Хит-парад 2001 (Окончание. Начало см. в №5, 6, 7.)

Лучшие игры жанра Simulation
Ситуация с симуляторами в этом году мало чем отличалась от прошлогодней. Немного военной техники, немного мотоциклов и разнообразного экстрима, типа гонок на снегокатах, вполне прилично спортивных симуляторов (хотя и меньше обычного). Много автосимуляторов. Причем, среди них прослеживается вот какая тенденция…
В этом году вышло какое-то невообразимое количество игр, так или иначе связанных с гонками на внедорожниках. Джипы заполонили экраны мониторов. Они были дорогие и относительно дешевые, красивые и уродливые, с тщательно прописанной физикой езды и откровенные аркады, стандартные модели и специализированно-спортивные образцы. Каждый месяц, если не чаще, выходило по одной игре о джипах.
Впрочем, год закончился совершенно фантастически: двумя симуляторами подводных лодок.

Номинация: Авиасимулятор 1-е место — Ил-2: Штурмовик
Разработчик: 1C: Maddox Games
Издатель: 1C

20080703_il_2.jpg

Чтобы делать настоящие авиасимуляторы, разработчику необходимо, как минимум, ознакомится с парой десятков книг по теме, обладать достойной командой и найти консультантов, принципиально не называющих приборную доску в кабине пилота “кокпитом”…
Спасибо славному прошлому нашей страны и особенно будням советского ВПК, но с выделкой авиасимуляторов у нас проблем не было, нет и, кажется, не будет еще долгие годы. Традиции, заложенные знаменитой Flanker (обеими) в этом году дали новые плоды: скрупулезная летная модель легенды Великой Отечественной, помноженная на невероятную графику, привела к вынужденной покупке джойстиков даже тех, кто еще месяц назад не играл ни во что, кроме Counter Strike.

Номинация: Спортивный симулятор 2-е место — FIFA Soccer 2002
Разработчик: EA Sports
Издатель: Electronic Arts
Вопреки известному заблуждению, задача разработчиков AI состоит в создании алгоритмов, имитирующих глупость, заторможенность и косоглазие Человека (а отнюдь не ум, скорость реакций и безошибочность). Иногда это получается настолько хорошо, что искусственный интеллект впадает в кому…
Серия FIFA by EA Sports в 2001 году впервые могла претендовать на золото номинации. Во-первых, ее извечный конкурент — NHL by EA Sports на фоне прошлогоднего триумфа сильно сдал, а во-вторых, сама FIFA, наконец, предстала перед поклонниками в совершенно новой ипостаси. Совмещая революционный геймплей со свободной системой пасов и открытость архитектуры (недолго думая, геймеру все-таки приходится с отверткой наперевес бежать подкручивать некоторые параметры игры в файле …/data/cmn/ini.big) разработчики из EAS создали продукт, смело откликающийся на слово “симулятор”.
И все таки — серебро, ребята. Благодарите авторов “уникального” AI, с намертво прошитой одной-единственной фланговой комбинацией.

Номинация: Спортивный симулятор 2-е место — NHL 2002
Разработчик: EA Sports
Издатель: Electronic Arts

20080703_nhl2002.jpg

Подозрения начинают пакостно мучить буквально с первых же кадров. Все слишком хорошо: красивые стадионы, красивые модели игроков, красивый интерфейс и дизайн всех меню. Знаменитые слайдеры меню AI Options, принесшие головокружительный успех предыдущей игре серии, на месте; более того — расширены. Вратари берут все, что плохо летит в ворота. Физическая модель — выше всяких похвал. Даже пошлейшие NHL-cards и то при ближайшем знакомстве будоражат застарелую страсть к собиранию “вкладышей” от жевательной резинки “Turbo”…
И все-таки подозрительность не напрасна. Примерно к середине сезона неожиданно геймера начинает одолевать желание разбить диск с игрой вдребезги-пополам. Эксперименты на настройках сложности, тонкий “тюнинг” AI, драфты, создание виртуальных копий своих друзей и заполнение всех ячеек в альбоме NHL-cards ни к чему не приводят. Все идеально — а играть, незнамо отчего, противно. Убийственный недостаток всегда безупречной серии…

Номинация: Симулятор 1-е место — Independence War 2: Edge of Chaos
Разработчик: Particle System
Издатель: Infogrames
Создать космический симулятор, находящийся где-то посередине классического дробления жанра на “боевые” и “исследовательские” проекты, не так сложно, как можно поначалу представить. Надо лишь, умело маневрируя сюжетом, соединить в нем необыкновенную по красоте графику со столь любимыми пользователем апгрейдами всего и вся, соразмерно с карьерным ростом…
Все три составляющие: сюжет, графика и система роста в IW2 великолепны. Конечно, сначала в глаза бросается графика: почувствовав на борту нашего “космического корабля” нечто вроде Athlon-1000 + GeForce2, движок, расплывшись в блаженной улыбке, начинает вытворять на экране такие номера, от которых, право слово, даже сам Джордж Лукас (George Lucas) был бы в культурном шоке. Сюжет же, манипулируя довольно оригинальным совмещением “бесконечной” вселенной, нелинейным развитием и несколькими десятками миссий, весьма скоро становится весьма опасным наркотиком, отвыкание от которого возможно только путем полного прохождения игры.

Номинация: Симулятор 2-е место — Шторм
Разработчик: MADия
Издатель: Бука
Как сказали на одном форуме, совершенно справедливо кстати, “для аркады клавиш управления слишком много”. Отсюда возникает некоторый конфуз с самоопределением: аркады с большим количеством клавиш обычно стремятся поскорее оторваться от бренной земли подальше и гордо именуют себя “космический симулятор”. Если же ты остался ближе к поверхности — то уж либо сокращай управление втрое, либо обзаводись реалистичной физикой полета…
Если характеризовать кратко и по-кавалерийски широко, то получится что “Шторм” — это жутко красивая разновидность аркадного жанра “полет над текстурой” но с весьма продуманной физикой, множественными вкраплениями космо- и авиасимуляторов и убедительно-прекрасной сюжетной линией. Да, разработчики не покорили каких-то необыкновенных идейных вершин и не создали нового течения в игростроении. Они сделали гораздо больше: выпустили еще один российский проект мирового уровня.

Номинация: Симулятор 3-е место — Microsoft Train Simulator
Разработчик: Kuju
Издатель: Microsoft

20080703_ms_train_simulator.jpg

В детстве, как известно, должно быть три мечты: стать космонавтом, солдатом и железнодорожником. Раньше на этом крепко наживались производители игрушек, штампуя без передышки целлулоидных пупсов в скафандрах, автоматы с лампочкой и набор “Железная дорога”. Сейчас их место все успешнее занимают производители видео- и компьютерных игр, готовые по первому зову предоставить космос самых буйных расцветок, самых омерзительных врагов нашей Родины и набор “Железная дорога” от Microsoft. В натуральную, надо сказать, величину…
Сокровенное сбывается с ужасающей реалистичностью: огромный мир рельс размерами до нескольких тысяч миль, полная номенклатура паровозов, тепловозов и электровозов, вагоны-рестораны и простые СВ, вокзалы с музыкой и “дайте мне погудеть” — все это скрывается в скромном боксе с компакт-диском. Просто не верится…

Лучшие игры жанра Role Playing Game
Самый любимый жанр сетевой общественности в этом году предлагал вещи хоть и не вполне вменяемые, но зато на любой вкус. Тут и приставочный перепев Summoner, который, вкупе с идейным долго­строем по имени Anachronox, составлял неплохую парочку для любого любителя околоконсольных развлечений. Тут и русская народная игра “Златогорье”, выполненная в стилистике сказок о чудищах болотных и кикиморах. Тут, собственно, и очередной полк хромых на все конечности клонов Diablo.
Сама же Diablo (2, разумеется) обзавелась в этом году адд-оном, Lord of Destruction, и продолжила старую традицию ставить в позу “зю” весь играющий люд каждым своим новым патчем.
Дополнением обзавелась и другая знаменитая игра 2000-го года, Baldur’s Gate 2. Тут все произошло без эксцессов, и поклонники получили счастья сполна.
А разочарование года — это, без сомнений, Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor. Игра-продолжение, зомби, восставший из ада. Страшно подумать — такой могла бы получится и Wizardry 8, будь ее разработчики хоть чуть-чуть менее профессиональными.

Номинация: Ролевая игра 1-е место — Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
Разработчик: Troika Games
Издатель: Sierra Studios
Историческая встреча двух столпов жанра фантастики, мсье Жюля Верна и мистера Дж. Р.Р. Толкиена, произошла в дружеской обстановке на просторах вселенной Arcanum в самой середине 2001 года.
Пышные анонсы встречи, разумеется, начались намного раньше. Вначале робкие, находящиеся под явным влиянием киберпанка и антиутопий о ядерном Апокалипсисе, они, постепенно, нарисовали нам сверкающую картину огромного мира со множеством городов, железными дорогами и полетами аэростатов. Первые паровозы только начинали коптить небо страны, наполненной магами различной степени мастерства, а гладкоствольные ружья, созданные инженерами-подпольщиками нет-нет, да и выплевывали в пылу боя пару аккуратных файерболов.
И пусть графическое оформление саммита было не на высоте, а мсье Верну постоянно приходилось идти на уступки, мы верим: все только начинается!

Номинация: Ролевая игра 2-е место — Wizardry 8
Разработчик: SirTech Canada
Издатель в России: Бука
И вот она вышла. Игра, которую ждали долгие девять лет. Игра, ради которой на пыльных и поросших мхом дискетах хранились драгоценные savegame предыдущей части (переданные многим по наследству). Игра, которая расставила все по местам…
Понимаете, так уже не делают. Ролевые игры я имею ввиду. Сейчас даже гурманы не любят копаться в трех страницах характеристик героя, генерировать партию из полудюжины скитальцев и по полтора часа тратить на небольшую заваруху в пошаговом режиме. Сейчас нужен сюжет, живое общение с NPC и реа­листичная психология поведения оных. Сейчас правит динамика, пусть даже она разлита на 200 часов непрерывного геймплея — тогда каждый час должен быть незабываем.
А Wizardry 8… Кто-то ее называет old-style RPG. Я же скажу проще, словами, произнесенными по схожему поводу, но о другом проекте: это лучшая ролевая игра 1992 года, выпуска 2001.

Номинация: Ролевая игра 3-е место — Gothic
Разработчик: Piranha Bytes
Издатель: Xicat Interactive
Как оказалось, от ненависти до любви лежит путь ровно в полвека с десятилетием. Ровно через шестьдесят лет после рокового 1941 года, Россия вновь учит немецкий язык (язык Гете!), слушает Ramstein, покупает народный авто Volkswagen и Opel и выдает призы ролевым играм производства Федеративной Республики Германия…
На что похожа Gothic? Для кого-то, любящего насыщенный, логичный мир игровой вселенной с неожиданными и богатыми возможностями взаимодействия главного персонажа с окружающей действительностью, на Outcast. Для кого-то, предпочитающего продуманный сюжет и простые правила ролевой системы, на Ultima IX. Для меня же, о, неожиданность, Gothic стала продолжением идеи “Аллодов”. Только, разумеется, немного на иной лад…


Рекомендуем почитать: