Они сражались за Родину

Более всего «В тылу врага» похожа на подарочное издание учебника по истории для 5-го класса. Мало текста (краткость — сестра таланта), простые предложения (все сложное — порочно изначально), максимально понятные вопросы для домашнего задания и… иллюстрации. Огромные, цветные иллюстрации, призванные навсегда вложить в голову ребенка мысль о великом прошлом его Родины и предков: вот корявые фигуры в мятой форме мышиного цвета идут на штурм Брестской крепости, в которой из последних сил держат оборону истекающие кровью бойцы, вот — просто, но опрятно одетые партизаны взрывают рельсы, по которым идет большой черный паровоз со свастикой на трубе, вот — Курская дуга, похожая на картине не на грандиозную тактическую шараду, а на месиво из огня, железа и крови, вот — дорога жизни в осадный Ленинград, вот — освобождение Праги, а вот — Егоров и Кантария укрепляют красное знамя на Рейхстаге…

Место подвигу
Скрывающемуся за стилизованной под красную звезду иконкой проекту от северодонецкой (Северодонецк, Луганская обл., Украина) студии разработчиков Best Way можно найти множество жанровых наименований. Тактическая стратегия в реальном времени, симулятор боя малыми отрядами в реальном времени, тактико-стратегическая аркадная головоломка… — все это настолько же верно, насколько и далеко от сути происходящего на экране.
Единственно верная формулировка, зажигающаяся в мозгу после окончания самой первой миссии любой из четырех кампаний, звучит, однако, так: «В тылу врага» — симулятор подвига. Ни грамма пафоса, граждане, — просто констатация факта.
Истратив все патроны противотанкового ружья и выбросив само ружье за ненадобностью, перекрыв второй выход из деревни грудами стальных лохмотьев, некогда бывших немецкими самоходными установками (куда немецким самоходкам против советского танка!), загнав броневик в ближайшую рощу и приказав его экипажу стрелять на поражение в случае появления врага, в данный момент я интересовался только одной вещью: да или нет. Попадет или отскочит? Заметят или нет? А если заметят — убьют­ или нет? С одной стороны, безусловно, убьют — небось, калибр пулемета это позволяет сделать без проблем. С другой, как же они убьют — если сами сгорят заживо?
Там временем час «Икс» стремительно приближался и, схватив ручку трофейной противотанковой гранаты поудобнее, мой боец выскочил на танк в тот самый момент, когда башня чудовища была направлена в совершенно противоположную строну.

soldiers_news_online_jan_06

Попал. Не отскочила.
Заползая под березку под грохот пулемета, боец таки успел получить отобравшую у него половину «жизни» контузию прежде, чем под адский вой взрыва четырех гранат, привязанных к палке, фашистский танк подлетел метра на полтора в воздух, перевернулся, распадаясь на горящие обломки, и с шумом ухнул на дно образовавшейся воронки.

Служили два товарища
Подвиги бывают двух типов: плановые и удивительные. Плановые подвиги — вещь, безусловно, выдающаяся, попадающая на страницы истории автоматически, но… заранее известная почти до мелочей еще задолго до ее непосредственного исполнения. Пример такого подвига — полет Гагарина в космос. Безусловно, событие планетарного масштаба, удивительное и… обыкновенное. Планируемое заранее, обусловленное самим ходом научно-технического прогресса, оно случилось бы в любом случае. Пусть и с другим человеком во главе. Был Гагарин — стал бы какой-нибудь Тарас Кошевой.
При всем уважении к Джону Кармаку и его товарищам из id Software, DooM 3 (как символ всего самого передового, что есть сейчас у игровой индустрии) — это плановый подвиг, не стоящий и половины того, что совершили никому не известные северодонецкие хлопцы. Появление DooM 3 продиктовано всем ходом развития прогресса и не сделай ее Кармак, ее бы сделал кто-то другой.
«В тылу врага» могли сделать только Best Way — безвестная команда из захолустного городка (около 100 тыс. жителей) в Восточной Украине, умудрившаяся превратить дебютный проект в шедевр мирового уровня. Подвиг? Безусловно. Настоящий, удивительный подвиг, рожденный исключительно жаром сердец.

Слава героям — героям слава
Делая шедевр и готовя ему жизнь полноценного шедевра, авторы никогда не должны забывать о необходимости зарубежных гастролей, которые, однако, в идеале не должны затмевать собою национальной ориентации проекта.
«В тылу врага» удалось невозможное: твердо идя в русле новомодной тенденции «общей победы» и имея в запасе режима сольного прохождения три «иностранные» кампании (американскую, британскую и немецко-фашистскую), а в режиме тренировки — сурового сержанта армии США и салагу Джона из штата Миссури, проект производит на жителей бывшего СССР крайне положительное патриотическое впечатление.
Оно складывается из мелочей: хороший русский язык в тексте предмиссионных брифингов, отлично поставленный голос за кадром, заставляющий вспомнить хрестоматийное «от советского Информбюро», красные звезды на танках, флаг СССР, открывающий все миссии советской кампании «Катюша», родная речь бойцов и… полное отсутствие каких-либо признаков Красной Армии в немецкой кампании «Ярость Тигра».
По словам разработчиков, мало кому в странах бывшего СССР нравится, играя за фашистов, уничтожать наших дедов и прадедов — пусть и виртуальных. Я полностью с ними согласен.

Родина-мать зовет!
Подходя к масштабу разыгрывающихся на экране монитора событий максимально тщательно, сотрудники Best Way, тем не менее, не страдают особой щепетильностью воссоздания исторических реалий во всем их блеске тактико-технических характеристик. Все, что не нужно или мешает совершению подвига (вы не забыли? «В тылу врага» — симулятор подвига) — выведено за рамки; все, что помогает — максимально упрощено, усилено и отшлифовано до золотого блеска звезды Героя.
К примеру, пистолеты стреляют недалеко. И не особенно сильно — танк, во всяком случае не пробьют. Какие пистолеты? Да какие угодно. То есть у них, конечно, написаны названия, а изображение соответствует реальности. Но точных характеристик нет — все на глаз, все по воле вдохновения.
На другом конце танки и вообще — вся колесно-гусеничная техника. Во-первых, она ездит на топливе, которое надо периодически заправлять (процесс заправки смело тянет на небольшую поэму о любви человека и его многоколесного друга). Во-вторых, она стреляет пулями и патронами, которые надо периодически загружать на борт, менять и перезаряжать. В-третьих, в танке учтены все места рассадки экипажа, поэтому дуэт танкистов никогда не сможет одновременно наводить башню на цель (башня, кстати, крутится не абы как, а вполне даже со скоростью, приличествующей многотонной башне), заряжать патрон и вести машину по дороге. А еще у танка имеется довольно сложная модель повреждений, уравниваемая возможностью починить сорванную гранатой гусеницу или заклинившую пушку, танк может возить «на броне» людей, танк, наконец, может превратить небольшой городок в груду кирпичей, а деревушку — в ужасающее проходящих мимо путников поле истлевших головешек.

Этот день мы приближали как могли
Собственно, такой идеально-плакатной «В тылу врага» делают всего четыре вещи: удивительной красоты графический движок, удивительной гибкости физический движок с беспрецедентным для современных стратегий в реальном времени уровнем интерактивности, удивительного дизайна сольные миссии (кампаний и отдельные), демонстрирующие геймеру весь спектр наиболее беспроигрышных с точки зрения зрелищности военных тем (танки против солдат, танки против танков, оборона, взятие укрепрайона, операция в тылу группы диверсантов…), и режим прямого управления боевой единицей, пихающий нас в самое пекло боя верхом на клавишах курсора.
О красоте движка говорить просто бесполезно: буквами яркость цветов и искусно выстроенную их сочетаемость не передать, междометиями четкость текстур и грандиозность моделей не повторить, а сложноподчиненными предложениями плавность и богатство анимации не отобразить. Прокручивая «В тылу врага» на мало-мальски современном оборудовании, хочется натурально плакать от восхищения. Точка. Абзац.
Первостепенность физического движка во «В тылу врага» познается не сразу, чем, кстати, игра до чрезвычайности напоминает­ недавнюю Painkiller: одним нехитрым по нынешним временам приемом разработчики умудряются вывести свой проект на принципиально новую ступень развития.
Говоря предметно: во «В тылу врага» горят и падают деревья, взрывы оставляют воронки, дома разрушаются если не по кирпичику, то весьма умело имитируя это, сложенные в поленницу дрова рассыпаются и горят, машины разбрасывают запчасти по траве, бочки с горючим детонируют с самыми непредсказуемыми последствиями — в целом, как и в случае с графикой, буквы и слова бессильны.

На войне как на войне
30 сюжетных миссий из 4-х сольных кампаний «В тылу врага» — это 30 страниц самого интересного в мире учебника по истории для 5-х классов. Тут испачканные гарью танкисты прорывают эшелонированную защиту врага и пробираются к своим, тут, поев маминых лепешек из картофельной шелухи, рядовой Соловьев берет в плен вражеского языка, тут хрустят под гусеницами вражеских танков родные березки, тут англичане, потеряв природную выдержку, в исступлении молотят по хищно ползущим к обездвиженному танку немцам, тут американцы, позабыв про приличия и конвенции, мостят дороги противотанковыми минами, тут немцы…
Говорят, подвиг на войне — явление обыденное, будничное, обесцененное по сравнению с мирной жизнью. Студии Best Way удалось создать симулятор подвига, не подлежащего никакому обесцениванию.

В тылу врага (Soldiers: Heroes of World War II)
Жанр: тактическая стратегия в реальном времени
Издатель в России:
Издатель за рубежом: Codemasters
Разработчик: Best Way
Требуется: P4-1000, 256 MB, 3D
Рекомендуется: P4-2400+, 512+ MB, 3D
Платформа: ПК
Мультиплеер: совместное прохождение, LAN, Internet
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не нужно


Рекомендуем почитать: