Игры и грызуны

Мыши, крысы, хомяки и прочие милые грызуны всегда были довольно приятной компанией для человека. Ну, разумеется, кроме тех случаев, когда они жрали запасённое на зиму зерно и переносили чуму. Коты гуляли сами по себе, собака – друг человека предпочитала уходить на охоту с отцом семейства, а в доме оставались кто? Мыши. Сначала их не замечали, потом пытались приручать – переместив лучших представителей в клетки и пятилитровые банки. Наконец, с развитием прогресса, мыши переместились и в виртуальную среду. В качестве персонажей и в других интересных качествах...

Real Rat Game
Как известно, первой игрой человечества, в которой участвовала мышь (а лучше – крыса), была так называемая «игра в крысу». Именно для этой игры Джонни Миллер подготовил свою знаменитую «крысу на верёвочке», которой впоследствии расплатился с Томом Сойером за возможность немножко покрасить забор.
Как сказано у Марка Твена, верёвочка была привязана к крысе, чтобы «её было удобнее вертеть». Из?за этой детали правила игры становятся немного понятнее. В целом, они таковы. Ведущий с крысой в руках (он держит её за хвост или, что гигиеничнее, за верёвочку) собирает вокруг себя толпу и командует «начали». Толпа разбегается по игровой территории, а ведущий – с места ли, бегом ли – кидает в них крысой, предварительно раскрутив её на манер пращи.
Русский аналог «игры в крысу» малоаппетитно называется «сифа» или «салки». Крыса в нём практически никогда не используется.

Мышеускорители с Марса
Прежде чем превратится в тотемный игровой манипулятор жанра шутеров от первого лица, у компьютерной мышки было целых два фальстарта. Причём, первый был просто провальный – он назывался Wolfenstain 3D, – а второй – он назывался DooM – был не столько провальным, сколько бессовестным и бесчестным.
Дело в том, что молодой Джон Кармак, программируя движок DooM, решил отдать обработку данных с клавиатуры и мышки в две разные подпрограммы. В результате, некоторые движения (вбок, разворот) на мышке получались в полтора (!!!) раза быстрее, чем на клавиатуре. И хотя умельцев играть с помощью компьютерного грызуна тогда было можно пересчитать по пальцем, самые ловкие из них творили настоящие чудеса.

Эра mouselook
Скорее всего, сами Кармак и Ромеро не планировали, что Quake станет революцией управления в жанре шутеров. Иначе зачем им было засовывать прогрессивное мышеверчение в дебри консольных программ. Тем не менее, оно случилось. Золотой ключик команды mouselook открыл дверь в чудесный новый мир, в котором обитали точечная зона поражения врагов, моментальный разворот, снайперские выстрелы, ощущения трёхмерности бытия и многое многое другое, что в последние годы так усердно закапывается в могилу шустрыми консолями и геймпадом.
Собственно, mouselook сделал жанр шутеров от первого лица таким, каким мы его знаем. Клавиатура не то что не давала развернуться бойне – вовсе нет, – она диктовала другое мироощущения. Закованный в ограничения кнопконажимания, жанр был этакой лабиринтной аркадой от первого лица. Суть которой не в «убить всех человеков», а «дойти до точки «бэ» с минимальными потерями».
Mouselook привёл в шутеры ощущение тира. Ковбойские замашки Дикого Запада, где выигрывает самый хладнокровный и самый меткий. Ну... и ещё тот, у кого мышь лучше – на этом, кстати, поднялись общенародный Logotech и элитный Razor.

Ангел и крысы
Хотя крыса – животное довольно обыденное, приглашать на сколько-нибудь значимые роли её в игры не спешат. А если уж крыса как-то фигурирует в развлекательном проекте, то это, конечно, будет правильная крыса: прямоходящая, говорящая человеческим голосом, носящая смокинг и сигару.
Безумный гений Дэвид Перри никогда не боялся быть откровенным. Его первым культовым персонажем был простой земляной червяк. То есть, не совсем простой, – а прямоходящий и в скафандре – но это простительно молодости. В дальнейшем Перри себе и окружающим поблажек не давал и безумия становились всё забористее.
Покончив с сюрреалистическим шедевром MDK, Перри влюбился в прогрессивную технологию автоматического снижения детализации кадра. Именно на ней он и делает игру про путешествие ангела в мире человеческого будущего – Messiah.
В этой игре, как вы, возможно, помните, ангелочек мог вселяться в тела любых персонажей. В том числе, и в тело крысы – обыкновенной помойной крысы, которая позволяла посланнику небес путешествовать по очистным сооружениям города будущего, проникать на секретные военные базы и одним махом выскакивать перед носом у главнокомандующего карательными силами. Естественно, чтобы мигом переселиться из хвостатого серого тельца в блистающий кокардой череп мегазлодея.

Большая мышиная мистификация
Да, люди недолюбливают крыс и мышей – это факт. Пример Микки Мауса, лучшего друга детей и единого божества землян с точки зрения жителей планеты Дракон, вовсе не показателен. Мышей и крыс всегда душили кошками. А кошек, соответственно, потом тоже душили – через массовый выпуск на волю полиграфов полиграфовичей шариковых.
Команда молодых шариковых подмосковного города Зеленограда объявилась на страницах отечественной игровой индустрии в далёком 1996 году. Предводительствовал в банде будущий почётный огнебатовец, человек и «всем-журналистам-пламенный-привет» Виталий Шутов. Персонаж настолько крутой, что все челябинские мужики просто курят и идут работать в «МиСТ-Лэнд Йух».
Первой работой «МиСТ-Лэнда» (тогда ещё не ушедшего на Юг) стал проект «Бестиарий» – прогрессивная стратегическая сказка про войну прямоходящих котов против империи фашиствующих мышей и крыс. Тоже прямоходящих. К изданию игры в ту пору была привлечена отечественная фирма ElectroTECH Multimedia.

20080126_4.jpg

К сожалению, кризис 1998 года навсегда лишил геймеров планеты удовольствия покомандовать армией мурок в битве против ста мышиных королей, оставив разработчикам на прощание крайне негативный опыт дебюта-провала, годный к употреб-лению фирменный трёхмерный движок, повестку в армию для Виталия Шутова и карму разработчиков милитаристского беспредела...

Убей крысу, спаси душу
Если добрых мышей и крыс в играх было немного, что крошить вольнолюбивых грызунов на венгерский гуляш любили в проектах всех времён и жанров. Впрочем, большинству почему-то вспоминается достославный Fallout.

20080126_5800033_g.png

Что характерно, крысы в Fallout были довольно безобидными существами – видимо, обида геймеров на этих милых рассадников смертельных заболеваний концентрировалась во время первых приключений главного героя. Слабый и немощный, он и крысами мог быть загрызен довольно легко.
Эстафету крысоненависничества переняла у Fallout недавняя ролевая игра «Санитары подземелья», где главному герою приходится очистить от грызунов (крыс в тюрьме не любят, в отличие от петухов) целый склад. Видимо, в этой игровой сцене концентрируется боевой опыт самого Дмитрия Юрьевича Пучкова по истреблению поголовья питерских пацюков.
Наконец, неплохой приварок к боевому опыту давали крысы и в игре The Elder Scrolls IV: Oblivion. Забравшись практически в любое подземное лежбище, главный герой мог в кратчайшие сроки обновить свой меч как минимум об дюжину препротивно верещащих зубопырок.

Наши мыши – лучше всех
С мышей как с братьев меньших, кстати, спрос не столь велик. Особенно с мышей белых, традиционно принимаемых русским обществом в целом благосклонно.
2007 год стал рождением детского проекта «Три маленькие белые мышки». В студии Lazy Games решили сделать несложный, но интересный семейный квест с упором на качество рукотворной графики. Получилось, надо сказать, очень здорово: первая часть сериала – «Три маленькие белые мышки. Визит морской крысы» – получила отличную прессу и любовь геймеров.

20080126_8.jpg

На конец этого года (буквально на днях) запланирован выход второй, новогодней по тематике, серии – «Три маленькие белые мышки. День рождения морской крысы», а весной 2008 появится «Три маленькие белые мышки. Пираты Северного моря».

Самая известная крыса современности
Самая известная Крыса современности – Стальная, «выкованная» в 1985 году знаменитым американским фантазёром Гарри Гаррисоном – как ни странно, до сих пор не имеет своей персональной игры. По крайней мере, коммерчески изданной.
В утробе Интернета нами была найдена только интерактивная браузерная игра-книга. Как написано в её предисловии, дизайном игры занимался владелец электронной библиотеки Lib.ru Максим Машков.
В любом случае, всем поклонникам творчества Гаррисона, всем любителям крыс и мышей, всем фанатам хорошего чтива и научной фантастики – строго рекомендуется. Особенно накануне года Крысы.
С Наступающим!


Рекомендуем почитать: