Ландыш серебристый

Жанр производственной драмы богат на различного рода эффектные темы. Вспомним потрясающие бестселлеры Артура Хейли (Arthur Hailey): “Колеса”, “Аэропорт”, “Отель”, “Перегрузка”, “Вечерние новости”… Или не менее великие фильмы советского (и российского) кинематографа: “Большая семья”, “Служебный роман”, “Ландыш серебристый”…
Я не зря веду линию примеров от эпического к комическому. Ибо наш сегодняшний случай “производственной драмы” нельзя воспринимать без изрядной доли иронии и сарказма…

Шоу? Бизнес!
Французская компания Monte Cristo, известная продвинутым ценителям прекрасного по целой серии “экономических” игр (Casino Tycoon, Crazy Factory, Economic War…), решила свернуть с проторенного пути маленького, но гордого коллектива местного масштаба (про таких еще говорят “сам себя издаешь — никому не должен”) и по-быстрому заработать денег. Чтобы лучше понять всю глубину этого морального падения, стоит вспомнить о весьма специфичном творческом подчерке данного европейского коллектива.
Уже многие годы Monte Cristo делает милые, но отнюдь не проходные проекты, в каждый из которых умудряется ввернуть весьма изрядное количество юмора и интересных идей. Так, например, одна из ее последних разработок — Dino Island — умело притворяясь типичным экономическим симулятором из жизни парка развлечений, на самом деле является продвинутой генетической лабораторией и полигоном для будущих мичуринцев. Другой недавний пример: развеселая стратегия Economic War (справедливо издаваемая в США под названием Political Tycoon), где товары родных национальных корпораций приходилось вбивать в горло потенциальных зарубежных покупателей поощрительными ядерными бомбардировками.


Наверное, именно отсутствие боевой авиации в штате фирмы и заставило французов на время отставить свое творчество, обратясь к брутальному маркетингу.

Галлы против дяди Сэма
Проштудировав список из ста самых продаваемых игр и отрезав от него ненужные девяносто шесть нижних позиций, разработчики с удивлением обнаружили итог: четыре первых места занимает одна игра. The Sims с выводком адд-онов. “Sims так Sims”, — подумали алчные мсье и мадемуазели. И процесс пошел дальше.
Теперь нужно было выбрать специфику будущего хита. Справедливо рассудив, что во Франции больших продаж все равно никогда не получить (да и вся старушка-Европа в плане обогащения — далеко не райский уголок), коллектив Monte Cristo переориентировался на иностранного покупателя. Вы понимаете, о чем я?
Именно в США The Sims сотоварищи идут нарасхват. Объяв почти все стороны человеческой жизнедеятельности своими дополнениями, эта игра, казалось, не даст никому даже малейшего шанса оторвать кроху своих сверхприбылей. Однако лазейка нашлась — производственная драма. С ориентацией на индустрию юридических услуг.
Я не оговорился: именно индустрию. Ведь ни для кого, наверное, не секрет, что профессия юриста в Америке много популярнее таких “грандов”, как профессии психоаналитика и сексопатолога. Юристы в Америке — это почти то же, что в России сантехники: отечественные трубы и унитазы текут столь же часто, сколь часто средний американец судится со своим окружением.

Отдел кадров
Знаете что подвело компанию Monte Cristo? Две вещи: опыт и менталитет. Ну не может нормальный француз не думать о разного рода развлечениях (плохо вяжущихся с пуританской моралью англосаксов). А нормальный француз из компании Monte Cristo, оказывается, не может не думать о всевозможных глупостях и “приколах” (тоже не слишком уважаемых в Америке). Впрочем, оставим на этом месте теоретические выкладки и обратимся к игре.
Брезгливо обойдя стороной стартовое меню с тремя кнопками “кампаний”, отчего-то сразу хочется безоглядно рвануть в зубастые дебри “Свободной игры”. Не торопитесь, уважаемые. Пройдите сначала учебную стадию, благо она того стоит…
Обучение, традиционно смахивающее на дрессировку приматов, пытается немедленно нафаршировать нас премудростями психологии и социологии малых групп, возведенными в принципы геймплея.
Вот — человек. Тире коллега. Состоящий, по мнению Monte Cristo, из девяти неповторимых черт (стремлений): дружелюбия (улыбающаяся желтая рожица), романтизма (красное сердечко), усидчивости (тройное “z”), целеустремленности (знак доллара), жажды лидерства (сжатый кулак), тяги к развлечениям (волейбольный мяч), сексуального влечения (розовое сердечко вверх “ногами”), эгоизма (зеркальце), ума и тяги к знаниям (книга). Все перечисленные особенности могут варьироваться по силе их проявления от “одного” до “десяти”. Причем, при создании собственных персонажей строго действует правило “где в каком месте чего прибудет, того столько же в другом и убудет” (М.В. Ломоносов). Создав собственный террариум из максимум семи товарищей, перейдем к целям игры.
Оказывается, прикрываясь капиталистическими лозунгами о неуклонном росте прибылей, авторы не так просты, чтобы впихнуть зазевавшемуся геймеру вульгарный Sims-клон или экономический симулятор в уголовно-процессуальном орнаменте. Иначе зачем обыкновенной юридической конторе, зарабатывающей на жизнь выступлениями в судах, нужны музыкальные инструменты, спортивные тренажеры, телевизоры, аудиоцентры, приставки Play Station, унитазы, пиво, часы с кукушкой, пять видов кресел и пять — диванов, резные столы и, разумеется, порнографические журналы для настоящих мужчин?
Не знаю. Смею лишь предположить, что перед нами отнюдь не действующий макет американской юстиции, а некое телешоу, не так давно демонстрировавшееся по одному из российских каналов. Сейчас я вам это постараюсь доказать…

“Законники”
Здравствуйте. Мы ведем прямой телемост со студией, где неделю назад семеро молодых людей поселились для совместного проживания и бизнеса. Проще говоря, новейшее реалити-шоу (reality show), “За стеклом-3: Последний Юрист”, продолжается.
К делу. Сейчас все участники шоу будут по очереди проходить в специальную комнату, где мы сможем с ними побеседовать. Итак, наша первая героиня… Наташа.
Ведущий: Наташа, здравствуйте.
Наташа: Привет всем!
Ведущий: Ну, расскажите о своих впечатлениях от первой недели пребывания за стеклом.
Наташа: Все очень здорово. Отличные условия: музыка, видео, телевизор, компьютер, спортзал отличный.
Ведущий: Пиво…
Наташа: Пиво, да. Иногда. Немного…
Ведущий: Немного? Тогда, может, посмотрим кадры вашей второй совместной ночи?
Идут кадры ужасной пьянки, перетекающей в оргию.
Наташа: …и?
Ведущий: Бывает, правда? В смысле: с кем не бывает. Наташ, вот интересно, вы специально эпатируете публику или просто уже настолько адаптировались, что забываете про камеры и ведете себя… максимально естественно, что ли?
Наташа: Мы? Ну, в общем, да.
Ведущий: Спасибо. Пригласите пожалуйста следующего участника.
Входит Иван.
Ведущий: Иван, здравствуйте.
Иван: Здравствуйте.
Ведущий: Только что мы с Наташей разговаривали о естественном поведении. Не догадываетесь, для чего?
Иван: Ну… наверное.
Ведущий: Правильно. Давайте посмотрим кадры из третьей ночи наших героев.
Тишина. Видна инфракрасная съемка. В спортзал медленно входит Иван и, пройдя мимо двери туалета, пристраивается к горшку с цветами. Мочеиспускается. Уходит.
Ведущий: Ну как? Нормально?
Иван: Это шутка была. Утором ребята бы встали, я сказал: “Ой, смотрите, [cenzored] кто-то. Наверное ночью, пока мы спим, тут операторы что попало делают”.
Ведущий: Зачем уж так-то на наших операторов. Они люди серьезные, не то что некоторые… Ладно, Иван, спасибо вам. Пригласите, пожалуйста, Настю.
Иван уходит. Входит Настя.
Настя: Здравствуйте.
Ведущий: Здравствуйте, Настенька. Вот чего хотел у вас спросить: как дела-то идут?
Настя: Какие дела?
Ведущий: Как какие? Те, что вы прокурору передавать думаете.
Настя: Хорошо идут.
Ведущий: Хорошо?
Настя: Нормально.
Ведущий: А давайте посмотрим на это “нормально”. Небольшое пояснение: ребята за неделю успели истратить более миллиона рублей. А заработали… Сейчас посмотрим.
Студия. Офис. За столом с факсом и телефоном сидит Настя и медленно листает внушительной толщины папку. Явно видно, что Настя скучает. Папка медленно стекает со стола и падает, разлетаясь на листы. Настя начинает собирать листы с пола, постепенно сникая еще больше. Берет один из листов, садится за стол, складывает бумажный самолетик. Играет с самолетиком, посылая его в полет в разные концы комнаты…
Ведущий: Потрясающе! Надеюсь, наше шоу не смотрят ваши потенциальные клиенты. Ладно, Настенька, спасибо за беседу. Пригласите пожалуйста Даниила.
Настя уходит. Входит Даниил — немного взъерошенный молодой человек.
Ведущий: Рады приветствовать вас, Даниил.
Даниил: Аналогично.
Ведущий: Вот и поговорили. Славно. Я вижу, вы чем-то недовольны?
Даниил: Да нет, все в порядке. Просто работы много.
Ведущий: Да-да, конечно. Мы только сейчас смотрели сюжет о ваших трудовых подвигах.
Данил: О моих?
Ведущий: Нет, об общих. О конкретно ваших подвигах мы посмотрим сейчас.
На экране спортивный зал. На тренажерах, стоящих рядом, занимаются Данил и Иван. Тихо переругиваются. Постепенно шум “беседы” начинает нарастать. Молодые люди соскакивают с тренажеров и уже в открытую орут друг на друга. Спор перерастает в потасовку…
Ведущий: Видимо, не сошлись по каким-то производственным вопросам. Не иначе.

Марионетки
Не думайте, что я слег с воспалением мозга и тяжело брежу от запредельной температуры, попутно печатая свои галлюцинации на компьютере. Ничуть не бывало. Все подробности, всплывшие в “телемосте со студией”, лично подсмотрены во время так называемой “Свободной игры”.
Игровой процесс не слишком меняется и во время встроенных кампаний, отличаясь лишь присутствием на горизонте неких призрачных целей. Стараясь выполнить их, приходится бороться с броуновским движением персонажей по офису и вовремя “причесывать” их “мысли” и желания. Ненадолго увлекает, ибо чувствуешь себя уже не застывшим перед телевизором обывателем, а неким божественным кукловодом. Карабасом-Барабасом в театре абсурда.

О чем речь?
Возможно вы так и не поняли, чем плоха эта игра. Ну, не юрконтора, а телешоу — какая разница, если все равно смешно и интересно. В том-то и проблема, что неинтересно; неуютно как-то.
Интерфейс игры слизан с The Sims, но отчего-то не столь удобен. Полностью трехмерный движок хоть и старается выдать картинку ничем не отличимую от The Sims, по части анимации весьма проигрывает последней. Нелепые движения персонажей, среди которых полным идиотизмом выглядит поза “чистильщика сапог”, можно, в принципе, списать на “тонкий юмор” разработчиков. Как и частые сексуальные поползновения к лицам своего пола. Как и акты очистки организма вдалеке от туалета. Как и танцы на столах. Как и…
Примеров “тонкого юмора” становится все больше и больше. Вскоре он прекращает быть “тонким”, а потом — и “юмором”. Остается лишь дешевая бравада небольшой кучки разработчиков, которые так до конца и не поняли: хотели они заработать денег и славы или показать миру дулю из кармана.

Игра: The Partners
Жанр: клон Sims на производственную тему
Разработчик: Monte Cristo
Издатель: Monte Cristo
Требуется: PII-400, 64 MB, 3D
Рекомендуется: PIII-700+, 256 MB, 3D
Мультиплеер: нет
Графика: 3
Звук и музыка: 3
Управление/дизайн: 3
Сюжет: 4
Игровой интерес: 2+
Сложность: средняя
Знание английского: крайне желательно


Рекомендуем почитать: