Happy birthday, мисс Крофт!

Появление седьмой части игрового сериала о Ларе Крофт, Tomb Raider, – появление громкое, ожидаемое, удачное – трудно сравнить с чем-то когда-либо ранее происходившим. Наверное, наиболее равноценным эквивалентом новой Legend стала бы фантастическая ситуация неожиданного воскрешения Мэрилин Монро – причём, воскрешения сказочного: на пике творческой карьеры, на максимуме физической привлекательности, со всеми регалиями, славой и народным обожанием...

В джазе только девушки, или некоторые любят погорячее
Как вы, возможно, помните, на самом деле Лара Крофт никакая не дочка графа Аббингдонгского Ричарда Крофта (официальная “внутриигровая” версия), а переодетый в полигоны Принц Персии. Или его незаконнорожденный клон, непорочно зачатый святым духом видеоускорителей от 3dfx.
Впрочем, в 1996 году это переодевание иранского юноши с саблей в английскую девушку с пистолетами никого не смутило. Скорее наоборот — порадовало: ушедший с головой в “игрокино” (конкретно – в создание квеста в реальном времени The Last Express – революционного и, впоследствии, провального проекта) Джордан Мехнер не уставал повторять, что не пойдёт на воскрешение легендарного хита в новомодном 3D.

На святотатство решились в студии Core Design, самым впечатляющим творением которой к 1996 году был “очень аркадный” симулятор вертолёта Thunderstrike 2. Сменив принцу пол, место проживания, время рождения, титул и профессию, на выходе разработчики получили гуттаперчевую девицу с косой, голыми лодыжками и обтянутыми двойной портупеей бёдрами – охотницу за древними сокровищами, стреляющую по-македонски.
Полигональный Принц, к чьим известным достоинствам добавились трёхмерность, пистолеты, экзотические страны и сексуальная акробатика в исполнении пышногрудой красотки, оказался настолько удачной инсталляцией, что спустя два года никто и не вспомнил, с чего всё началось. Жанр прыгательных приключений стал называться “Tomb Raider-клоны”, Лара Крофт превратилась в самостоятельную единицу масс-культа и легенду поколения, Мехнер уехал в Голливуд, а Core Design, понукаемая издательством Eidos, стала ежегодно штамповать приключения красотки-археолога.
Печальный финал истории (и нашей предыстории) общеизвестен: обилие Лары – в виде игр, фильмов, моделей на выставках и конференциях – сыграло с брэндом прескверную шутку: говорить о Tomb Raider в положительном ключе стало признаком дурного вкуса, а использовать красоток в качестве главных героев теперь осмелится лишь разработчик подросткового трэша. К коим, надо сказать, студия Crystal Dynamics никогда не относилась...

Друзья девушек — бриллианты
В ту пору, когда Core Design перешивала старую персидскую сказку на новый феминистический лад, Crystal Dynamics занималась не менее интересным делом – а конкретно, заканчивала трудиться над аркадой Pandemonium. Как и все тогдашние игры, неожиданно дорвавшиеся до “трёхмерности”, Pandemonium с наслаждением осваивала свободу, даваемую видеоускорителями – делая это, впрочем, с каким-то особым цинизмом.

Несмотря на прошедшее десятилетие, фирменный цинизм, явленный в ещё древней аркаде, сохранился у Crystal Dynamics и по сей день: Tomb Raider: Legend с включенной опцией Next Generation Content и без оной – графически две разные игры. Доступное владельцам видеокарт GeForce серии 6-7 (начиная с 6600) и старших моделей Radeon визуальное пиршество трудно описать словами. Феерическая игра света и тени. Текстуры, хоть и не становящиеся от наложенного эффекта рельефа реалистичнее, но выглядящие благодаря ему просто потрясающе. Интерьеры, ландшафты, модели – всё выполнено с огромным вкусом и той добротностью, какая бывает в проектах не жалеющих полигонов на картинку. Лара, и в “простой” версии графических настроек не обделённая красотой и очарованием, в NextGen-обёртке выглядит лучше большинства живых моделей, пытавшихся изображать её на протяжении всех прошлых лет.
С этой точки зрения кадры, выдаваемые морально устаревшими картами, большого энтузиазма не вызывают. Аккуратные текстурки, более или менее правдоподобная вода, очень неплохие модельки, похожие на похорошевших симов из The Sims 2. Единственное, что действительно “цепляет” в не-NGC графике – эффект тонкой водяной плёнки, покрывающей лицо Лары после купаний в водоёмах. Всё.
Хотя – нет. Ещё порадовала щедрость, с какой дизайнеры имитировали мелкие детали и украшения (воротнички, ремешки, пуговки...) – не по старинке, текстурами, а полновесными полигонами.

Обезьяньи проделки
Помимо обещания нового графического движка, которое разработчики не просто выполнили, а, скорее даже, перевыполнили, в предварительных рекламных речёвках на тему Tomb Raider: Legend постоянно звучали уверения, будто серия возвращается к истокам и Лара-7 будет как две капли воды похожа (по игровому процессу) на Лару-1. В крайнем случае – на Лару-2.

Это обещание авторы не сдержали.
По-другому, собственно, быть и не могло. Между первой и последней сериями Tomb Raider лежит пропасть событий, среди которых охлаждение толпы геймеров к Ларе – далеко не самое крупное. Гораздо, гораздо важнее, что: за эти десять лет вышло два голливудских блокбастера о мисс Крофт, появилось три (!!!) крайне успешные игры с тем самым мифическим “полигональным Принцем Персии”, поменялся состав играющей публики, ориентиры игровой индустрии и тенденции развития видеоигр. Делать Лару-7 в духе Лары-1 (или Лары-2) было категорически нельзя. В итоге Crystal Dynamics пошла по дороге, проторенной пару лет назад Vavle: новый проект под старым заголовком в виде нескучного сплава лучших приёмов последних лет.

Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес
Не раскрывая секретов сюжета, можно смело сказать – перед нами просто-таки учебный образец сценария нового блокбастера про мисс Крофт. Яркие ракурсы, таинственность, воспоминания и встречи со старыми врагами и новыми друзьями, путешествия во все концы света, переодевания, трюки, машины и мотоциклы, блондинки и брюнеты, Лара, Лара, Лара. Таких сочных и интересных видеовставок просто не могло быть в первой части Tomb Raider, и они просто обязаны были появиться в Tomb Raider: Legend.

Как обязаны были быть в игре и гимнастические упражнения на брусьях и столбах, ставшие уже визитной карточкой “нового Prince of Persia”. Будучи персоной гораздо более популярной (чего уж греха таить), сейчас Лара уже может не скрывать своего родства с королевским отпрыском, смело забирая любую понравившуюся часть его богатства.
Кого ещё отметила своим вниманием шустрая девчонка? Список богат... Езда на глайдере из Half-Life 2 спустя два года превратилась в мотоперестрелку Лары с перуанскими оборванцами. Многочисленные боевики от третьего лица (преимущественно с платформы PlayStation 2) населили уровни Tomb Raider: Legend невероятным для традиций сериала количеством врагов. Те же игры с PlayStation 2 надоумили авторов из Crystal Dynamics сделать некоторые ролики интерактивными, заставляя геймера быстро и верно реагировать на появляющиеся в них значки соответствующими нажатиями клавиш. Наконец, по кусочку было утянуто из GTA, Max Payne, Harry Potter, Monkey Island, Return to Castle Wolfenstain, фильмов о Джеймсе Бонде и Индиане Джонсе...
Впрочем, не стоит ужасаться: все вышеперечисленные заимствования (и некоторые ещё – оставшиеся за кадром) в совокупности вряд ли составляют хотя бы треть игрового процесса Tomb Raider: Legend. Нет, седьмая часть не стала чистой демонстраций достижений игростроения от лица Лары Крофт – как уже было сказано, у разработчиков Crystal Dynamics достаточно ума и вкуса. Просто монотонные по сегодняшним меркам прыгательно-поисковые будни археолога-авантюристки решено было разукрасить приятными и разнообразными моментами.

Сутью же Tomb Raider: Legend – повторяющейся с неизменным упорством почти на всех восьми уровнях – стала триада “ловкие прыжки (и сбор бонусов) — загадка с механизмом на ловкость и логику – схватка с Боссом уровня”. Немного отдаёт незамысловатой аркадой, правда?
Собственно, так оно и есть: Tomb Raider: Legend – несмотря на всю свою графическую фантастику, несмотря на высоколобые и низкопробные заимствования, несмотря на блокбастерический сюжет – это аркада. Наверно, самая аркадная аркада про Лару Крофт из всех игр, что выходили до этого (версии для мобильников мы не считаем).

Мужчины питают искреннее уважение ко всему, что наводит скуку
Великая Мерилин Монро умерла 5 августа 1962 года. Довольно вовремя, как не кощунственно это звучит. Старый весёлый кинематограф, порождённый Великой депрессией, исчезал, освобождая место для глубокомысленного европейского кино. К счастью, через сорок лет всё вернулось на круги своя и Голливуд как и раньше создаёт высококачественный развлекательный продукт, зрелищный и незамысловатый – такой, какой и создал мировую славу Мерилин.
Увядание брэнда “Tomb Raider” в конце 90-х годов прошлого века, по большому счёту, было закономерно. Разработчики освоились с видеоускорением и полигонами и захотели вылепить из них нечто большее, чем просто трёхмерную аркаду о приключениях грудастой куклы с пистолетами на бёдрах. Понадобилось ещё пять или шесть лет, чтобы они поняли, что удовольствие и радость можно получать и от простоты геймплея. А новый виток визуальных технологий, произошедший с выпуском GeForce 6-7, смог добавить этой простоте впечатляющую для начала XXI века глубину картинки. Простота, красота, багаж отработанных приёмов... для воплощения всех элементов сразу нужен был лишь герой. Или героиня – легендарная звезда, никого не оставляющая равнодушным.

P.S. В качестве заголовков к главкам использовались названия фильмов с участием М. Монро или крылатые фразы, сказанные великой актрисой.

Lara Croft. Tomb Raider: Legend
Жанр: Аркадное приключение
Издатель: Eidos Interactive
Издатель в России: “Новый Диск” (под маркой “ND Games”), www.stepgames.ru
Разработчик: Crystal Dynamics
Требуется: P3-1000 Mhz, 256 Mb RAM, 3D (Dx9.0c-совместимое)
Рекомендуется: P4-3000+ Mhz, 1024+ Mb RAM, 3D (GF 6600GT и выше)
Платформы: ПК, Xbox, Xbox 360, PlayStation 2, PlayStation Portable
Мультиплеер: нет
Сложность: настраиваемая
Знание английского: желательно


Рекомендуем почитать: