Хит-парад 2001 (Продолжение. Начало см. в №5, 6)

Лучшие игры жанра Strategy 2001 года
Весьма застойный жанр стратегий, готовый при любом удобном случае незамедлительно кидаться в бесконечные самоповторы и пережевывания набивших оскомину идей в минувшем году выглядел весьма неплохо…
Если не считать выхода очередного адд-она бесконечной серии C&C/Red Alert, Yuri’s Revenge и отказа Mythos от дальнейшей разработки Dreamland (продолжения стратегической серии X-COM), конфузов практически не было.
Зато год кипел такими неординарными проектами, как Conflict Zone с самообучающимся AI противника, Kohan с предельно простой основой и, разумеется, Black&White с ее невероятным воплощением бога (не того, что на самом верху, а поменьше).
Практически удачно завершилась эпопея с продолжением некогда культовой RTS от Bitmap Brothers, Z. Их Z (2): Steel Soldiers, конечно, не стала тем откровением, что была первая часть. Но свою заслуженную долю любви она, безусловно, получила.
Помимо этого, нельзя не упомянуть какой-то совершенно сумасшедший наплыв экономических стратегий. В течении всего года мы торговали, уличали конкурентов в нечистоплотности, готовили пиццу, добывали нефть, делали унитазы и разводили животных в личном зоопарке.
Впрочем, главным стратегическим событием, несмотря на столь бурный год все равно остается выход “Демиургов”…

Номинация: Стратегия в реальном времени 1-е место — Emperor: Battle for Dune
Разработчик: Westwood Studios
Издатель: Electronic Arts

20080703_emperor_battle4dune.jpg

Новизна — ноль целых, ноль десятых, сотых и тысячных.
Графика — нечто полностью трехмерное, заставляющее задуматься даже спарку Athlon-1000 + GeForce2GTS.
Сюжет — полностью исчерпывается одной единственной фразой, по совместительству являющейся названием игры.
Компания-производитель — шайка бездельников, вот уже добрый десяток лет продающая единственный свой проект под самыми разнообразными соусами и приправами.
Видео, звук и прочие “новации” — кошмарный сон вперемежку с махровым дилетантизмом.
Атмосфера — практически вся зиждется на галлюцинациях слишком ярых фанатов одного американского писателя-фантаста середины прошлого века.
Главный вопрос — почему игра получила титул “Лучшая RTS 2001”, а не заслуженное “Ацтой года”?

Номинация: Стратегия в реальном времени 2-е место — Commandos 2: Man of Courage
Разработчик: Pyro Studios
Издатель: Eidos interactive
Только отвращение от пафосных телодвижений, типа питья теплой текилы из глубоких тарелок или награждения главных злодеев в игре запредельной кличкой Эль Дьябло (El Diablo) помешало отдать “серебро” в номинации “Лучшая RTS 2001 года” заслужившей его на сто процентов игре Desperados: Wanted Dead or Alive. Вместо этого заветный приз переходит в руки прямого конкурента, сиквела культовой игры Commandos…
В остальном проекты равны, не выглядя при этом близнецами. Desperados разухабистей, веселей и вообще — гораздо оптимистичней в плане непосредственного общения с геймером. Commandos 2 — выверенней, тоньше по проработке мира, и… монументальней, что ли. По крайней мере, ни в одной из своих многочисленных ипостасей не производит впечатления оперетты.

Номинация: Настоящая стратегия 1-е место — Sid Meier’s Civilization 3
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: Infogrames
Прелесть ситуации в том, что Сиду Мейеру (Sid Meier) для ежегодного сбора золотых статуэток, кубков и авангардных произведений искусства, обозначающих первое место, надо было всего лишь однажды создать “Цивилизацию”…
Первая часть игры Тысячелетия, выпуска 1991 года, занимала около мегабайта, имела четыре ошибки в теле и шла на компьютере класса XT с 640 килобайтами памяти и видеоадаптером EGA. Третья — еле вмещается на CD, требуя для полной инсталляции более семисот мегабайт, имеет возможность регулярно получать патчи из интернета и идет на Pentium-III в разрешении 1024×768 (минимум). Сей рост за десять лет как раз и называется — Цивилизацией. Все остальное: государственные границы, менталитет нации, культурное влияние одной нации на другие и огромный ассортимент “чудес света” — всего лишь милые сюрпризы Мастера наиболее взыскательным поклонникам.

Номинация: Настоящая стратегия 2-е место — Демиурги
Разработчик: Nival Interactive
Издатель: 1C
Акценты были расставлены четко и с самого начала — с “интро”, то есть. Главное занятие лорда — война. И ничего больше. Все остальное: захват шахт, передвижения с эксплорацией карты, апгрейды и постройки фортов — не более, чем случайные мелочи жизни…
И очень удивительно, когда, сравнивая “Демиургов” с похожими лишь внешне Heroes of Might and Magic, люди делают большие глаза и обиженное лицо. «Да, — говорят они, — бои хороши, но где же остальное?» А остальное и не нужно! Путь лорда — это путь боев. Единое непрерывное движение от порога родного замка до трона Белого Лорда, широкой волной сносящее все на своей дороге.

Номинация: Настоящая стратегия 3-е место — Europa Universalis
Разработчик: Paradox Entertainment
Издатель: Paradox Entertainment
Издатель в России: 1C, Snowball
Тот прозаический факт, что “Настоящая стратегия” не может идти в реальном времени опровергался всего лишь несколько раз за всю историю существования индустрии компьютерных развлечений. Получающиеся от скрещивания мыслительных глубин с безостановочным действием мутанты обычно сразу закатывались в банки со спиртом и бежали возглавлять парад уродов.
Europa Universalis — безусловно, событие. Не претендуя на всеохватность “Цивилизации” и не занимаясь копеечным менеджментом, она, тем не менее, оказывается по зубам лишь истинным ценителям. Тем, кто продравшись через непростые географические открытия авторов проекта (особенно на территории России), концептуальную графику и не всегда отзывчивое управление, смог оценить все ее величие.

Номинация: Тактический симулятор боя малыми подразделениями 1-е место — Fallout Tactics: Brotherhood of Steel
Разработчик: Microforte
Издатель: Interplay

20080703_fallout_tactics.jpg

В чем сила, Брат? В оружии? Нет — оружие у нас хоть и отменное, но поверь, снайперская винтовка Драгунова из Jagged Alliance 2 даст ему сто очков форы. Сила — она в названии…
Даже умудренный политкорректностью Крис Тэйлор, автор первого Fallout, и тот разрывался на части перманентно тасуя в своих интервью фразы “Fallout Tactics — это не Fallout 3” и “Это все-таки Fallout”: игра, фактически являясь весьма посредственным представителем жанра тактических стратегий, пользуется неограниченными привилегиями своих маститых предков. Тут и ролевая система, и сценарий, и оформление, и атмосфера. Тут давно знакомые двуглавые буренки перемежаются с мечтами о Power Armor, а мутанты — с выжженными радиоактивными пустынями. И все же…
Все же, не видать Fallout Tactics заветного первого места, будь в этом году хотя бы минимальный выбор кандидатур.

Номинация: Экономическая стратегия 1-е место — Trevor Chan’s Capitalism II
Разработчик: Enlight Software
Издатель: Ubi Soft
Не дать главный приз в номинации “Экономическая стратегия года” игре Capitalism 2 — это… Это даже, пожалуй, большее святотатство, нежели отобрать у Civilization все ее награды, включая мифические “Игра тысячелетия”, “Игра на все времена” и “Настоящая стратегия любого года”.
Перед нами, не будем стыдливо отводить глаза, лучший, если не единственный, полноценный учебник рыночной экономики, рассказанный живо и с юмором (а не птичьим языком выпускника Плехановского института). Как и у любого учебника этой непростой науки, у Capitalism’а есть вполне определенные проблемы с окружающей действительностью: плохо отражены зверства налоговой системы, увод денег в оффшорные зоны, использование административного ресурса в борьбе с конкурентами…
Тем не менее, идеализация денежно товарных отношений не мешает главному: возможности геймера попробовать себя в любом (почти любом) секторе предпринимательской деятельности. Будь то торговля, фермерство, научные исследования или биржевые операции с ценными бумагами…

Номинация: Экономическая стратегия 2-е место — Championship Manager 2001/2002
Разработчик: Sports Interactive
Издатель: Eidos Interactive
Загнавшая под лавки стадиона практически все футбольные менеджеры серия Championship Manager продолжает свое победное шествие. Сила этой игры не в графике (ее, как вы знаете, нет), не в безумных ежегодных нововведениях, а…
Условность слова “стратегия” применительно к проекту уникальна. Это — симулятор. Симулятор тренера футбольного клуба без скидок на тупость интеллектуального большинства. Провокационность игры несомненна: теперь каждый может балагурить у экрана телевизора и рассказывать похабные истории из жизни О.И. Романцева сколь угодно долго — стоит лишь усадить шутника за компьютер, запустив CM 01/02, и выдать в безвозмездное пользование московский “Спартак”, как все встает на свои места…

Номинация: Экономическая стратегия 3-е место — Tropico
Разработчик: PopTop Software
Издатель: Gathering of Developers, Take 2 Interactive
Издатель в России: Логрус, 1C

20080703_tropico.jpg

Когда народу, а так же всего остального (земли, нефти, золота, еды…) в стране много, то глупость президента не так видна на общем фоне изобилия. Другое дело, если у вас сотня человек, несколько гектаров в безбрежном океане, утыканные лачугами, и банан как главная экспортная достопримечательность. Тут хочешь не хочешь, начнешь превращаться в подобие Фиделя Кастро, Аугусто Пиночета или батьки Лукашенко…
Ведущая свой род от благородных текстовых игр начала 80-х идея “Мы все глядим в Наполеоны…” наконец-то получила практически идеальное исполнение. Умело прикинувшись раскраской для детей 3-5 лет, движок Tropico поражает свирепостью: исчерпывающие знания обо всех жителях, великолепный инструментарий по отслеживанию и влиянию на общественное мнение, миллионы забот и проблем внешней и внутренней политики бережно скармливаются настойчиво и неумолимо. С показательными экзаменами на профпригодность каждые десять лет.
Окончание в следующем номере


Рекомендуем почитать: