Путь бандита

Славяне — странные существа. Об этом говорят люди разных национальностей и разных профессий. Китайцы, немцы, французы, программисты, водители трамваев, плотники... Даже бандиты знают о необычности славян — недаром в самом известном бандитском сериале современности — «Семье Сопрано» — именно русский парень доставил двум итало-американским мафиози больше всего хлопот.

Не стареют душой ветераны
Если кратко охарактеризовать главного героя Grand Theft Auto, Ника Белича, то лучше всего это сделать словом «суровый». Простой суровый парень, который, конечно же, никак не собирался стать бандитом. В общем-то, бандитами не собирались быть и прочие главные герои серии, но – обстоятельства...
Безымянный герой GTA 3 не захотел мотать срок в тюрьме, Томми Верчетти был итальянцем — а в GTA: VC это многое значило. Что касается негритянского паренька Карла Джонсона из GTA: SA… то кем ещё, как не бандитом, быть негритянскому пареньку из трущоб?!
То ли дело Ник Белич! Он летел в Америку за нормальной жизнью — без войны, без убийств, без страха, боли и крови. В общем, без того, в чём он по уши сидел последние 10 лет на обломках своей родины — Югославии. Летел, веря в красивые американские сказки своего двоюродного брата Романа, которые оказались не просто ложью — приманкой.

Хотела мама, чтоб сын ей был художник
Вообще, конечно, писать о Grand Theft Auto IV непросто. Игровой процесс по сравнению с предыдущими частями изменился довольно мало, а сюжетные перипетии игры странным образом схожи с культовым художественным фильмом «Брат». Иными словами, налицо: брат-ветеран, слабовольный брат, контактирующий с откровенными бандитами, откровенные бандиты, держащие в страхе город, город, серой громадиной пугающий людей, но — не ветерана. В общем, переписывать известное своими словами я не хочу, тем более что читатели ждут хоть какую-то, но рецензию, а не изложение.
Поэтому поговорим на абстрактную тему. Почему люди становятся бандитами?
Почему Нико Белич стал бандитом? А он ведь стал, и с этим не поспоришь даже несмотря на две богоугодные концовки, несущие смирение и покаяние!
Конечно, можно сказать, что такова воля авторов сценария Grand Theft Auto IV. И это будет правда: страшные люди из Rockstar создают истории, показывающие людей (персонажей) с довольно мерзкой стороны — и нам приходится становиться точно такой же мразью.

Или можно решить, что на путь бандитизма героя толкает геймер. И это тоже правда: сотни автомобилей, бесконечный аттракцион под названием Liberty City, вялые прохожие, легко добываемое оружие — очень трудно оставаться законопослушным экскурсантом в царстве тщательно сконструированного порока, разврата и дьявольского соблазна безнаказанности.
Наконец, можно подумать, что бандитизм Нико Белича и прочих героев серии Grand Theft Auto — это ответ на запросы публики. Публики, давно и плотно сидящие на бандитских фильмах и сериалах — начиная с уже упомянутого сериала «Семья Сопрано» и заканчивая классикой – «Крёстным отцом».

Плохие обстоятельства
Что вообще становилось причиной уголовного поведения главных героев серии Grand Theft Auto? Покопавшись в закромах памяти, мы с удивлением отметим, что с каждым разом разработчики из Rockstar высказываются по этой теме всё определённее. И если в Grand Theft Auto 3 главный геймер знакомится с главным героем, когда тот уже основательно вжился в шкуру бандита, то в Grand Theft Auto IV мы видим метаморфозу Нико Белича подробно, досконально, отчётливо.
Как говорил Тони Сопрано своему сыну — маленькому Тони, «предают все, только семья всегда поможет». Ему вторит Данила Багров, повторяющий над оплывшим, измазанным в соплях и слюнях родственником: «Ты же брат мне». Нико Белич тоже попался на родственных узах. Его кузён Роман оказался тряпкой, идиотом и подонком — но: «Он же брат мне!» Защищая обманувшего его Романа, Нико шаг за шагом разменивает добро на зло, ставя между ними знак равенства. Да, поначалу он убивает бандитов, но — уже убивает.
Конечно, можно сказать, что для Нико война — вещь привычная. Это правда. Но — желаемая ли? Ведь в Америку он ехал не на войну, а от войны. А значит, не имея морального права предать брата Романа, он предаёт самого себя.

Настоящий беспредел
Философский вопрос возник в Grand Theft Auto IV не на пустом месте. Игра стала массивнее, взрослее, глубже и тягостнее буквально во всём.
Как театр начинается с вешалки, так и любая игра создаёт первое впечатление за счёт графики. Точнее — всего, что можно отнести к её графике. Графика в Grand Theft Auto IV по сравнению с первой частью изменилась, можно сказать, радикально. Ушли в небытие все кислотные оттенки, все дискотечные игрища света и тени. Текстуры стали детальней, модели — полигональнее. Уровень анимации не то чтобы заметно вырос, однако налицо некоторое замедление скорости — отчего прохожие перестали напоминать беззаботно прыгающих по асфальту воробьёв.
Гораздо естественнее стала и так называемая «физика движения», то есть особенности управления движущимися средствами в игре. Нельзя сказать, что она (физика) стала реалистичнее, но ощущение торжественности и реальности происходящего, безусловно, присутствует.
Сам игровой процесс в Grand Theft Auto IV подвергся весьма суровой чистке, которая, чего греха таить, и требовалась серии после безграничного аттракциона San Andreas. Отныне в Grand Theft Auto снова нельзя делать татуировки, покупать дома и виллы, ходить в спортзал, танцевать на машине... В общем, невыносимо аркадный дух предыдущей серии GTA в Grand Theft Auto IV заметно рассеялся. Что же осталось?

Новые факты
Осталась игра. Цельная, в целом — сюжетная сага о неплохом парне Нико Беличе, волею судеб попавшем в Америку и ставшем там бандитом. Главная особенность Grand Theft Auto IV состоит в том, что весь сюжетный пласт игры — история, структура миссий, диалоги — не тонет в море необязательного развлекалова. Grand Theft Auto IV действительно повествовательная игра, которую хочется пройти, а не просто накрутить на счётчике сто процентов прохождения за счёт поиска голубей, исполнения уникальных прыжков и изнурительной работы таксистом.
Именно поэтому в Grand Theft Auto IV и встаёт так остро вопрос превращения человека в бандита — слишком ярко и выпукло виден этот процесс. А это, в свою очередь, тянет за собой следующую проблему: так воспевает ли Rockstar бандитскую романтику, мафиозную стилистику и право уголовной силы на всё — или смеётся над ней, плачет над ней, в общем-то развенчивая без остатка миф о «добрых и справедливых» бандитах и «хороших парнях», вставших на путь бандитизма из-за своих принципов?

Ответа на этот вопрос, в принципе, не существует; хотя, конечно, видно, что, показывая изнанку городского мира, Rockstar всё же старается если не вчистую оправдать действия героя, то хотя бы сделать их морально приемлемыми. Это, конечно же, плохо бы смотрелось в кино, но вполне допустимо в игре — всё же вряд ли геймер захочет отождествлять себя с окончательным подонком и моральным уродом. В общем, в рамках шабаша Grand Theft Auto IV и на фоне прочих персонажей Нико Белич выглядит вполне пристойно. По крайней мере, у парня есть принципы, есть мечта, есть стремление доводить начатое до логического конца. О том, что этот логический конец будет печальным, в Rockstar по-прежнему предпочитают просто намекать, не разрушая удовольствия от игры.

Вера в доброе
Как и ожидалось, Grand Theft Auto IV стала одной из лучших игр 2008 года, даже к четвёртой части не утратив ни грамма качества и интересности, свойственных всей серии. При этом нельзя сказать, что Rockstar потчует геймера какими-то безумными идеями или удивляет постоянными инновациями. Нет, GTA — это очень устойчивый брэнд, который имеет очень чёткое наполнение. Покупая игру из серии Grand Theft Auto, геймер точно знает, что он получит за свои деньги.
И всё же, если присмотреться, различия между тем же San Andreas и Grand Theft Auto IV огромны. Они и в графике — в новом движке, они и в игровом процессе — не столь радикально аркадном. Но главное — именно отношение к сюжетной наполняемости. Если в San Andreas садились проходить сюжетную линию после исчерпания всех увеселительных процедур, то приключения Нико Белича, кажется, лишь для проформы завёрнуты в привычную обёртку GTA. На самом же деле это суровая, интересная и очень качественная сага, стать зрителем и участником которой и есть главное удовольствие четвёртой части.

Grand Theft Auto IV
Жанр: Городской бандитский боевик
Разработчик: Rockstar North
Издатель: Rockstar Games
Издатель в России:
Платформы: ПК, Xbox 360, PlayStation 3
Требуется: Core 2 Duo, 1024 Мбайт, 3D
Рекомендуется: Core 2 Duo+, 3072+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: Интернет
Сложность: Средняя
Знание английского: Не требуется


Рекомендуем почитать: