Такой футбол нам… НУЖЕН

Парадокс: International Superstar Soccer 3 (далее ISS 3) не слишком хочется сравнивать с серией FIFA Soccer от EA Sports, однако больше на ПК ее сравнивать просто не с чем. Весь бесчисленный легион затрапезных проектов, регулярно пытающихся доказать неискушенному компьютерному геймеру, что это и есть футбольные симуляторы, по совокупной интересности ни в малой степени не сравнится с продуктом от Konami. С другой стороны, самодовольная гегемония FIFA Soccer настолько надоела, что отдавать ей на очередное растерзание новинку, вызывающую массу положительных эмоций, откровенно жаль…

Бред
С первых же кадров у ISS 3 прослеживает­ся некая противоестественная гордость за свое «пролетарское» происхождение (Konami «выстрелила» этим проектом сразу на двух платформах: ПК и PS2): консольное управление, ужасно смотрящееся в клавиатурной эмуляции, полное отсутствие даже намеков на использование мыши, кондовый дизайн меню, навеки зафиксированное на доисторическом уровне «640×480» разрешение (большинство современных мониторов, заботливо настроенное своими хозяевами на демонстрацию картинок в разрешении 1024×768 и выше, просто сходит с ума от такой наглости) и закрепленная намертво камера вида, способная только приближать/удалять и изменять угол обзора. До целостной картины полнейшего кошмара остро не хватает лишь выхода сборной России под «Калинку», знаменитого форварда «Pavel Gargarin» и наличия выбора формации на матч из полутора вариантов…

Eyes «candy»
В последнем «упущении» и скрыта основная заковырка. ISS 3 — один из немногих современных футбольных симуляторов на ПК, не уступающий по зрелищности и глубине игрового процесса легендарной FIFA Soccer, достигшей в аутентичности действа заоблачных высот. Приведем лишь сухие факты. В новинке от Konami любая из полсотни национальных сборных укомплектована в полном соответствии с реальностью (зафиксированной в документах ФИФА). Модели большинства игроков (за всех я просто не поручусь) внешне довольно точно соответствуют оригиналу. Также соответствует оригиналу и предматчевый обряд, включающий в себя патетичный выход из раздевалок, вынос государственных флагов, торжественные линейки под музыку государственных гимнов (у России это старая музыка Глинки) и бросание монетки.

iss3048

Конечно, ни чисто приставочная родословная, ни современное состояние графического движка, ориентированного сразу на две платформы, не могут потягаться на равных с многолетним кропотливым трудом спортивного отделения Electronic Arts, сотворившей за 10 лет существования серии FIFA Soccer что-то совершенно невообразимое с точки зрения фотореализма. Зато…
Обратная сторона зрелищности — даже не зоологическое, а какое-то инсектоидное оглупление этапа предматчевой подготовки в FIFA Soccer за последние годы (начиная с 1998), идущее, безусловно, по «многочисленным просьбам» трудящейся молодежи городских окраин…

Отдел кадров
Растеряв очки в соревновании «по одежке», «по уму» ISS 3 значительно опережает именитого соперника. Начнем с того, что сборные тут оцениваются не на основе единой цифровой шкалы «номер такой-то в общем зачете», а по четырем основным дисциплинам: атаке, защите, игре в центре поля и способности быстрого перехода от обороны к атаке. Например, сборная России имеет в ISS 3 оценку «СВВВ» (всем известны наши проблемы с голевым завершением атак), а сборная Украины — «ВССС» (видимо, за счет спайки Ребров-Шевченко).
Описание индивидуальности игрока занимает в ISS 3 дюжину позиций по десятибалльной системе плюс многочисленные наслоения, типа игровой позиции, ударной ноги, морально-физического состояния (растет, стабильное, падает) и списка особых умений, которые невозможно описать в цифровой форме («хорошо играет головой», «хорошо пасует», «высоко прыгает», «стойко переносит выходы один на один» и так далее…). По ходу матча у спортсменов отслеживается накопление усталости, напрямую зависящее от объема проделываемой на поле работы. Не в пример EA Sports, Konami серьезно подошла именно к СИМУЛЯЦИИ процесса.
Фаза стратегического планирования в ISS 3 покоряет сердце любителя виртуального спорта почище иного рахитичного футбольного менеджера, не говоря уже о последних тренерских «изысках» серии FIFA Soccer. Слегка утрируя, скажу, что с вверенной сборной можно проделать любой из известных ныне футбольной науке трюков. Изменение стартового состава, определение игровой формации из списка в десяток позиций или назначение общего плана действий даже не хочется обсуждать по причине очевидности. Гораздо интереснее оценить редко используемые геймерами изыски типа распределения между игроками заданий по персональной опеке, более тонкой настройки местоположения спортсменов на поле, обозначения степеней свободы их передвижения и даже отдачи точных указаний касательно их роли в игре. Опираясь на вполне вменяемый искусственный интеллект наших футболистов, хорошо проработанный стратегический план способен творить в ISS 3 настоящие чудеса.

Headshot
Хорошо ли это или плохо, но факты — упрямая вещь, и они недвусмысленно говорят о том, что основной выигрышной комбинацией в игре является фланговый проход с последующим навесом на дальнюю штангу. Игра головой в ISS 3 превращена из традиционного проклятья в незамысловатый аттракцион, где в примерно одинаковых долях соединились удача и элементарное умение вовремя нажать пару клавиш (направление+"удар"). Ближайший родственник флангового прохода — угловой удар — также получил в игре от Konami свою заслуженную славу. «Четыре угловых — одно пенальти» — это как раз про ­ISS 3.
К счастью, три уровня сложности и полная неясность с противником, которого вам подкинет неумолимый режим Мирового чемпионата (вариант: Европейского первенства, самодельного турнира…) не позволяют с легкой душой перейти к однообразным розыгрышам и однотипным комбинациям — легко победив Тунис со счетом 5:1 (играл Россией на уровне «Easy»), я 14 полноценных минут безуспешно барахтался между центром поля и штрафной противника, пытаясь перевести дружеский матч «Англия-Франция» с проклятых «2:1» на ничью.
Хотя матч в ISS 3 складывается самым нетривиальным образом, заподозрить ее в аркадном сумасбродстве невозможно в принципе. Три типа пасов, управляемый удар, многочисленные финты и специальный режим обыгрыша, во время которого изображение резко укрупняется для наилучшей оценки действий, — все это признаки именно футбольного симулятора.
Физическое ядро, отвечающее в ISS 3 за корректное поведение мяча и игроков, смело может претендовать на звание одной из самых достоверных, с точки зрения реализма математических моделей, используемых в видеоиграх. Отскоки от штанг, от земли и от любой из частей тела спортсмена физический движок просчитывает абсолютно беспристрастно и максимально честно. Это же относится к эпизодам борьбы, захватам, подножкам, пробежкам и падениям игроков. Тут же хочется похвалить прекрасную анимацию моделей, состоящую из огромного количества самых разнообразных движений.
На стыке управления и физической модели в футбольном симуляторе обычно находится такая неоднозначная тема, как судейство. Говоря откровенно, судейство в ISS 3 просто плохое. Ладно бы строгость блюстителей правил распространялось равномерно — но нет: наговорив противнику за заваливание наших футболистов кучу устных замечаний, судья за малейшую провинность карает сторону геймера целой стопкой «горчичников». Возможно, отбор мяча со спины у нас действительно иногда получается грубовато, возможно, падение нападающего противника и впрямь случилось из-за того, что игра шла «в ногу», а не «в мяч», но… черт побери! Давайте, хоть изредка, и им карточку за то, что МОЙ нападающий корчится на газоне, держась руками за разбитое колено!

Встреча
Уйдя от пресловутого ПК, как от точки отсчета и главного эталона, мы с удивлением увидим, что серия International Superstar Soccer вполне готова потягаться в популярности с самой FIFA Soccer от демонической EA Sports. Появившись на древней SNES, застолбив жизненное пространство в версии для Nintendo 64, расширив жанровую нишу в непростой конкурентной борьбе на PlayStation I и окончательно вызрев на PlayStation 2, ПК-версия ISS 3 берет за живое не графикой, но искренней, ненадуманной интересностью и удивительной глубиной происходящего на экране футбольного действа.
В то же самое время серия FIFA Soccer, отмечая в этом году десятую годовщину своего существования на ПК, медленно, но верно деградирует, вновь и вновь пряча откровенно протухший игровой процесс в яркую обертку из постоянно растущего количества полигонов, текстур, спецэффектов и умопомрачительных разрешений…

International Superstar Soccer 3
Жанр: футбольный симулятор
Сюжет: очень неплохой ПРИСТАВОЧНЫЙ футбол
Издатель: Konami
Разработчик: Konami
Требуется: PIII-700, 128 MB, 3D
Рекомендуется: P4-1400+, 256+ MB, 3D
Мультиплеер: LAN
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не нужно
Графика: 3+
Звук и музыка: 4
Управление / Дизайн: 4-
Игровой интерес: 4


Рекомендуем почитать: