Хит-парад 2001

Вот и закончился 2001 год. Первый год столетия, о котором так мечтали фантасты и предсказатели из нашей юности и детства. С последним ударом часов по… ну, будем считать, по Гринвичу… захлопнулись двери перед игровыми релизами, вознамерившимися попасть в итоговые чарты и хит-парады. Разумеется, журналистская братия постарается продлить удовольствие и расскажет о последнем не ранее середины февраля…
Мы же приступаем немедля.

Нельзя сказать, что 2001 год был пустым. Нет, релизы выходили с достойной и отлаженной годами периодичностью, мой CD-привод аккуратно слизывал с них очередной “шедевр”, а клавиатура не замолкала ни на секунду. Однако оглядываясь назад…
Оглядываясь назад, отлично видно, что множество удачных проектов года — не более чем адд-он или mission pack к своему именитому родителю, уже получившему сполна и славы, и призов.

20080703_xcom_enforcer.jpg

Оглядываясь назад, нельзя не похоронить в очередной раз жанр Quest’ов, окончательно переродившихся на пределах Родины в народное искусство балагана и открытое ремесленничество.
Оглядываясь назад, вспоминается E3’2001 и, почему-то, приставки. Именно приставки заполонили первые полосы новостных каналов, постоянно перетягивая канат от превью мифической Xbox к продажам Sony PlayStation 2 и обратно.
В 2001 году начался (надеюсь — начался) рассвет игростроения в Восточной Европе вообще и в России — в частности. Такие лейблы, как “Казаки”, Operation Flashpoint, Serious Sam, Venom, “Ил-2: Штурмовик”, “Шторм”, “Демиурги” то и дело занимали первые позиции мировых чартов.
В 2001 году удивили российские издатели, начавшие выпускать лицензионные версии действительно отличных игр. Пиком их активности стало, безусловно, издание давно ожидаемой Wizardry 8. Первыми в мире!
Еще одна заметная тенденция года: мода на “нацистскую” струю в играх, возглавляемая давно обещанных Return to Castle Wolfenstain и Medal of Honour.
Наконец, последнее: 2001 год стал годом этакого “Ренессанса”, годом выхода продолжений игр нашей молодости (если не детства). Тут и уже упоминавшаяся Return to Castle Wolfenstein, тут и Civilization 3. Тут, собственно, и Wizardry 8 — продолжение знаменитой ролевой серии, ожидаемое вот уже девять лет кряду.

Лучшие игры жанра Action/Arcade 2001 года
В ушедшем году жанр Action/Arcade не будоражили ни какие особенные революции.­ Никто не изобретал новых видов геймплея, никто не поражал собравшихся чудо-AI, никто не ратовал за воссоздание всей вселенной в отдельно взятом уровне. Все шло чинно и благородно, как и подобает быть…
Игры, вышедшие за эти двенадцать месяцев с удовольствием учились использовать новые видеокарты с hardware-T&L. Что, впрочем, в абсолютно подавляющим числе случаев ничего не давало, кроме лишней строчки на коробке с диском. И не мудрено: множество прошлогодних проектов было построено на графических “движках” 1-4-летней давности. Лидерами, как всегда, впрочем, оказались Q3- , Unreal- и LithTech 2.5-engine.
Аркады минувшего года лились неловким, спокойным потоком: частично портируясь с приставок, частично — выходя с налаженного конвейера Disney Studios. Впрочем, в середине года бодро проскакал некто Grouch, неплохой аркадный проект испанских разработчиков. Избранным понравилась и вариация на тему вечного Double Dragon/Target Renegade от итальянских производителей — The Rage.
Из недипломированных нашим еженедельником шутеров от первого лица можно выделить мистическо-родственный Undying, побаловавший всех желающих весьма самобытным геймплеем и неплохим сюжетом.
В остальном же ничего особо выдающегося не вспоминается. Разве что весьма достойная Hostile Waters и отстойная Deadly Dozen.

Номинация: Аркада 1-е место — Stunt GP
Разработчик:Team 17 Software
Издатель: Eon Digital Interactive
Единственное, что не хватает Шумахеру (Michael Schumacher) для полного и безоговорочного счастья, так это скромной строчки в автобиографии. Что-то типа “…когда был Миша маленький, с кудрявой головой… любил он день-деньской проводить за Stunt GP…” Впрочем у следующего многократного чемпиона мира по гонкам в классе Formula 1 эта запись, без сомненья, будет…
Как сделать из аркадных гонок симулятор “Формулы один”, при этом оставив игру аркадными гонками, точно могли знать только люди, создавшие в свое время серию Worms. Более года кормя игровое сообщество невнятными скриншотами, ребята выкатили бомбу. Тут и обожаемая система постепенных апгрейдов, и убойная физика, и широчайший ассортимент радиоуправляемых моделей с самыми разнообразными характеристиками… Однако памятником разработчиков в памяти потомков навсегда останется “зарядочная труба”, превратившая весьма приятные “гоночки на машиночках” в отмороженное шоу с тщательно вымеряемой стратегией пит-стопов.

Номинация: Аркада 2-е место Looney Tunes: Sheep, Dog’n’Wolf
Разработчик: Looney Tunes Video Games, Infogrames Lyon House
Издатель: Infogrames
Капиталистические сращения анимационного конвейера студии Уолта Диснея (Walt Disney) с молодыми командами разработчиков, выпускающими “аркады” из обрезков производства начали пугать общественность уже очень давно. И если старинный “Черный плащ” (Darkwing Duck) на NES еще был вполне удачен, то последние вещи, типа “102 Далматинца” (102 Dalmatians: Puppies to the Rescue) вызывали уже откровенно аллергические реакции…
Но, как известно, на каждого козырного туза всегда найдется свой джокер: пропитанная дешевым американским юмором в его самом лучшем на свете исполнении серия Looney Tunes в очередной раз спасла мир. Очумелые гонки сначала — за овцой, а потом, вместе с ней — от собаки пришлись по душе абсолютно всем, кто хоть краем глаза видел эту игру. Секрет успеха? Стопроцентно переданная атмосфера мультфильмов-основы, невероятный дизайн уровней, колоритнейшие герои и, разумеется, графика. Именно совокупность столь замечательных черт помогла типичной головоломке взять “серебро” в уважаемой номинации “Лучшая аркада”.

Номинация: Аркада 3-е место — Spider-Man
Разработчик: Neversoft
Издатель: Activision
Несмотря на бешенную популярность комиксов про супергероев, игр по мотивам этих самых комиксов и этих самых супергероев не столь много. Причем большинство из проектов ни на каплю не передают очарования той мистической атмосферы, которая исходит от полудолларовой брошюрки: максимум, на что способны разработчики, так это дурацки разрисовать главного героя на манер Капитана Америки (Capitan America)…
Тем приятнее было запустить в первый раз только что сынсталлированную Spider-Man и в полной мере ощутить — оно! Авторам игры невероятным образом удалось совместить дух классической аркады самых различных поджанров (тут и платформер, и файтинг, и некая драйвовая субстанция на запоминание единственно правильного пути) с невероятной галереей Marvel’овских (Marvel Entertainment, www.marvel.com) персонажей. И не надо говорить, что для этого понадобилось всего лишь написать комиксоподобный сюжет и превратить боссов уровней в противостоящих Спайдермэну супергероев. Сами ведь знаете, что дело абсолютно не в этом…

Номинация: Аркада 3-е место — X-COM: Enforcer
Разработчик: Microprose
Издатель: Infogrames
“Как хорошо быть тупой” — мотто, окончательно добившее пусть вялые, но еще живые заблуждения “стратегов” о непорочности культовой марки “X-COM”. Нарядившись в цветастые декорации движка UT-engine, “икс-комовец” Enforcer благородно принял на себя обязанности защиты родной планеты от инопланетных захватчиков…
На деле получилось намного смешнее, чем звучит: такого гротескного, безостановочного экшена, до упора сдобренного спецэффектами в три четверти экрана каждый, не помнят даже аксакалы жанра — легендарная приставочная игра Contra и ее воплощение на PC — Expendable. Enforcer рвет проклятых ксеноморфов на порошкообразное конфетти, не забывая при случае вовремя сцапать нужный бонус, кредиты для магазина апгрейдов и новое оружие.

Номинация: Шутер от первого лица 1-е место — Serious Sam
Разработчик: Croateam
Издатель: Gathering of Developers, Take 2 Interactive
Издатель в России: Логрус, 1C
Они бегут отовсюду и это происходит почти постоянно. Их неисчислимые стада, моря, океаны! От них не спрятаться и не убежать. Можно только стрелять, стрелять, стрелять…надеясь, что число патронов окажется больше числа МОНСТРОВ…
“Крутой Сэм” — игра про монстров и только про них.
Однако она не про тех монстров, рвущихся по огромнейшим открытым пространствам навстречу игроку, стреляющих из разнообразного табельного оружия, кусающих и царапающих его тело своими клыками, рогами и когтями. И не про тех, спрятавшихся в комнатах уровней, появляющихся из ниоткуда, но всегда — в огромных количествах и за спиной. И даже не про тех, что устраивают засады и кровавые бойни в узких коридорах, подло натравливая сначала безголовых камикадзе…
Нет, эта игра про самого главного монстра, такого же тупого и безумного, как и все остальные, такого же злобного и ужасного. Он слоняется по уровням, выискивает секреты, жрет аптечки, собирает патроны и новые ружья. А потом стреляет, стреляет, стреляет, уничтожая все живое кругом…
Имя этого монстра — Serious Sam.
Продолжение в следующем номере


Рекомендуем почитать: