Классика

Симуляторы бильярда — продукт, в принципе, достаточно простой в соз­дании и весьма любимый пользователями. Первые игры “про бильярд” появились на компьютерах очень давно, едва индустрия вылезла из пеленок псевдографики. И правда: конечному потребителю, человеку, хоть и интеллигентному в душе, но наивному и неиспорченному знаниями тонкостей, вполне хватало абстрактного вида стола в откровенном 2D, нескольких цветных пятен, обозначающих шары, и примитивной системы прицеливания, приводящей в действие простейшие законы физики, заложенные авторами в основу игры.
Впрочем, годы прогресса мало пошли на пользу поджанру. Разве что он стал все более и более ассоциироваться с маргинальщиной free- и shareware, лишь изредка поблескивая жемчужинами действительно крупных проектов именитых контор…
Один из таких проектов — World Championship Snooker. У игры один серьезный недостаток: это — снукер. Снукер, и ничего больше. Никаких любимых народом “сто в одном”, где можно поиграть и “американку”, и в “пирамиду”, и в снукер с карамболем…

Расстановка сил
Как и любой качественный бильярдный симулятор, WCS строится на нескольких вещах: физике, интерфейсе, AI, графике и атмосфере.
Физика должна быть достоверной, основанной не только на примитивных правилах высчитывания угла отражения, но и оперировать трением, инерционностью, упругостью разных материалов и прочими вещами в реальном времени и трехмерном пространстве. Интерфейсу полагается быть удобным, простым, незаметным, но позволяющим выполнить практически любой реально существующий удар или прием. Про AI разговора нет — все прекрасно знают, каковы требования к нему в спортивных симуляторах: ловкость рук, но никакого мошенничества. Остальные же два параметра — исключительно на совести разработчиков.

Первое касание
С физикой в WCS все понятно — игры такого уровня давно уже стараются передать процесс как можно точнее и лучше. В ход идут трехмерные движки с точной реализацией всех соударений и отскоков, таблицы физических свойств различных материалов (сукна, дерева, композитных материалов), обсчет инерции шаров и трения о сукно стола… Гораздо приятнее то, что игра симулирует и самого игрока, его положение в пространстве относительно стола. Это выражено, например, в невозможности удара в боковые лузы в определенных положениях (в жизни вам пришлось бы для этого лечь на стол, что, как известно запрещено правилами). Кроме того, некоторые удары, требующие от вас применения “машинок” (Х- и Ш-образных) разной длины, реально отражают их использование. Например, иконками интерфейса.

Диспозиция
Интерфейс WCS распадается, если так можно выразиться, на две части. Первая отвечает за нанесение удара. Она представлена двумя иконками в левом нижнем углу экрана. Верхняя иконка обозначает выполняемое в данный момент действие (или невозможность нанесения удара), а нижняя — открывает основное меню. В нем мы находим значки двух дополнительных “камер”, иконку опций, иконку переключения вида на стол сверху и две главные кнопки игры — изменение угла кия относительно поверхности стола и изменение места удара по битку. Эти функции для удобства дублируется горячими клавишами F1 и F2. Именно с помощью комбинирования угла и места удара достигается выполнение самых сложных приемов: откат назад, дополнительное движение, резкая остановка, разнообразные закрутки…
Неоценимую помощь в правильном выборе положения кия для нанесения нужного удара дает вторая составляющая интерфейса — система направлений движения битка и ударяемого шара. И хотя она, по большому счету, является некоторой уступкой новичку (впрочем, легкоотключаемой), читом ее назвать нельзя: в отличии от многих симуляторов, где существуют похожие вещи, она не рисует всего пути прохождения шаров, а лишь указывает направление и их приблизительную начальную скорость.

В доме
Графика в трехмерных бильярдах редко представляет собой что-то высокохудожественное. Отблеск шаров, достоверное представление устройства столов (нарисованы, например, желобки, тянущиеся от луз), окружающая обстановка — вот чем может похвастаться WCS. К этому списку можно добавить создающие атмосферу вещи: натирание мелом киев игроками, вынимание шара из лузы служащим бильярдной, движения людей на заднем плане…
Столь же неброско выполнено звуковое сопровождение. Удары шаров, реакция зрителей, комментарии. Кстати, в оригинальной англоязычной версии игры комментарии озвучены бывшим Чемпионом мира по снукеру Дэннисом Тэйлором.

Правильная последовательность
Что, как вы понимаете не дается даром. Верно — игра создавалась при самой деятельной поддержке WSA (Всемирной Ассоциации Снукера), с использованием лицензий на изображение мест проведения соревнований различного уровня и создание компьютерных оппонентов с именами самых знаменитых игроков.
Более того, авторы создали AI, имитирующий реальное поведение и уровень мастерства звезд снукера.

Пирамида
Напоследок нельзя не сказать об общем оформлении игры. Наличествуют режимы: быстрый старт — мгновенная игра с одним из компьютерных игроков; матч — одиночная игра, состоящая из заданного количества раундов против компьютерного или обычного (знаменитый режим Hot Seat) игрока; чемпионат — серия игр в лигах; турнир — игра на выбывание с произвольными настройками.
Но главнейшая ценность этой игры — режим мастер-класса. Тут вам подробно расскажут правила снукера и предложат около сотни лекций в нескольких разделах (от простейших ударов до приемов экстра-класса), подкрепленные видеоматериалом (на движке игры) и “домашними” заданиями.
В итоге отношение к игре — невероятное. Отличный, профессиональный и очень играбельный продукт. Классика жанра. Лучший снукер после настоящего.

Игра: World Championship Snooker
Жанр: симулятор снукера
Разработчик: Blade Interactive Studios
Издатель: Codemasters
Требуется: P-166MMX, 32 MB, 3D
Рекомендуется: PII-400+, 128 MB, 3D
Игровой интерес: 8,5
Графика: 9
Звук и музыка: 9
Дизайн: 8,5
Ценность для жанра: 9
Сложность: настраиваемая
Знание английского: желательно


Рекомендуем почитать: