Горячее небо

«…мама, в моей жизни только одна женщина. Её зовут Авиация.»
© Цитата с форума www.sukhoi.ru

С самого зарождения компьютерных игр как класса жанр авиационных симуляторов находится на особом положении. В отличие от 3D-шутеров, стратегий и RPG, большинство которых развивается достаточно спокойно и линейно, путем улучшения картинки, увеличения количества «красивостей» и изощренности сюжета, авиасимуляторы сразу, практически с момента зарождения, превратились в достаточно самобытный вид игр, в котором игрок чаще всего находит способ не просто скрасить досуг, но и воплотить, пусть и виртуально, давнюю страсть человека к полету. В результате эта сфера «геймостроения» быстро превратилась в настоящий клуб для фанатов неба, которые своими знаниями и опытом спровоцировали рост игр уже совсем по другому шаблону.

Теперь для того, чтобы игра, которую предлагает разработчик, не только хорошо продавалась, но и имела свое логическое продолжение (а значит — и новые доходы), фирмам-разработчикам недостаточно просто увеличить количество юнитов на арене или придумать новые красочные персонажи. Нет, в этом жанре, чтобы добиться успеха, необходимо на самом деле досконально изучить тысячи и тысячи параметров, свойственных тому или иному типу летательного аппарата; узнать сотни нюансов поведения самолета в воздухе и тактику той или иной школы воздушного боя, которую исповедовали реальные пилоты в той или иной войне, где успел принять участие этот молодой, но такой романтичный вид вооруженных сил. А потом к процессу «строительства» игры подключаются фанаты — и все, это уже «общая собственность». Рисуются новые модели, правится алгоритм поведения самолета в воздухе, разыскиваются новые исторические сюжеты — и игра начинает жить самостоятельно, почти без вмешательства своих разработчиков, становясь чем-то иным, что те не могли даже представить. Так было с игрой «Warbirds» фирмы iEN, нечто подобное происходит с «Microsoft Flight Simulator»-ом: целое сообщество фанатов добавляет в игру новые аппараты, характеристики которых имеют «точность 1%» — то есть не более, чем на 1% отличаются от реальных. Некоторые элементы этого процесса присутствуют и в «Ил-2», где есть самолеты, созданные сторонними разработчиками.

«LIVE TO FLY, FLY TO FIGHT, FIGHT TO WIN!»
© Цитата с форума www.sukhoi.ru
Немалую роль здесь сыграли и средства массовой информации, в первую очередь литература, кино и телевидение, которые вынесли подробности боевой работы как пилотов Второй Мировой, так и асов корейской, вьетнамской, балканской или иракской войн на обсуждение широких масс. Образ боевого летчика, в чем-то схожий с образом средневекового рыцаря, выходящего на бой один на один с противником и побеждающего благодаря своему мастерству и знанию особенностей применения вооружения, завоевал народную любовь во многих странах. Кто не знает таких героев неба, как Фонк, Рихтгофен, Покрышкин, Кожедуб, Такаи, Хартманн, Новотны, Квочур, Таскаев и десятки и сотни других асов? Кто не любовался серебристыми стрелами сверхзвуковых самолетов в небе или на авиашоу? Кто в детстве не мечтал хотя бы подержаться за штурвал настоящего боевого самолета? Я думаю, что немногие. И вот теперь жанр авиасимулятора позволяет почти реально ощутить себя в роли прославленного аса или провести многотонный «Конкорд», к примеру, по маршруту Париж-Нью-Йорк. Все это стало доступно и реально — на мониторе вашего компьютера.

grab0001

«Авиация — это не профессия, это диагноз…»
© Цитата с форума wbfree.net
Авиационные симуляторы стали множиться и расти, как грибы после дождя. Многие из них тихо умирали, не достигнув сколько-нибудь заметного успеха. Но некоторые приобретали бешеную популярность и тысячи поклонников во всем мире. А с появлением возможности многопользовательской игры через интернет жанр получил «второе дыхание». Каждый день тысячи вирпилов (сокращение от «виртуаль­ный пилот») со всего мира выходят на арены боев Второй мировой, ведут гражданские машины по всем нормам ФАИ, отрабатывают технику пилотажа на спортивных машинах, создают моды и плагины к любимым играм и обсуждают сотни аспектов поведения самолета в воздухе на форумах. А главное — просто получают колоссальное удовольствие от игры, которая не заставляет игрока чувствовать себя винтиком гигантской машины войны, исполняющим наработки сценаристов или дизайнеров, а дает ему полное ощущение жизни в той или иной эпохе бурного на войны XX-го века. А ощущение, что перед тобой, за тобой или в твоем прицеле не компьютерный противник, а такой же, как и ты, реальный человек, сидящий в данный момент за своим компьютером, может быть, на другом краю Земли, — его надо просто почувствовать. И больше вы этого не забудете!

grab0002

«Есть только два типа самолетов — истребители и цели…»
© Цитата с форума www.sukhoi.ru
С появлением достаточно неоднозначной (как и все в этом жанре), но уже успевшей набрать бешеную популярность игры «Ил-2 Штурмовик», а затем и ее продолжения — «Ил-2 Забытые Сражения», — виртуальные воздушные сражения в небе разгорелись с новой силой. Так долго обделенный вниманием к героическому прошлому авиации именно своей страны вирпил из экс-СССР получил возможность «в живую» встретиться с асом люфтваффе. Отбить налет «стервятников Геринга» на мирные города грозной ночью 22 июня. Перехватить транспортные самолеты флота Рихтгофена, снабжающие окруженную армию Паулюса. В кромешной тьме, освещаемой только сполохами зенитных разрывов, трассами пулеметов и мечущимися лучами прожекторов, найти в бескрайнем небе на подступах к Москве боевые порядки немецких «хейнкелей» и расцветить это небо еще одним огнем, самым дорогим для летчика, — факелом горящей вражеской машины. Встретить летнее утро в бою с «худыми» и «фоккерами» над боевыми порядками наступающих частей Красной Армии над Прохоровкой или Балатоном. И «закончить войну», сопровождая колонны наших штурмовиков на штурм Берлина или Франкфурта. Где еще можно почти (а совершенство, как известно, недостижимо) с документальной точностью почувствовать то, что чувствовал реальный летчик на своем Иле, выходя сквозь сноп зенитных трассеров на боевой курс на танковую колонну вермахта, или как отчаянно не хватает бортстрелка, убитого зависшим на хвосте «мессером»? Или азарт немецкого летчика, почти играя гоняющегося за «русс-фанер» или отчаянно бьющегося уже за свою жизнь в небе над «Голубой ли­нией»? Только здесь. И оттого сражения в виртуальном небе идут нешуточные и страсти кипят — куда там Шекспиру.

grab0008

«Если я и вышел живым с этой войны, так это оттого, что я имел больше удачи, чем умственных способностей.»
© Манфред фон Рихтгофен, лучший ас Первой мировой войны.
Поэтому ничего удивительного, что вирпилы начали собираться в команды, виртуальные авиаполки и такие же виртуальные, но от этого ничуть не менее серьезные авиагруппы. Сейчас их десятки и сотни, из разных стран, ориентированных на тот или иной тип летательного аппарата, а названия наиболее «удачливых» из них у всех на слуху (например, одним из сильнейших виртуальных авиаполков заслуженно считаются «Летающие бараны» — «Flying barans», — чьи представители постоянно занимают большинство призовых мест на последних турнирах по авиакиберспорту), так же как и имена «виртуальных асов», уже вполне серьезно могущих считать себя элитой «неба в мониторе». Причем это относится не только к вышеупомянутому «Ил-2 Штурмовик», но и к другим «правильным» авиасимуляторам. Проводятся на­стоящие бои, чемпионаты, целые периоды войны сменяются на игровых серверах, ведя счет сбитым и сбивающим, переписывая историю заново, путь и в таком, несерьезном на первый взгляд, ключе. Пишутся треки, создаются новые миссии и кампании, снимаются даже настоящие клипы по мотивам боев.

grab0011

«Воздух выдержит только тех, кто верит в себя...»
© Цитата с форума на fps.squad.ru
Что же видим мы, кировчане, их этого многоцветного калейдоскопа виртуальных воздушных фронтов? Да практически ничего. Одинокие фанаты вылетают на свой страх и риск в грозное (на полном серьезе!) небо игровых серверов и… чаще всего терпят фиаско. Одиночки же принимают участие в киберспортивных чемпионатах. Но законы воздушного боя суровы — одиночка, даже самый умелый, здесь не царь и не Бог, а всего лишь еще одна мишень в чьем-то, более удачливом на данную минуту, прицеле. На современных аренах звучат в эфире стандартные для любого реального летчика фразы — «Прикрой, атакую!», «Кто-нибудь! Снимите его с моего хвоста!», «Я подбит, иду домой, прикройте меня!». То есть игра становится все более командной, а значит — все более близкой к реалиям настоящего боя. Поэтому одному здесь трудно. Очень трудно.
Оттого еще в мае 1998 года был создан «23-й истребительный авиаполк», базирующийся только на энтузиазме игроков и не имеющий никаких уставов или списков. Собирались кто как, когда кому удобно и — летали, летали, летали. Сначала — во «Фланкер», потом — в «Варбердз», с появлением «Ила» пересели в кокпиты Второй мировой…
Кроме того, один из наших земляков принимал непосредственное участие в создании весьма популярного сквада (достаточно сказать, что число участников его колеблется в пределах от 250 до 300), участвующего в «виртуальных войнах», «Эскадрильи Свободных Пилотов» («Free Pilot’s Squadron», сокращенно =FPS=).
Кто-то вступал в состав других сквадов (эскадрилий), кто-то просто переставал летать — такова жизнь. Сеть у нас недешевая, поэтому «кадровые перестановки» воспринимались как неизбежные. По крайней мере, так было до недавних пор.

«Спокойно, я сзади справа… Ведущих много… ВЕДОМОГО — попробуй найди…»
© Цитата с форума на fps.squad.ru
А в мае 2003 года, при живом участии интернет-провайдера «Промотек» и компании «Норд-Сервис», случилось то, чего так не хватало кировским вирпилам, — открылась своя, кировская, арена для тренировок и полетов на площадке интернет-провайдера «Промотек». Первоначально это был сервер игры «Ил-2 Штурмовик», но вскоре, по пожеланиям местных вирпилов, на сервере была запущена игра «Ил-2 Забытые сражения». Теперь бои можно проводить хоть один на один, хоть парами и тройками, хоть всем сквадом, в любое время суток и за «смешные» деньги (достаточно сказать, что игроки из других регионов, узнав о расценках, откровенно завидуют). Кроме того, открыт раздел «Ил-2» на форуме «Промотека», где всегда можно обменяться мнениями, высказать пожелания по улучшению игрового процесса. При этом арена доступна всем желающим, а потому бои между «нашими» и вирпилами из других регионов России и даже из-за рубежа становятся все более и более регулярным явлением. А опыт, как известно, появляется только тогда, когда можно «шлифовать и полировать» его на как можно большем числе участников. И все чаще в виртуальном небе звучат столь знакомые любому летчику слова «Прикрой, атакую!», но уже с характерным «вятским акцентом»….


Рекомендуем почитать: