Made in USSR

Мне почему-то верится, что в день Страшного суда, не в центре внимания, разумеется, а на задворках, состоится еще один суд. Не столь внушительный и помпезный как основной, но, поверьте, не менее захватывающий. Там будут судить разные народы, кидая на чашу весов то их достижения, то сомнительного свойства “открытия” и “изобретения”.
Неграм там припомнят рэп, который с лихвой перевесит всех чернокожих музыкантов-джазмэнов, а немцам — их порнофильмы, весящие ничуть не меньше “Фауста” Гете. С американцами там вообще будет шоу. Русским, как бы они не пытались предстать пред миром изобретателями тетриса, не удастся уговорить судей закрыть глаза на темную историю родоначальников жанра “русского квеста”…

Русская идея
Дело все в том, что квест — самый мстительный на свете жанр. Внешне — очень простой, можно сказать, примитивный. Для создания игры в жанре квеста не нужны большие капиталовложения, не нужна сверхтехнологичная графика и фантастическая аппаратура. Там не нужно, в принципе, ничего — ведь сам жанр начинался с обычных строчек текста на монохромных экранах первых компьютеров.
Между тем, хороший квест способен просто-таки озолотить своего автора. Продаваемый огромными тиражами при минимуме затрат квест кажется воистину золотоносной жилой большинству начинающих разработчиков. И начинающие разработчики клюют…
Чем кончается дело все мы знаем: бредовый сценарий, странные локации с не менее странными загадками и логикой прохождения, ужасная графика и отвратительная озвучка. Это происходит по всему миру, это должно было произойти и в России. Но России как всегда не повезло…
Видным подспорьем в этом деле стали размножающиеся со скоростью тараканов постперестроечные “книги” о похождениях народных героев Штирлица, поручика Ржевского и Петьки с В. И. Чапаевым, настоянные предварительно на всем многообразии полуцензурных анекдотов.
Взяв быка за рога, а подобного рода издания — за отправную идею, новоявленные разработчики разразились первой порцией “русских квестов”.

Василий Иванович Штырлиц
Народу понравилось. Это отнюдь не значит, что народ плох. Как и то, кстати, что квесты были хороши. Просто созданное явление культуры (а это, без сомнения, оно) было очень в духе времени. Слегка чернушное, слегка порнушное, отечественной выделки и сугубо отечественного же “чувства юмора” с его полунамеками и недоговорками толщиной с корабельный конец. Графика, по мере сил старавшаяся впитать в себя хоть немного от легендарного “Союзмультфильма”, тоже была близка и понятна любому жителю России с младых ногтей. Короче говоря, дело пошло.
Пошло быстро, вскоре превратившись в какой-то вал определенного продукта отборного качества. Ржевские, мушкетеры, колобки, пети и васи… Более или менее нетленными ценностями в мире фекалий оставались лишь легендарные Штырлиц (“ы” — это не для того, чтоб никто не догадался, а потому, что Ю. Семенов не позволил) и В.И. Чапаев со своим ординарцем и революционной наложницей. Идя ноздря в ноздрю, эти два русских идола почти одновременно обзавелись сиквелами, а теперь — еще и третьими сериями…

Командировочка
События “третьего” Штырлица разворачиваются в суровые для нашей страны 60-е годы прошлого века. Советский народ сеет кукурузу и посылает в космос человека. То есть, сначала человека, а потом, немного погодя, и женщину. Простую советскую труженицу села, товарища Тетеркину в космосе встречают инопланетяне или, говоря языком партийной верхушки, космополиты (летающие в космосе — значит). Что они с ней делали — науке не известно, только связь с кораблем прервалась. К расследованию приступила комиссия из КГБ, возглавляемая руководством Специальной Службы Сексуальных Расследований (СССР). Находящийся на пенсии сотрудник М.М. Икаев (Штырлиц) временно был выведен из заслуженного отдыха и мобилизован в ряды оперативных работников.
Турне по следам инопланетного агента поведет Штырлица от кремлевских ворот прямиком в родной колхоз героической гражданки Тетеркиной. Преодолевая на пути множество препятствий как идеологического, так и бытового свойства, наш герой встречается с самыми разнокалиберными персонажами — от малоинтересных эпизодических ролей до глобальных характеров невиданной эпичности. Пионер-всемребятампример, поп, молящийся “пресвятому бен Ладену”, голодная цыганка, милиционер, электрик, буфетчица, девушка-киномеханик, дед Тетеркин… среди этой кучи малой лиц и тел особняком стоит образ невероятной глубины — великий русский писатель Венедикт Васильевич Ерофеев, с коим Штырлицу повезло прокатится на знаменитой электричке “Москва-Петушки”. Более того, агент Икаев подарил писателю новый рецепт фирменного пойла, созданный штандартенфюрером тут же, из подручных средств. Правда, подарок больше смахивает на изощренную диверсию. Но кто его, Штырлица, разберет…

Особенности национального
Ладно, хватит о сюжете. Квест хоть и русский, но раскрывать все ходы авторской мысли в этом жанре не принято. Поиграете — увидите. Поговорим лучше о реализации проекта.
Она, реализация, самая обыкновенная для подобных игр. Рисованная графика с явным уклоном в карикатуру. Цветастая, яркая, с обычным для русских квестов недостатком анимации. Подобная графика никак не мешает процессу игры, однако и никак его не облагораживает.
Особую печаль традиционно вызывает интерфейс с исчезающим и появляющимся по нажатию “пробела” окошком инвентаря. Предметы в инвентаре нарисованы с любовью, но без таланта. Что в сочетании с полным отсутствием поясняющих надписей и полным присутствием такого явления, как “пиксель-хантинг”, раздражает страшно.
Еще страшнее раздражает наплевательское отношение к озвучке (голоса подобраны отлично, но вот качество записи…), никак не подкрепленное хотя бы минимальными субтитрами.
В целом все вышеперечисленное дает ожидаемую картину низкобюджетного русского квеста. Жанра популярного, несмотря на регулярные “убойные” обзоры в прессе. Боюсь, что и этот текст также написан впустую…

Игра: Штырлиц 3: Агент С.С.С.Р.
Жанр: Русский квест
Издатель: Магнамедиа
Разработчик: Магнамедиа
Требуется: P-166, 32 MB
Рекомендуется: PII-233, 64 MB
Мультиплеер: нет
Графика: 4
Звук и музыка: 3
Управление/Дизайн: 2+
Сюжет: 4
Игровой интерес: 3
Сложность: средняя
Знание английского: не нужно


Рекомендуем почитать: