Комукак

В интернете и печатных СМИ, посвященных компьютерным играм, ликование. Вышел “Крутой”, он же “Серьезный”, Сэм. Можно блаженно отдыхать в кресле-качалке, сморкаясь кровью и отхархивая кусочки легкого, поврежденного в бою со стадом Сирианских быков…
о отдыхать, господа, рано. Да, игра хороша. Однако, значит ли это, что надо рассиропиваться, заправив авторучку сгущенным молоком? Игр без недостатков не бывает…

Мясо, мяса, о мясе…
Сев играть на уровне “Новичок” (имеется ввиду локализованная версия игры от 1С\Логрус), ничего хорошего от начала можно не ожидать. Монстры, конечно, есть. Но загородить своей массой общее скудоумие уровней им, к сожалению, не под силу.
Игра на уровне “Новичок” втягивает геймера ну дай бог к 6-7 уровню, когда все более или менее достойные “пушки” уже подобраны, а количество и разнообразие монстров постепенно начинает напоминать парады на Красной Площади в лучшие (они же, по другим источникам, худшие) годы советского застоя. К 9-11 уровню “Новичок” уже пригоден для игры. Но разве это достижение?

Паранойя
Совершенно другой предстанет игра для тех из вас, кто изберет путь мужчины: минимум “Обычный”, а при желании уважения со стороны товарищей, и высшие уровни…
Во-первых, вам будет не до пристрастного рецензирования архитектурных способностей строителей уровней — толпищи и океанищи монстров отгрызут вам все, что сочтут съедобным. Остальное — несъедобное — расстреляют и закидают гранатами. С первого уровня игра приобретет тот непередаваемо-сладостный смысл, какой был в играх прошлого: ВЫЖИТЬ!!! Выжить, бегая и стреляя как сумасшедший. Выжить, обратившись в слух, зрение и мгновенные психомоторные реакции. Выжить, пройти и гордиться…

20080701_karnakdemo_shot0012.jpg

Че?
Я вижу, вы разделились на три равные группы по интересам. Первые спрашивают “О чем базар?”, вторые — “че он гонит?”, а третьи выкинули эту статью в унитаз… Что ж, попробую не разочаровать.
Игра “Крутой Сэм” стала, по мнению многих экспертов, прямым наследником идей, представленных впервые в игровой индустрии проектом DooM, производства id Software, о которой у нас с вами был разговор в спецстатье “First Person Shooter”.
“Крутой Сэм” выгодно отличается от современных игр простотой дизайна уровней, немалым балансом оружия и прорисовкой его моделей, звуками и графикой… Но главное, что поражает — количество монстров. Из 18 типов этих созданий на уровне вполне может быть персон 200-700 любых мастей и профориентаций.
Единственный путь победить такое количество зверья — это страстно желать этого. От хотения обостряется зрение, улучшается слух, появляется, откуда ни возьмись, интуиция. Конечно, все вокруг кажется страшным. Но этот страх — всего лишь обратная сторона превращения человека в “крутого игрока" в “Крутого Сэма”: монстры для такого существа не более чем мясо и увеселительный процесс разминки…

Проблема
В этом и проблема. Не каждому дано стать таким “существом”. И неудачники, так и не смогшие осилить даже первые уровни, еще долго будут скулить о “дебильности” и “убожестве” игры. Или, пробираясь спокойными тропинками уровня “Новичок”, рассказывать о бездарности авторов, сделавших только огромные коробки и открытые пространства.
Вы скажите “ну и что? Пусть те, кто не осилил, валят нафиготкудапришли”. Все это так. Только… вы уверены, что вы не из их числа?
Игр, подобных “Сэму”, не было уже очень, очень давно. Не удивительно, что у большинства играющих нет навыков, необходимых для успеха. Мы привыкли к тихим, практически ручным, монстрам (которые, кстати, все больше не монстры, а люди — просто плохие), сверхубойному оружию, кучам патронов и халявной броне и аптечкам.
В “Сэме” каждый бронежилет или кучка патронов, лежащая на виду — приманка для идиота. Взяв ее, он вызовет на свою голову такой смерч из монстров, который не только вытрясет все полученные боеприпасы, но и значительно пообкусает “жизнь”.

Недостатки
Есть ли в игре реальные недостатки? Мне кажется, да. Первое — не очень хороший баланс оружия. Да, оружие неплохое, его много и оно вполне разное. Но постоянного “думовского” переключения не происходит. На “Новичке” вообще очень многие зоны проходятся ракетометом, благо на столь низкой сложности он не дает повреждения игроку (что, кстати, мешает делать rocket-jump).
Второй недостаток — ориентация на голое мясо. Опять вспоминается DooM. Мясо было. Но была и логика с хитростью, позволяющая пробегать некоторые уровни без единого выстрела. В “Сэме” же нас толкают на бойню: многие вещи — патроны, бронежилеты и т.д. являются триггерами атак монстров, без уничтожения которых нас дальше просто не пускают.
Ну и наконец — третье. Мало. 15 карт (2 секретные) — это не дело. Конечно, у игры есть replayability за счет уровней сложности (один секретный), многочисленных тайников на картах, но… Мало и все тут.

Итоги
Что можно брякнуть напоследок? Хорваты молодцы. Вообще, все славяне молодцы, как становится заметно по играм год от года все сильнее. Однако с “Сэмом” они, конечно, всех поставили на место. И не их вина, что некоторые поставленные остались недовольны…

Жанр: Классический FPS.
Разработчик: Croteam.
Издатель в России: 1C\Логрус.
Требуется: Pentium-II 300, 64 MB, OpenGL-совместимый 3D-ускоритель.
Рекомендуется: Pentium-III 800, 256 MB, 3D-ускоритель типа GeForce2.
Игровой интерес: 9
Графика: 9
Звук и музыка: 10
Дизайн: 8
Ценность для жанра: 9
Сложность: очень высокая
Знание английского: не нужно


Рекомендуем почитать: