Сага полураспада. Half-Life2: Episode One

В первый день лета произошло радостное для всех поклонников “халвы” событие – новая доза этого геймерского наркотика ушла на золото, и, как обычно, уже на следующий день появилась в файлообменных сетях. Нервное слежение за прогрессом скачивания сменилось радостным предвкушением после запуска... Вот, ещё несколько секунд... началось! Одна бессонная ночь – и Первый Эпизод пройден. Так внемлите же моим словам, ибо поведаю я вам о HL2: Episode One.

Правильный ход Valve
Так что же это такое – Эпизод Первый? И чем тогда был “простой” Half-life 2? Будут ли другие эпизоды?
Отвечаю: Episode One – это то, что первоначально должно было называться Aftermath. По замыслу Valve – это не просто продолжение-сиквел, это первая часть настоящего игрового сериала по HL2. Всего серий планируется три (до конца 2007 года выйдут, соответственно, Episode Two и Three), однако ничто не мешает Valve сделать пять или восемь таких серий.

Идея, по-моему, очень удачная. Учитывая не очень-то большую любовь геймеров с “обычным” сиквелам, разработчики постарались представить продолжение культовой игры максимально оригинально. Впрочем, есть у «сериальной» стратегии и другие плюсы. Так, разработчики говорят: “Мы надеемся, что система эпизодов позволит нам выпускать игры быстрее, нежели глобальные проекты прошлого”. Это, несомненно, к лучшему. Другой плюс в том, что можно постепенно улучшать движок игрушки от эпизода к эпизоду; так оно, собственно, уже и делается. В Episode One задействована технология High Dynamic Range, которой не было в HL2, а о том, что будет в следующих эпизодах – остается только догадываться.
А еще чувствуется замах на славу самих “Звездных воин” с их “эпизодической” нумерацией, и, надо сказать, этим Valve действительно подогрела интерес к игрушке. Однако после такого “подогрева” важно было выпустить что-то действительно оригинальное и интересное – ведь от любви до ненависти один шаг, в том числе – и в игровом мире.

Сюжетная линия
Надо отдать разработчикам должное: создавая впечатляющую по графике и геймплею игру, они не забыли и о продуманном сюжете. Собственно, какой бы сериал получился без хорошего сценария? Найди бункер, победи врага, спаси принцессу – такой хоккей нам не нужен.
Действие Episode One происходит сразу после завершения HL2. Помните, как она кончается? Туманные намеки от таинственного Джи-мена, и ба-альшой взрыв. Даже если вы этого не помните – вступительный ролик вернет вас в “прошлое”.

Как и следовало ожидать – после взрыва доктор Фримен остался жив и здоров. Аликс Вэнс со своим верным роботом Псом вытаскивают Гордона из-под руин уничтоженной Цитадели, и все вместе они стараются выбраться из Сити 17, который вот-вот взлетит на воздух вместе с полуразрушенной Цитаделью. Заодно напарнички потихоньку (хотя это слово вряд ли применимо к большей части игры) громят силы Альянса и многочисленных зомби, вылезающих на свет Божий. Да-да, вы не ослышались, именно напарнички – большую часть игры Гордон (т.е. вы) и Аликс передвигаются вместе, действуя как одна команда. Иногда Аликс норовит сказать что-то вроде “Я подежурю у терминала и понажимаю кнопки, а ты иди, убей всех врагов, отключи мегагенератор, и на обратном пути купи мне мороженого”. Впрочем, случаются ситуации, когда присутствие Аликс немного раздражает – на тебя и так лезет десяток зомби, а тут еще надо хрупкую девушку защитить, иначе будет полный геймовер.

В общем, некий момент командной работы, появившийся в HL2, получил свое дальнейшее развитие, и это очень даже неплохо. Основное улучшение состоит в том, что теперь темп игры задает не Аликс, а именно Фримен. Не игрок бежит за ней, а она – за игроком. Это очень здорово еще и потому, что у Аликс практически бесконечный запас патронов, так что прикрытие со спины всегда обеспечено.

Актерская игра
Отдельно хотелось бы сказать пару (или даже больше) слов про игру актеров. Каких-таких актеров – спросите вы? Ну, не знаю, как вам, а у меня язык не повернется назвать Гордона и Аликс простыми компьютерными персонажами. Про Фримена разговор особый – это личность культовая, а уж Аликс... Аниматоры потрудились на славу – если понаблюдать за ее движениями, за жестикуляцией и мимикой, можно видеть, насколько они близки к естественным. Сами разработчики говорят, что, по сравнению с HL2, мимика сильно улучшена – и это так. И по выражению лица Аликс в некоторых моментах можно догадаться – она наверняка в Гордона влюблена. Ну и правильно – какой сериал обходится без романтической истории? Второстепенные персонажи, вроде бойцов сопротивления, анимированы, конечно, похуже, но и видим мы их редко (и в таких ситуациях, когда на лица особо не посмотришь).

Значительные улучшения были сделаны и в части, касающейся поведения актеров. Раньше за большую часть их движений отвечали скрипты, теперь первое место отведено AI, и та же Аликс ведет себя по-разному в зависимости от ситуации.

Да будет свет! А к нему – HDR
Как видно из системных требований – со времен предыдущей части они не изменились, и играть в HL2:EO можно даже на старых, по нынешним меркам, машинах. Конечно, впечатляющей графики на таких машинах вам не увидеть, а смотреть там есть на что. Используемая в игре технология High Dynamic Range (суть которой сводится к увеличению точности освещения) поддерживается только современными видеокартами (начиная с GF 6xxx и Radeon 9xxx) – но и картинка на таких картах выглядит совсем уж реалистичной. Мне кажется, что один из уровней игры (огромный темный подвал, заполненный зомби) был вставлен специально, дабы игрок мог “почувствовать разницу”. Свет от фонарика или световой шашки в полной темноте – это что-то.

Замечательно прорисованы и открытые пространства, которых, правда, не так много. А на мрачный бурый смерч, этаким оком Саурона висящий над башней генератора, можно смотреть очень долго – сполохи зеленых молний, взрывы и свечение... Превосходная графика, и это притом, что уже на GF6600 можно играть без всяких тормозов на максимальных настройках.

Загадки полураспада
За что многие (и я, в том числе) в свое вермя полюбили HL – так это за то, что игра не сводилась к простому отстрелу монстров. Переключить рычаг, чтобы поехать по нужной дороге (HL1), или собрать бочки под понтоном, чтобы сделать трамплин (HL2) – пища для ума находится всегда. Episode One, несмотря на свою скоротечность, также наполнен подобными оригинальными загадками. В каких-то случаях ответы на них прямо-таки напрашиваются сами – например, легко догадаться, что нору муравьиных львов можно заткнуть кузовом разбитой машины. А вот как переплыть затопленную комнату, вода в которой находится под напряжением, я вам не скажу – зачем портить удовольствие от самостоятельной разгадки? Тем более, что разгадка эта появляется как раз в тот самый момент, когда от нее получаешь наибольшее удовольствие. Не слишком простая, не занудно-однообразная, и не скучно-неразрешимая, а именно такая, как надо – это есть только в Half-Life. Ответы на некоторые загадки содержатся в заданиях, которые дает Аликс, а так как говорит она на английском, понадобятся некоторые знания оного. Впрочем, и без английского все довольно понятно – прохождение игры абсолютно линейно, и в итоге вы все равно сделаете именно то, что требуется. Хотя... посчитайте, сколько дел может натворить один доктор Фримен, вооруженный гравипушкой, и помещенный в максимально разрушаемый и интерактивный мир Полураспада?

это вам не Дом-2!
Общее впечатление от игры – отлично. Без восторгов и истерик, как от HL2; просто – отлично. Придраться в игре не к чему, а вот кое-что добавить к вышесказанному еще можно.
Атмосфера игры меняется от психоделической до жуткой, от боевой до романтической. И всему соответствует свое звуковое окружение. Разрушенные улицы города полны отзвуков недалекой перестрелки, темные подвалы – ужасающей тишины и эха шагов... В особо напряженные моменты откуда-то из подсознания включается музыка, настолько подходящая к текущему состоянию, насколько это возможно. Это – стиль HL, и это – круто.
И еще одна приятная возможность. Те, кто играл в технологическую демку Lost Coast, вспомнят режим комментариев, в котором разработчики, рассказывали про свою игру. В Episode One этот режим также оставили, и надо сказать – не зря. Второй раз я стал проходить игру именно в этом режиме, с удовольствием читая (и слушая) субтитры Гарри МакТаггарта и других авторов Episode One. Поскольку в таком режиме автоматически включается god mode, то игра воспринимается как некое интерактивное реалити-шоу, что интересно само по себе.

Смотрите в следующей серии
Episode One воспринимается неразрывным продолжением Half-Life 2. Как будто вчера сохранился, а сегодня продолжил играть в ту же самую игру, которая стала немного лучше. Поиграл немного (этот эпизод очень короткий, рассчитанный всего на четыре часа игрового времени), и опять стал ждать продолжения. А что будет в следующем, втором эпизоде, который должен выйти осенью-зимой этого года? Сопоставляя концовку эпизода первого с тизером эпизода второго (его покажут в конце, но особо нетерпеливые могут найти видеофайл в дистрибутиве игрушки) можно представить, что действия будут происходить частично в инопланетном мире, а частично – в какой-то лесистой местности, в которой наконец-то появятся новые виды монстров.
От разработчиков слышно только одно обещание: в следующей части все будет еще лучше. Лучше графика, лучше AI и... И надо ждать, потому что играть в это стоит без всяких сомнений. Half-Life стала не просто сериалом, она стала сагой, красивой и захватывающей. Будем ждать продолжения? Вопрос риторический...

Half-Life2: Episode One
Жанр: интеллектуальный шутер
Разработчик и издатель: Valve Software
Издатель в России: Buka Entertainment
Платформа: ПК
Требуется: P3/Athlon 1200, 256 Mb, DirectX7-видеокарта, DirectX-sound, DirectX 9.0C, 4 Gb HDD
Рекомендуется: P4/Athlon 3000, 1024 Mb, GF-6xxx/RADEON 9xxx, Dolby Surround 5.1
Мультиплеер: LAN, Internet
Сложность: настраиваемая
Знание английского: желательно

Включаем великий и могучий
Хотя официальной локализации к игре пока нет, возможность частично включить русский язык уже имеется. Для этого в реестре по адресу HKEY_CURRENT_USER\Software\Valve\Steam устанавливаем ключик language в значение russian. Если такого ключа нет – просто создайте его. После этого все субтитры и надписи в меню станут русскими, а вот озвучка останется английской. В отличие от HL2, вышедшей сразу полностью локализованной, Episode One будет переозвучен в ближайшее время.


Рекомендуем почитать: