Куда уходит детство?

Рома, ты классный аранжировщик.
Просто прекрати, наконец, «сочинять» музыку…
х/ф «Ландыш серебристый», 2000

Зацепок для написания пристойного текста об игре «Недетские гонки» предостаточно. Перечислю самые очевидные. Во-первых, «русская игра». Можно еще добавить «мирового уровня», важно надуть щеки и голосом Левитана торжественно продекламировать что-то, типа «достойный отпор (вариант: наследник) буржуазным (вариант: западным) „радиоуправляемым“ аркадам Re-Volt и Stunt GP вышел!!!» Во-вторых, история о смене названия с нейтрального «Машинки» на вычурно-многослойное «Недетские гонки» на самом финише предрелизного марафона. Подобные пертурбации с именами брэндов в отечественной игровой индустрии — дело не слишком распространенное, поэтому работы для любящего покопаться в таинственных нечистотах папарацци тут, думается, предостаточно. И, наконец, в-третьих: обработка самого названия через жонглирование слогами, буквами и статьями из толкового словаря и энциклопедии. «Недетские», «не детские», «не по-детски…» и прочее словотворчество.

Однако проторенные пути и явные «подставы» — не наш конек, поэтому данная статья — не о русских разработчиках и поддержке отечественного производителя, не о маркетинговых изысканиях и сложных законах по охране интеллектуальной собственности и даже не о том, какие замечательные словари и энциклопедии читал ваш покорный слуга в детстве, благодаря чему его словарный запас раздулся до немыслимых размеров… Статья эта о фирме CREAT Studio, хорошо известной посильным участием в нескольких очень известных западных проектах, и о ее новой игре «Недетские гонки», на примере которой отлично видно, что настоящее мастерство не то что не пропьешь, но даже не прогуляешь…
Это, кстати, не комплимент.


Родина слонов
Хорошее начало с бодрым интро невольно выдает авторов с потрохами после первых же кадров: ребята так долго создавали видеовставки и шлифовали отдельные детали чужого геймплея, что их вступительный ролик к собственной игре получился ярче и интереснее, нежели сама игра. Просто представьте: в полутораминутном фильме CREAT’овцы изящно совместили сюжетную завязку с достаточно точным дизайнерским обобщением одной из трех игровых тем — пляжа, — продемонстрировали двух из пяти заклятых «врагов» геймера — девушку и собаку (мужчину, чьи ноги видны в кабинке для раздевания, можно не считать), дали зрителям оценить внешний вид и некоторые технические характеристики всех (!!!) радиоуправляемых машинок, наличествующих в игре, и похвастались лучшим, что есть в «Недетских», — физической моделью работы подвески.

Осторожно, дети!
Я не преувеличиваю. «Недетские гонки» обладают самой совершенной на сегодняшний день математической моделью поведения подвески радиоуправляемого автомобильчика в момент его движения по поверхности — это факт, подтвержденный специалистами. Мастерская визуализация этой математической модели вкупе с бесподобной физической моделью поведения «эр-си» (перевороты, отскоки, инерция…) — факт столь же непреложный.
Однако тем нелогичнее кажутся все попытки разработчиков засунуть эту по-симуляторному совершенную вещь в откровенно притянутые за уши аркадные условия. Что это дает? Облагораживает жанр аркад? Популяризирует российское «эр-си»- движение? А может, расширяет аудиторию продукта?
Но ведь всем известно: дети не водят полноприводные внедорожники (по причине отсутствия водительских прав), а владельцы размалеванных нитрокраской джипов вряд ли играют в гоночные аркады на персональном компьютере (по причине нехватки времени и просто других жизненных ориентиров). И сколько бы не меняли авторы название, самым откровенным способом намекая детворе, что здесь-де «все не по-детски», а взрослым — что-де «не в машинки играем», несоответствие и диспропорция геймплея не исчезнет.

Повелитель вкуса
Аркады любые, а уж тем более гоночные, надо уметь делать. Перво-наперво, в аркаде должен быть яркий и быстрый графический движок. Далее — заводная, полностью дополняющая геймплей, музыка. Наконец — сам геймплей. Бойкий, в меру сложный, сбалансированный от начала до конца и выверенный на предмет элементарной интересности — не дай Бог геймер почувствует скуку или ощутит бессмысленность продолжения борьбы.
CREAT Studio с блеском решила проблему графики. Нет, движок не срывает звезд с неба и не пытается выглядеть локомотивом прогресса. Это типичная полигональная среда начала второго тысячелетия, легко реализуемая как на заслуженном TNT2, так и на современном GeForce3-4: большие текстуры без признаков рельефности, освещение с «ленсами», но без «реалистичных» теней, мультитекстурирование для придания эффекта хромирования корпусам моделей и несколько тысяч полигонов в кадре, львиная доля из которых идет на детальнейшее моделирование игрушечного авто. Вода, кстати, довольно примитивная — упоминание GeForce3 в рекомендуемых требованиях к системе появилось исключительно во благо скорости смены кадров.
Музыкальное оформление игры сделано на основе великолепных композиций групп «Мастер» и «DeadУшки» — заводные модные миксы и драйвовый рок-н-ролл, что еще надо для счастья? Только прямая дорога и скорость…

Профессионалы
«Недетские гонки» весьма неплохо маскируются под аркаду: одиночная гонка с «тенью» есть, мультиплеер с древним режимом «разделенного» экрана присутствует, классический аркадный чемпионат — в обязательном порядке. На него, как положено по правилам жанра, все и замкнуто: хочешь новую машину — проходи чемпионат, хочешь апгрейды — проходи чемпионат, мечтаешь покататься по разным трекам — опять-таки проходи чемпионат.
Перед началом чемпионата каждому зарегистрированному геймеру дают по сто условных «долларов» на текущие расходы. Очки, характеризующие рейтинг геймера, равны нулю. Стандартный «Истребитель» — четырехколесное чудо с высокой подвеской и минимальной комплектацией — завершает инвентарный список. Впереди лежат десять трасс трех типов оформления, доступ к которым открывается по мере прохождения предыдущих этапов по достаточно замысловатой схеме.


Вкратце она такова. Доступ к первой трассе неограничен, за призовые места дают от 15 до 50 «долларов», плюс премия за буйство на дороге — не более 15 «долларов». Количество заработанных денег означает также количество заработанных очков «престижа», необходимых для доступа к следующим трассам. Гонки на них уже не бесплатны — каждое соревнование стоит геймеру определенную сумму «взноса», которой он, по сути, рискует в случае проигрыша.
Деньги, впрочем, нужны не только для оплаты взносов. Апгрейды нашего «эр-си» — вот мощнейшая движущая сила игрового процесса. Доступны три ступени модернизации в трех компонентах: шины, двигатель, ускоритель. Плюс покупка нового (вариант — еще одного) автомобильчика с улучшенными характеристиками, иной моделью поведения и более дорогими по цене запчастями.
Как видите, система достаточно компактная и логичная — избежать дисбаланса сложно.
В чем же, друзья, подвох? В страшном, недопустимом для нормальной аркады, дефиците так называемого «fun’а». То есть «веселья». Игра скучнеет с каждой минутой, несмотря на яркую графику, заводную музыку и стройную систему, полностью соответствующую ГОСТам…

Все лучшее — детям!
Разработчиков подвел профессионализм. Когда у тебя лучшая в мире математическая модель работы подвески и годы жизни в видео-подмастерьях, у тебя почти стопроцентно получится абсолютно абстрактная система апгрейдов, довольно бедный ассортимент автомобилей и весьма небрежный дизайн трасс. В итоге разбитная аркада скисает в нервозный недосимулятор.
Баланс у «Недетских» небезупречен несмотря на малое количество этапов чемпионата, поэтому добыть необходимое для безбедного существования количество «долларов» — дело дюжины заездов. Далее — разочарования: модернизаций мало, влияние их не слишком ощутимо, разница в характеристиках машинок такова, что самая дорогая из них оказывается самой бесполезной. Геймер вынужденно мечется между тремя тройками запчастей, пробует на вкус поочередно «Хамера» и «Торнадо», познает величие каждой отдельно взятой пружинки в подвеске и клянет на чем свет стоит «реалистичную» физическую модель, волей недоразумения попавшую на аркадную целину с буераками, лужами, бездонными пропастями и не выспавшимися автоматчиками. Ему скучно, но пытка девятью первыми местами для доступа к финальному заезду еще не закончена…

Игра: «Недетские гонки»
Жанр: гоночная аркада
Сюжет: гонки на RC-машинках
Издатель:
Разработчик: CREAT Studio
Требуется: PIII-600, 64 MB, 3D
Рекомендуется: P4-1200+, 128+ MB, 3D with T&L
Мультиплеер: LAN, Modem, Split-screen
Сложность: средняя
Знание английского: не нужно
Графика: 5-
Звук и музыка: 5
Управление / Дизайн: 4
Игровой интерес: 4-


Рекомендуем почитать: