Король футбола…

Как известно, король футбола Эдсон Арантис ду Насименту, он же, как вы понимаете — Пеле, — перестал быть таковым в тот момент, когда продал свое имя бразильским кофейным баронам. Покатившись по наклонной, он, помимо всемирного брэнда черного напитка, вскоре стал миллионером, киноактером, министром спорта и, цитирую энциклопедию, “известным бизнесменом”. Вот только королем футбола Пеле уже не был.

В компьютерном футболе — вы будете смеяться — тоже есть свой король. Когда-то молодой, талантливый, заводной… Сейчас — за его спиной уже отчетливо вырисовываются кофейные бароны. Еще миг, и, кажется, побегут по свету зазывалы рекламирующие лучшие вкусы 2003 года: “FIFA классик”, “FIFA растворимый”, “FIFA капучино”, “FIFA по-турецки”, “FIFA со сливками” и пролетарский кофейный напиток “FIFA”…

FIFA Classic
Поверьте, даже классика может звучать по-новому. Как, кстати, и наоборот: новое — классически. FIFA Fooball 2003 (далее — FIFA 2003) традиционно совместила оба подхода, ловко демонстрируя вначале знакомства безграничные россыпи кардинальных новшеств, в конце — превращая их в привычный, до чертиков опостылевший, геймплей. В этом, собственно, стиль серии FIFA. Заманивать, обнадеживать и… в очередной раз грубо опускать особо впечатлительных романтиков с небес на землю.


Как кажется прожженным поклонникам серии (слава Богу, уже года два не принадлежу к их числу), весь путь изменений FIFA — от первой игры до последний — это путь приближения происходящего на экране к реальному игровому процессу настоящего футбола. Получая каждый год от EA Sports новые возможности, поклонники раз за разом пытаются играть в очередную FIFA так, как если бы они играли в нормальный футбол — с вязью пасов, отходами в глубь своей территории, с неожиданными проходами, сменами тактик по ходу матча. Что самое интересно — игра действительно из года в год приближается к оригиналу, давая геймерам все больше шансов “виртуально” сыграть в “реальный футбол”, однако…
Из года в год, по истечении месяца или двух даже самым ярым фанатам становится понятно: все новинки — фикция. Да, ими можно имитировать настоящий матч. Но в тысячу раз эффективнее играть старой, но недоброй тактикой аркадных недосимуляторов конца 80-х годов: бежать быстрее, бить сильнее, пасоваться чаще. Так зачем же было придумывать что-то новое?

FIFA со сливками
Список изменений в FIFA 2003 впечатляет.­ Новая графика, новая физическая модель, новое управление, новый AI, новый звук, новые команды, стадионы, режимы игры и интерфейс. Кажется, люди из EA Sports стремительно умнеют, стараясь произвести на публику неизгладимое впечатление своей работоспособностью и чуткостью к просьбам толпы фанов. Беда, однако в том, что мы — люди достаточно подкованные и грамотные. Нас не пронять многостраничным перечнем достижений на торцах коробки с игрой. Нам подавай полевые испытания…

FIFA капучино (требуйте отстоя пены!)
Современные графические движки — невероятно тонкая материя. Никогда нельзя сказать точно — новый это движок или тщательно отремонтированный старый. Скорее старый — ведь не будете же вы заставлять программистов писать ядро с нуля, если старое еще очень хорошо справляется со своими обязанностями. Или новый — ведь картинка весьма заметно отличает­ся в лучшую сторону от той, что мы могли видеть в прошлом году. Короче — маята…
Самое сильное впечатление среди прочих визуальных сюрпризов FIFA 2003 производит мяч. Мяч — потрясающий. Круглый (полигонов — без счета), с отличной текстурой весьма приличного разрешения, а к тому же — судя по всему — рельефный. Не хватает только надписи “Adidas” на его кожаном богу. Причем, я не могу точно поручиться, что ее там нет.
Второе заметное новшество игры — детализированные модели лиц игроков. У кого-то (традиционно — у знаменитостей) они получились лучше и индивидуальнее, у кого-то хуже и типичнее. Однако шаг вперед, извините за каламбур, налицо: перед нами уже не однородная толпа манекенов с “условными” усами, бровями и лысинами, а вполне себе музей мадам Тюссо — где-то дико, где-то смешно, но в целом — крайне симпатично.
Наконец, третье, без чего нельзя представить FIFA 2003 — новые формы общематчевых спецэффектов, кои авторы с огромным удовольствием почерпнули из прошедшего Чемпионата мира по футболу. Я имею ввиду те самые лазерные картинки, приводящие в изумление всех зрителей: цветные гербы в центральном круге, цифры текущего счета, стрелки, замеряющие расстояние до ворот и прочий перформанс с участием высоких технологий.

FIFA по-турецки
Как вы знаете, создание компьютерных игр — это бизнес. И футбол — это тоже по большей части — бизнес. А бизнес, друзья, суровая штука, не терпящая вокруг себя сопляков и моральных уродов, под личиной юродивости скрывающих откровенно уркаганские замашки…
Недавно был в славном городе Ялта, автономная республика Крым, Украина. Выезжал с кратким визитом в Севастополь, город русской славы и, по совместительству, базу Черноморских флотов наших государств. Заходил на местный рынок. «Новая FIFA есть?» — спрашиваю “Есть, — говорят, — 35 гривен (200 рублей)”. И протягивают затянутый в целлофан DVD-бокс с двумя дисками FIFA 2003. Фирма “Русский проект” веников не вяжет. “А еще, — спрашиваю, — есть?” “И еще есть", — отвечают. Протягивают затянутый в целлофан диск “Фаргуса”. 20 гривен (115 рублей) — все удовольствие.
А теперь расскажите мне — почему EA Sports оставила за бортом FIFA 2003 и украинскую сборную по футболу, и все ведущие клубы этой страны?
Ладно. Приезжаю в Киров, Кировская область, Россия. Захожу в магазин. Не продуктовый, само собою… “FIFA 2003 есть?” “Есть”: двухдисковая версия за 200 рублей. “А на одном диске есть?” “Есть”: однодисковая версия (русская и английская!) за 80…
А еще мы играли в бета-версии FIFA 2003 тогда, когда в Европе и Штатах только копили деньги (несчастные 45 долларов) на ее приобретение — спасибо кому надо за наше счастливое, как говорится.
А теперь скажите мне: ну не гады ли работают в EA Sports? Нашим игрокам делают лица совершенно не похожие на оригиналы, занижают рейтинг сборной России и, как и в случае с братской Украиной, на порог не пускают наши клубы в свою поганую FIFA 2003…
Я знаю ваш ответ: мы — страна бедная, нам воровать, типа, не зазорно. Грабь награбленное. Кругом буржуи. ОК — нет проблем. Но тогда клубы свои и сборные нам придется по старинке делать вручную — силами народных умельцев. Уж не обессудьте.

Кофейный напиток “FIFA”
Однако вернемся к сути вопроса. Что еще нового в FIFA 2003? Интерфейс, управление, физика, музыка и система проведения стандартных положений. Все эти весьма разнородные вещи, вы будете как всегда смеяться, абсолютно одного порядка: кому-то невероятно нравятся, а у кого-то вызывают неконтролируемые припадки бешенства…
Интерфейс, похоже, делался с большой оглядкой на “продвинутые” консоли нового тысячелетия, захламившие собою все супермаркеты цивилизованного мира, включая город-герой Москву. Однако, пойдя на уступку адептам персональных компьютеров, разработчики пришпилили к этому консольному интерфейсу полностью “мышиное” управление. Поверьте, бумага (даже вир­туальная) не в силах передать этот кошмар: нелогичное и запутанное главное меню переходит в таблицы и списки, которые не то что не знают о существовании у мыши колесика, но вообще — не подают признаков того, что их можно переключить, подвинуть или изменить до тех пор, пока курсор не нащупает невидимую (!!!) стрелочку возле них. Еще хуже обстоит дело с выбором команд на “товарищеский” матч: сначала надо выбрать лигу, где играет первая команда, потом саму команду, потом экран поменяет­ся и надо будет сделать то же самое повторно — для команды соперника. Звучит омерзительно, но выглядит еще хуже…
В сторону консолей поглядывает и обновленное управление FIFA 2003. Нет, оно очень функциональное и им, пожалуй, можно создать по-настоящему убийственные для немощного кремниевого разума комбинации… Однако — на геймпэде. Раскладка же клавиатуры, формально перепрограммируемая (впрочем, изменения запоминаются из рук вон плохо, стараясь при любой удобной возможности вернуться к “установкам по умолчанию”), предназначена для очень сильных духом граждан: два вида пасов (автоматический и “на силу”), бег, совмещенный с финтами, неудобная в пылу боя кнопка игры головой — все это, наложенное на новую физическую модель, в буквальном смысле взрывает изнутри фаланги передних конечностей и пальцы не желают слушаться центральной нервной системы еще как минимум полдня.
Новая физическая модель. Самое прият­ное воспоминание от FIFA 2003 у подавляющего числа респондентов — и это неспроста. Идея EA Sports проста, как все гениальное: мяч отдельно, футболист — отдельно. Бежишь — ведешь мяч. Бежишь быстро — прокидываешь мяч впереди себя и чуть-чуть теряешь над ним контроль. Стоишь — контролируешь мяч в меру своих врожденных способностей (не рекомен­дуется). Добавив к этому снижение скорости мяча во время перепасовки и резко поумневший в отдельных случаях AI, можно сказать — получилось весьма неплохо. Покуда не освоишься на первых двух уровнях сложности — даже слегка берет за живое…

Быстрорастворимый FIFA
Главная проблема серии FIFA — время. Новинками можно завлечь, запугать, заворожить, запудрить мозги. Но проходит время — и геймер оказывается с завязшим в зубах вкусом быстрорастворимого футбола от EA Sports: бей — беги, пасуй — догоняй. Графика приедается, к интерфейсу привыкаешь, управление заучиваешь наизусть, а новинки и особенности уникальной физической модели используешь чисто в утилитарных целях. Очередная FIFA превращается в обыденное — то есть такое, чем и является на самом деле. Время королей ушло. Сейчас в чести миллионеры, киноактеры и бизнесмены, вовремя продавшие свои имя кофейным баронам.

Игра: FIFA Football 2003 (FIFA Soccer 2003)
Жанр: симулятор футбола
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: EA Sports
Требуется: PII-450, 64 MB, 3D
Рекомендуется: P4-1000+, 256+ MB, 3D with T&L
Мультиплеер: LAN, modem, Internet
Сложность: высокая
Знание английского: не обязательно
Графика: 4+
Звук и музыка: 5-
Управление / дизайн: 3+
Сюжет: футбол
Игровой интерес: 4


Рекомендуем почитать: