Беспредел

Третья серия третьей части. Или третья часть третьей серии — зовите как угодно. Разумеется, самая: самая интересная, самая реалистичная, самая жесткая, самая сюжетная, самая циничная, самая вызывающая, самая вседозволенная, самая большая. Настолько большая, что, поверьте, больше не надо. Никогда…

Универсум
От потенциальных возможностей, доступных Карлу Джонсону (Carl Johnson, CJ, СиДжей) — главному герою San Andreas, — у Томми Верчетти (жителя солнечного Вайс-Сити) пошла бы кругом голова, безымянному парню из Либерти-Сити сорвало бы башню, а развлекающемуся давкой кришнаитских оранжевых гусениц персонажу оригинальной GTA столь запредельное зрелище стоило бы инфаркта. В самом деле, начав с лабиринтовых покатушек с видом от летящего на высоте двенадцатиэтажки голубя в 1996, мы в 2005 закончили нанесением татуировок на тело героя (для увеличения уважения к нему черной «братвы»), любовными похождениями к постоянной партнерше (проститутки города могут, наконец-то, спать спокойно!) и сюжетом, легко сочетающим жизнь в негритянском квартале с коррупцией верхов, заговорами элит и вообще — с чем угодно.

Именно так: хотя любая из двух предыдущих серий в линейке GTA 3 при должном терпении и фантазии геймера становилась «чем угодно»: от симулятора бега по вечерам до сметающей все на своем пути аркады о похождениях самого страшного маньяка-антигероя, — только San Andreas делает это по-настоящему достоверно.

4 Niggaz Onli
У авторов из Rockstar North нет жалости к своим геймерам и, затевая маскарад с предпочтительным участием афро-американских жителей лачуг на отшибе, они беззастенчиво макают собравшихся прямо в грязь лицом: обыденным обращением одного персонажа к другому во время видеовставок на движке является слово «motherfucker». Количество же разнообразных «suck», «fuck», «nigga» и «asshole» (подробности — в нашем сегодняшнем «Web-компасе») на строчку сюжетного текста вообще превышает все мыслимые и немыслимые объемы.
Да, господа, Карл Джонсон — главный герой San Andreas — негр. И это отнюдь не значит, что полигональная модель Карла Джонсона — главного героя San Andreas — покрыта текстурой темного цвета. Это значит, что СиДжей живет в лачуге, его друзья — бандиты, отморозки и матерщинники самого низкого пошиба. Это значит, что СиДжей одевается как негр, говорит как негр, ведет себя как негр — и вообще, он — негр, причем об этом знают окружающие, которые относятся к нему, как к негру.
То, что Томми Верчетти или безымянный парень из Либерти-Сити имели по праву «белого человека»: жизнь в солнечном и богатом мегаполисе, знакомство с мафиозной верхушкой, непыльные операции, связанные с наркотиками, проституцией или контрабандой оружия, — негру Си­Джею приходится вырывать у жизни буквально зубами.

Весело и грустно
Унизительно-мерзкая завязка истории (Си­Джей возвращается домой после отсидки, находя свою мать мертвой, а друзей — перессорившимися), необходимость выползать с самого дна общества и не слишком впечатляющие первые миссии в не слишком впечатляющих местах не слишком впечатляющего Лос-Сантоса (Los Santos — один из трех крупных городов штата Сан-Анд­реас) — вот те причины, по которым новая GTA не вызывает бешенного сердцебиения и округления восторженных глаз, как это было в прошлые два раза.

В отличие от той же курортно-белозубой Vice City, игровой процесс San Andreas ощущается как некая, пусть и не слишком сложная, работа. Нам постоянно что-то «надо»: надо сходить в спортзал — нарастить мышцы и разучить пару новых ударов. Надо найти велосипед, отправиться в парк и попробовать повысить уровень мастерства байкера. Надо купить новой одежды, чтобы женщины города бросали на шоколадное тело СиДжея восхищенные взгляды и хотели заняться с ним сексом не только за деньги.
Не будучи так уж сильно длиннее, сюжетная канва San Andreas «размазана» по территории в шесть (!!!) раз большей, нежели мирки прошлых серий GTA 3. И хотя «литературная ядреность» похождений Карла Джонсона в высшей степени великолепна (на ее фоне произошедшие с безымянным героем оригинальной GTA 3 события кажутся этакой незамысловатой детской считалкой), приключения сами собой на голову героя отчего-то не падают.

Больше, чем игра
Нет, ни глинобитный Лос-Сантос, ни равнодушно-безжалостный Сан-Фиерро (San Fierro), ни, упаси Боже, разгульный Лас-Вентурас ничем не хуже своих прародителей: тут по-прежнему день меняется на ночь, идут дожди, ходят прохожие, ездят машины, работают магазины, оружейные лавки, автосервисы, стадионы и ночные клубы. Тут по-прежнему можно подработать таксистом, пожарным или врачом, совершить умопомрачительный прыжок на мотоцикле с трамплина, найти и закрасить 100 граффити банды противника, убить проститутку и забрать ее деньги, устроить аварию, поднять на уши полицию, спецназ, ФБР и армию США последовательно, набить морду прохожему, пострелять с крыши в бензобаки проезжающих мимо грузовиков, угнать мусоровозку и разыграть на главной улице спектакль «слон в посудной лавке». Кроме того, тут можно делать то, о чем мечтали целые поколения GTA-манов: плавать!!!
Тем не менее, San Andreas не веселит. Шикарная игра, выверенная до последнего пикселя, с отменным сюжетом, грандиозным дизайном, миллионом возможностей, невероятным, на грани фантастики, изумительным балансом аркадного и реалистичного, с двумястами видами транспорта, миллионом жителей, сотней вполне узнаваемых персонажей и горой оружия (от катаны до гранатомета) в какой-то момент перестает быть игрой, противоестественным образом вынуждая геймера делать выбор между развеселым мочиловом в центре города и стрижкой бороды СиДжея в пользу последнего.

Внутри
Ирония судьбы, не иначе: потеряв, в силу технического совершенства, потребность прикрывать наиболее уязвимые места абстрактной эпатажностью (сохранив, однако, эту возможность), San Andreas создает невыносимую психологическую атмосферу вокруг каждого, кто хочет по старинке видеть в ней «Vice City, умноженное на шесть». Раскайтесь. Раскайтесь, пока не поздно, господа! Столь вульгарный взгляд на проис­ходящее на экране в наше время могут иметь лишь шестилетние дети, получающие удовольствие от самого процесса игры как такового, и люди, никогда в своей жизни не видевшие ни одной из игр серии.
Всем остальным максимум на второй день общения с San Andreas (а ведь впереди еще как минимум месяц прохождения! И полгода повторного смакования!!) становится совершенно ясно, какой огромный путь прошли авторы со времени выхода в свет эскапад мистера Верчетти. Четыре явные и полдюжины тайных умений, способность худеть, толстеть, играть в бильярд и карты, флиртовать, обворовывать соседей, копать ямы, перелезать через ограды и скакать по крышам — жизнь СиДжея, внешне оста­ваясь все такой же криминальной драмой, это в первую очередь — жизнь. В реализации которой и предлагают вам поучаствовать разработчики.
При этом, что безумно приятно, «проживание жизни» не эмулируется с посильной помощью литературы и кинематографии — на чем погорела блестящая, но до невозможности одноразовая Mafia (Take 2 Interactive, 2002; в России издана «1С») — даже написав для сюжета три тысячи страниц текста, Rockstar North не бежит с отчаянной гримасой скармливать их скорее геймеру.

Снаружи
Уделив достаточно времени на симуляцию отдельно взятого негра, в San Andreas разработчики довели до совершенства окру­жающий его мир. Три разных внешне и «внутренне» города — это, вне всяких сомнений, очень хорошо. Но настоящий Сан-Андреас, как и положено в Америке со времен Ильфа и Петрова, — это пригороды, деревенская глубинка, бескрайние фермерские поля с кукурузой и коноплей, реки, озера, горы, леса. Летая самолетом, проносясь мимо «одноэтажного Сан-Андреаса» на поезде, подрабатывая дальнобойщиком (хорошая дорога, теплая кабина, традиционно великолепная музыка одной из 11 радиостанций на любой вкус…), тяжело понять, насколько огромны местные расстояния и как добры авторы игры, добавившие в автопарк San Andreas велосипеды.
Кстати, именно в провинции живут самые колоритные персонажи и проходят самые запоминающиеся миссии.

Праздник на улице
Меньше всего San Andreas эволюционировал в графике — что бы там нам ни пели сладкоголосые пресс-релизы ПК- и Xbox-версии. Избалованному супервизуальными сверхэффектами последних месяцев пользователю компьютера графика PS2-версии игры не кажется тошнотворной только на телевизорах шире тридцати дюймов. Зато разработчики, как всегда, чудесно справились с особенностями управления для каждой из платформ: с клавиатуры ПК-версия играется ничуть не хуже, чем PS2- и Xbox-версии — с геймпада.
В той же ПК-версии к вполне понятной переработке текстур (в сторону увеличения их четкости) и системы расчетов световых эффектов добавлена возможность проигрывания последних нескольких секунд игры.
Наконец, не стоит забывать, что «компьютерный» San Andreas, как все его предшественники, открыт для любительской модернизации.

Конец истории
Разработчики из Rockstar North торжественно заявили, что Grand Theft Auto: San Andreas — это последняя игра из серии Grand Theft Auto 3. Думаем, что решение принято правильное.
Хотя и неполноценное: выпустив San Andreas, этим проектом нужно было вовсе закрыть брэнд GTA на вечные времена. Ибо — San Andreas, внутри своей линии, совершенна. Если купившему GTA 1 в обязательном порядке нужно было приобретать GTA 3, а приобретшему GTA 3 нельзя было пройти мимо GTA: Vice City, то достав GTA: San Andreas, вы становитесь обладателем и GTA 1, и GTA 3, и GTA: VC. В технике это называется «обратной совместимостью» или «эмулированием высокотехнологичными системами параметров и функций менее технологичных».
Мы же назовем это просто «достигнутым идеалом». Дальше развиваться некуда — все, предел.
Предел беспредела — вот что такое San Andreas.

Grand Theft Auto: San Andreas
Жанр: негритянский ролевой симулятор беспредела
Издатель: Rockstar Games
Дистрибутор в России: «Софт Клаб» (только PS2-версия)
Разработчик: Rockstar North
Требуется: P3-1000, 128 MB, 3D
Рекомендуется: P4-2400+, 512+ MB, 3D
Платформа: PS2, ПК, Xbox
Мультиплеер: кооперативный режим (только в PS2-версии)


Рекомендуем почитать: