Хорошие игры плохого года. Практическая часть (окончание)

Обладая довольно-таки ограниченным запасом добрых, но верно подобранных слов а адрес Хороших игр Плохого года, в этом номере «Мегабайта» мы заканчиваем публикацию праздничного часослова, посвященного итогам 2005…

16. «Хорошее Приключение-2005»: Fahrenheit (Indigo Prophecy)
Разработчик: Quantic Dream
Издатель за рубежом: Atari
Издатель в России: нет

Он не умер — и даже не пахнет. Скорбно удалявшийся во flash-изгнание жанр квестов в 2004 и, особенно, в 2005 году неожиданно сказался бодрым здоровячком, меча перед зазевавшейся похоронной публикой и бисер, и жемчуг, и даже некрупные бриллианты.
Fahrenheit настолько хорош в мелочах, что о крупных категориях, первейшая из которых — предательство почти всех канонов жанра кроме одного, просто не задумываешься. Персонажи — пять баллов. Мир — пять баллов. Действие — пять баллов. Трансляция истории (даже так — Истории) с помощью игрового процесса — пять баллов, пять полновесных абсолютно неквестовых баллов.
Да! И пускай сюжет — это вовсе не история, удобство восприятия и зрелищность — не изощренное размышление над загадками, а Fahrenheit — не квест. Зато ни один из «настоящих» квестов 2005 года не смог так просто и хорошо исполнить главное предназначение жанра — заставить геймера сопереживать.

17. «Хороший Автомобильный симулятор (исторический) -2005»: GT Legends
Разработчик: Simbin Development Team
Издатель за рубежом: 10tacle Studios
Издатель в России: «Новый Диск»

В нашей суровой реальности щегольская езда на спорткарах, суперкарах и просто карах двадцати- и более летней давности практически недоступна для людей, живущих к востоку и северу от нулевых координат. Плохие дороги, черные морозные ночи, соль на плешивом асфальте… самобеглое железо в таких условиях просто не доживает до своего совершеннолетия.
Тем временем тяга к езде на болидах, не испорченных электроникой, прогрессом и современным дизайном, есть — и это хорошо знают в студии Simbin, подарившей в 2005 году праздник не только любителям свежайших GT-заездов, но и скромным ценителям антиквариата. Как и в собрате, в GT Legends нет места аркадному слюнтяйству и пренебрежению к индивидуальным характеристикам каждого авто…
…а если честно, что GT Legends и GTR: FIA GT Racing Game — это, по сути, одна игра, разделенная для удобства покупателей на две части.

18. «Хороший Тактический боевик-2005»: S.W.A.T. 4
Разработчик: Irrational Games
Издатель за рубежом: Vivendi Universal Games
Издатель в России: SoftClub

Когда умолкнут все песни: Rainbow Six, Ghost Recon, Operation Flashpoint… — которых мы не знали, терпкий воздух будет отравлен таким количеством приставочного псевдо-тактического мусора, что америку тактического жанра действительно останется лишь закрыть со словами «Good bye!»…
SWAT 4 нянчится с противником так, как и положено исполнительному полицейскому. Да, бандит может быть уничтожен. Но лучше — посажен в тюрьму. При этом смерти как бы нет (хотя пули исправно — как и положено по канонам жанра — вгоняют людей в гроб с первой же попытки): замененная пост­миссионным отчетом, она пугает гораздо меньше служебного несоответствия.
В мире, где слово «тактика» всегда означало умение передвигаться толпой и стрелять первым наповал, SWAT 4 предлагает историю, где массовость и оружие в руках стремятся стать гарантией бескровного решения проблем. Результат — пока интересный.

19. «Хорошая Тактическая стратегия в реальном времени-2005»: «Блицкриг 2»
Разработчик: «Нивал»
Издатель за рубежом: CDV Software Entertainment
Издатель в России: 1C

«Блицкриг 2» неромантичен, как и положено игре для широких масс трудящихся, особенно если это — североамериканские трудящиеся. С заметными достоинствами, без существенных и видимых невооруженным глазом недостатков, чистенький и опрятный «Блицкриг 2» имеет настолько же больше шансов (по сравнению с первой частью) быть купленным в магазине, насколько меньше (по сравнению с первой частью) — быть пройденным до конца.
И дело вовсе не в том, что игра стала длиннее (это так) или сложнее (вовсе не так). Просто если в оригинальном «Блицкриг» разработчики хоть изредка, но позволяли себе вольности по отношению к желаниям и надеждам геймеров (и «простых» и «хардкорных»), то в «Блицкриг 2» угодили буквально всем.
Наверное, в бизнесе так и надо: клиент всегда прав. Однако ж… господи, как это не по-русски!

20. «Хороший Многопользовательский боевик-2005»: Battlefield 2
Разработчик: Digital Illusions
Издатель за рубежом: Electronic Arts
Издатель в России: SoftClub

Страх и ужас: по Интернету можно еще и играть! Сделав такое открытие, геймер встает перед одной из жизненных развилок, называемой досужими фантастами «точкой невозврата»: играть или не играть? Вот в чем вопрос: играть изредка (или помалу) — то же самое «не играть», только в более идиотской форме.
В мире, образовавшемся от выбора варианта «играть», Battlefield 2 — однозначно игра года, а может — и десятилетия. Лучшая графика, лучшие технологии, лучшие дизайнеры и лучшие маркетологи создали эту военную карусель, мир, где никогда не прекращается война. Вам не надо стараться выжить в Battlefield 2 — все равно это не получится. Вам не надо становиться героем в Battlefield 2 — это случится само собой. Вам не надо радоваться, вам не надо грустить, вам не надо бегать, вам не надо строить. В Battlefield 2 надо просто играть. А что еще остается делать человеку, узнавшему эту тайну Интернета…

21. «Хорошая Многопользовательская ролевая игра-2005»: Guild Wars
Разработчик: Arena Net
Издатель за рубежом: Ncsoft
Издатель в России: «Бука»

«Вход бесплатный» — хороший довод для мира, второй год кряду оккупированного онлайновыми орками студии Blizzard. Guild Wars, конечно, не ровня World of Warcraft, встреться они на узкой дорожке итогов года, однако на календаре не 2004, а 2005 год, и корейское сказочно-ролевое изделие — вне конкуренции.

22. «Хорошая Экономико-военная стратегия-2005»: Hearts of Iron II
Разработчик: Paradox Interactive
Издатель за рубежом: Paradox Interactive
Издатель в России: 1C

Период 1938—1946. Фигуры на большой политической доске расставлены, и ничего уже не изменишь. Или — все-таки — можно? Отсидеться в осторожной Швейцарии. Попытаться проявить английскую выдержку и отвагу (переходящую в традиционное островитянское коварство). Воспользоваться моментом и раздуть огонь мировой революции? Перемолоть дряхлеющую Европу мясорубкой свастики в труху. Превентивно высадиться в Нормандии воскресным июньским утром 1941-го… Нетренированный глаз не заметит в продолжении никаких отличий от оригинальной Hearts of Iron. К счастью, люди с нетренированными глазами и особенно — мозгами в Hearts of Iron просто не играют.

Военно-геополитический симулятор самого главного десятилетия самого главного века в истории человечества ко второй своей части из отличной игры превратился в великолепную. Интерфейс просто вылизан — для понимающего человека. Механика игры (экономика, военное дело, дипломатия, баланс сил) настроена так, что хваленые хронометры из маленькой, но гордой приальпийской страны воют в бессильной зависти. Искусственный интеллект по-прежнему не дает разгуляться, а графика и общая сложносочиненность Hearts of Iron II, как и раньше, отпугивают легкомысленных охотников до псевдоисторической вакханалии. Зародившись как нечто в духе «Civilization-лайт в реальном времени», серия EU в вариации Hearts of Iron превратилась в изощреннейшее интеллектуальное пиршество.

23. «Хороший Боевой симулятор-2005»: Silent Hunter III
Разработчик: Ubisoft Romania
Издатель за рубежом: Ubisoft
Издатель в России: 1C

Подлодка может утонуть. И ее экипаж тогда тонет вместе с нею. Что, собственно, и происходит по всему миру — не будем указывать пальцем на конкретные случаи.
Что такого, скажете вы, вот и в самолете можно разбиться. И в танке сгореть. И в вертолете взорваться. И в машине перевернуться. Да, все верно. Но самолет летает часа три-четыре. Существование танка в бою ограничено парой часов. То же самое можно сказать и про вертолеты, и про автомобили.
А подлодка — может утонуть. В любой момент полугодового похода. А вокруг — только вода: сверху несколько десятков метров, снизу — никак не меньше, и по сторонам — многие мили…
Silent Hunter III — объяснение субмаринам в любви, и просто — объяснение, почему люди идут на них служить. Ведь, право, они идут туда не для того, чтобы смотреть сутками в приборы, похожие на приборы. Не для того, чтобы выглядывать из-под воды в перископ. И уж, наверное, не только для того, чтобы, как в детстве на игровых автоматах, пускать торпеды в корабли противника.

24. «Хорошая Мелочь-2005»: Jets'n'Guns
Разработчик: Rake in Grass
Издатель за рубежом: Rake in Grass
Издатель в России: 1C

Два предыдущих года с их играми-инновациями (имеется в виду Crimsonland и Zuma) недвусмысленно доказали, что всякая хорошая идея в течение сезона вполне удачно опошляется бегущими следом подражателями до абсолютно невменяемого состояния.
Что ж, хорошо: наш сегодняшний победитель — игра, созданная по мотивом вечной темы «лечу слева направо, уничтожаю все, что шевелится». Подобных freeware- и shareware-поделок за год выходит целый мусорный ящик или даже два, а тут — не то, чтобы прорыв, но проект, сделанный с огромной любовью и профессионализмом. Такой точно не породит миллионы подделок.

25. «Хорошая Альтернатива-2005»: Darwinia
Разработчик: Introversion Software
Издатель за рубежом: Introversion Software
Издатель в России: «Новый Диск»

Знаете, что плохо в Darwinia? Спонтанность. Разработчики явно не рассчитывали на столь масштабное признание их кибер-вариации на тему сказки «Городок в табакерке» и поэтому вывели проект к публике в не до конца оформленном виде. Да: для арт-хауса игра слишком соглашательская, ей не хватает нервности, эпатажа и презрения к общепринятым жанровым нормам. А для «народной игры» Darwinia слишком любит свою изначальную концепцию, стойко удерживающую оформление (в самом широком смысле этого слова) в анахроничных оковах псевдографики.
В результате получается типичная «дарвиния»: стратегия с примитивной графикой, упрощенным игровым процессом и привкусом провокации. Которую одни возводят в культ, а другие — просто игнорируют.


Рекомендуем почитать: