Игры 2008: На удивление прилично

Как вы, возможно, знаете, я стар. Не в смысле телом, но душой — примерно в начале 2008 года я неожиданно понял, что компьютерные игры более не доставляют мне какого-то удовольствия, а написание рецензий на них всё чаще превращается в каторгу с заранее просчитанным финалом. Однако... 2008 год в самом деле оказался в игровом плане очень удачным. И я — чисто из уважения к такому чуду — пишу эти строки.

Год наоборот
В самом деле, ещё летом казалось, что игровая индустрия умерла. То есть, летом умерла мировая игровая индустрия, а отечественная умерла ещё раньше — ознаменовав свой переход в загробный мир декадентским манифестом «Во мгле». Весна и осень тоже, на первый взгляд, не были особенно примечательны — да, «блокбастеры» выходили, но то тут, то там слышалось, что на поверку они оказываются не такими уж и блокбастерами.
И вот — зима. Рождественские продажи и новогодние итоги. Перебирая списки вышедших за год игр, я с удивлением заметил, что на все номинации у меня есть претенденты. Вот такое чудо — не случавшееся, если мне не изменяет память, года четыре кряду. Да, претендентов немного — но одна игра, смело имеющая право представлять жанр или категорию в 2008 году есть. Не верите? Я тоже не поверил...

Русская легенда
Возьмём, к примеру, отечественную индустрию. Да, диагноз «во мгле» поставлен ей, по большому счёту, правильно. Однако именно в 2008 году российские программисты и издатели подарили нам великолепную «King’s Bounty: Легенда о рыцаре». Жанр игры уже всем известен — симулятор сказки, причём сказки не в классическом смысле, а такой постмодернистской, сделанной на манер текстов Михаила Успенского или серии мультбылин студии «Мельница» о трёх богатырях. Тут взаправду есть всё: принцессы, сокровища, поиски, ратные подвиги, невообразимые чудовища и... юмор, море юмора.
Помнится, многие, рассматривая скриншоты, боялись сходства «Легенды» с Heroes of Might and Magic. Не надо было бояться — оно есть, но его нет. Как есть и нет у «Легенды» сходства с оригинальной King’s Bounty. Именно сочетаниями похожести и оригинальности, высокого класса и какой-то дилетантской непосредственности и мила «Легенда о рыцаре». Превосходная отечественная игра. Лучшая в 2008 году на территории России.

Бороться и искать
Ещё одна традиционная беда — так называемые «ужастики». В принципе, все знают, о какого рода играх идёт речь, но никто не может до конца сформулировать — что же такое «ужастик». Должен ли он быть боевиком? Шутером? Должен ли он быть погружён во тьму? Должны ли в нём присутствовать зомби и упыри?
В любом случае, на ПК с ужастиками было не очень. То есть поначалу — во времена первых серий Alone in the Dark – всё было хорошо, а потом — как-то не очень. Residernt Evil выродилась в тир, Silent Hill утомил своей дремотностью, Doom 3 никогда и не претендовал на лавры «ужастика», а всякие приключения Ктулху и его друзей, наводнившие мониторы в 2007 году, были слишком что ли... элитарны.
Вот тут-то нас опять удивляет 2008 год. Выход игры Dead Space — просто-таки спасение жанра. Игра великолепна. Очень красивая, атмосферная, страшная, бодрая. В общем, дающая чёткий ответ, что такое современный компьютерный ужастик — это когда темно, страшно, но страх можно разогнать хорошей очередью из автомата.

По классику
Любой год геймеры ждут. Ждут не очередную смену цифр на календаре, а те игры, которые, как считается, выйдут в этом году. 2008 год — это, говоря языком геймеров, год ожидания Grand Theft Auto IV на ПК и Fallout 3. К счастью, ожидания людей не были обмануты — обе игры вышли практически в срок...
Что роднит эти две игры? Размер. Это — гигантские виртуальные миры, на разработку которых ушло много часов профессиональной работы, много денег, много идей. В результате — действительно высокое качество и миллионы поигравших. Разумеется, когда твою игру оценивают миллионы — будь она даже идеальна — невозможно избежать отрицательных отзывов. Они были. Есть. Будут.
Fallout 3 обвиняют в некотором пренебрежении к сюжетной линии и атмосфере вселенной Fallout. Пеняют на недостаточную глубину. Не верят в техническое совершенство.
У Grand Theft Auto IV другие проблемы. ПК-версия слишком жадна до ресурсов, слишком много заигрывает с интернетом, слишком не доверяет геймеру.
Однако всё это — негатив в пределах погрешности. Скажем прямо: две самые ожидаемые игры 2008 года удались на все 100%. И играть в них будут и в 2009-м, и, возможно, в 2010-м. Ибо — классика.


Рекомендуем почитать: