqtq_basix_gfx_mv_v20.jpg

Становится немого не по себе, когда начинаешь плутать во мраке по развилке у свалки.
Но лучше расскажу такой случай. Однажды, значит, виделся ночью над туннелем сталкер с фонариком на голове. Вдруг к нему сзади из темноты подходит жуткий шатающийся силуэт. Дальше был только крик и падение света фонарика с обрыва, а неизвестное существо снова скрылось под чёрным покровом. Вот так, ребята… Бегом к «Ниве», там немного безопаснее, да и фары работают.

Как поставить
Сейчас расскажу, как всё это реализовать на своём компьютере. Большинство модов неприхотливы и требуют простого копирования в папку «gamedata». Вопросы возникают именно по этому адресу. Видимо, разработчики в определённый период создания игры хранили важные файлы (с графикой и характеристиками персонажей) именно в этой папке, а потом просто расфасовали содержимое по компактным архивам и впоследствии её удалили. Поэтому сначала мы заходим в директорию, куда у вас установлен «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» (если вы особо не мудрили во время установки, то для лицензионной русской версии это должно быть «C: (или другое имя вашего системного диска)\Program Files\GSC World Publishing\S.T.A.L.K.E.R»). Здесь создаём папку с именем «gamedata» и при помощи любого текстового редактора открываем лежащий рядом файл «fsgame.ltx». В этом файле вторая строчка должна выглядеть следующим образом: «$game_data$ = true| true| $fs_root$| gamedata\» (без кавычек, количество пробелов между командами можете подобрать по примеру остальных строк). Этим действием мы напомнили игре, откуда в первую очередь следует брать данные о том или ином элементе своей структуры. Теперь дело за самым малым. В комплект почти каждого мода входят папка и файл “ReadMe” с комментариями автора (чаще всего – на английском языке). Как правило, содержимое папки нужно скопировать в нашу «gamedata». Если она у вас уже не пустая (то есть какой-либо мод вы уже ставили), то желательно перед началом экспериментов сделать её резервную копию – вдруг игра не запустится.
Существуют модификации, требующие более глубокого вмешательства в программный код. Для них необходимы иногда дополнительные «установщики», самый известный из которых – «Smart Mod Manager» (автор – Don Reba), позволяющий также регулировать деятельность нескольких таких одновременно работающих модов. В качестве примера могу упомянуть «End Game Mod», позволяющий играть после просмотра финальной концовки, и самоустанавливающийся «Vehicles & Monsters Pack», добавляющий, помимо машин и монстров, различные геймплейные примочки типа разметки монстров на радаре и точку обратного перехода с ЧАЭС (которую я в оригинальной версии безуспешно пытался найти в течении восьми часов, бросив под себя не один десяток гранат). Подобные вещи имеют два серьёзных недостатка. Первый – мудрёность в использовании (простым геймерам здесь будет много непонятного). Второй – возможность загубить игру с единственным спасением – переустановкой (в результате неудачной загрузки модификации, связывающейся с save-файлами, можно остаться и без сохранённых игр). Рисковать или нет – дело уже вашего личного вкуса… Но когда пятишься назад от невидимого кровососа, переворачивающего в поисках тебя машины… Нужны ли ещё комментарии?


Рекомендуем почитать: