Последняя капля

Впервые за себя я испугался примерно в середине третьего эпизода. Гиш (Gish) в очередной раз сорвался в бездонную пасть огненной геенны, а я, прервав бегущую в виде субтитров в мозгу тираду, с удивлением обнаружил, что, оказы­вается, знаю совершенно невероятное количество матерных слов. И я испугался. Как капля никотина убивает лошадь, так и Гиш — капля смолы неизвестного происхождения (так утверждают авторы) — убивает человека. Возможно, не всего. Возможно, не сразу. Но сохранить в неприкосновенности нервную систему до конца прохождения сольной кампании не удастся в Gish никому…

И так сойдет
Безболезненное начало, следующее за душещипательной историей в картинках о похищении канализационными уродами невесты Гиша (я не понимаю, что связывало эту девушку с куском расплавленного гудрона!), вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, бросать геймера в самую гущу своих извращенных дизайнерских фантазий прямо со старта не пристало ни одному здравомыслящему разработчику. С другой же, медленное заманивание по принципу «от простого к сложному» играет с Gish дурную шутку: проект, принципом своего распространения (shareware) намекающий на малобюджетность и кустарность, совершенно не желает с первых же кадров демонстрировать вам (как это принято у качественного shareware и freeware) сумасшедшего желания остаться на жестком диске.

gish-1

Спокойствие, только спокойствие
Итак, первые впечатления от Gish вполне могут оказаться отрицательными: очень темная картинка (она темна сама по себе, однако на это накладывается то, что первый эпизод Gish проходит в канализации — не самом ярко освещенном месте на Земле), маленькие примитивные уровни, отсутствие врагов, непонятное управление и столь же непонятные законы игрового процесса, с которыми неизвестно что делать. Усугубляет атмосферу безысходности музыка и звуки, которые я всегда заменяю прослушиванием FM-радиостанций.
Да, все верно. Это — настоящий Gish: кому не нравится — отваливают не прощаясь, остальные, интуитивно чувствуя, что дальше будет интересно, сцепив зубы, вывернув яркость монитора до предела и взяв в руки вместо клавиатуры геймпад (желательно с аналоговыми штырьками — хотя аналоговый обсчет движения игра и не поддерживает), идут дальше, тренируя дзен.

Ну?
Веселье, пусть и весьма специфическое, начинается примерно после встречи с первым колобком. Уверен, зубастый колобок, нарисованный в стиле уродцев Ивана Максимова (кстати, и сама Gish графически и стилистически очень напоминает отечественную «Полную трубу»), не доставит вам больших хлопот ни в первый раз, ни в после­дующие. Однако его появление станет сигналом, что шутки кончились: распрыжки и управляемый полет перейдут для Гиша из разряда необязательных тренингов в разряд средств существования, ползанье по хитроумно извивающимся поверхностям, которому вы за время игры в «легкие» уровни так и не удосужились обучиться, превратится в нормальное времяпрепровождение, а предметы и механизмы, воспринимаемые вами раньше в качестве объектов немудреного канализационного пейзажа, вдруг дико оскалятся миллионом стальных клыков, показав свою истинную сущность адских ловушек.
И начнется фирменный кошмар Gish: казавшиеся бесконечными еще три минуты назад пять «жизней» будут тратится почти сразу, прохождение одного несчастного уровня превратится в многосерийный триллер с десятком дублей, а по стенкам черепа, словно сухой горох, забарабанят вдруг короткие слова и идиоматические выражения, за которые в детстве вас били по губам…
Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас
Если бы после утраты Гишем последней, пятой, жизни сольная кампания мстительно отправляла бы геймера в свое начало, уверен, игру бы ждал даже не провал, а анафема. Но разработчики из Chronic Logic отличаются не только крайне извращенной фантазией, позволившей им наклепать четыре с половиной десятка совершенно не похожих один на другой (даже в мелочах) уровней, но и поистине нечеловеческим равнодушием. Отправлять геймера на начальные этапы прохождения? Еще чего: отберите у него набранные очки (ерунда), выдайте новую порцию «жизней» (пять штук) и пускай этот недоделок пытается пройти наш гениальный уровень снова.
В итоге спасение невесты Гиша превращается в фарс, обставленный на манер шахтерской работы: сперва геймер проходит по эпизоду в час, потом — по уровню в час, потом — по уровню в день, потом —…
…Самое обидное в том, что ты твердо уверен: этот уровень пройти можно. Просто ты — криворукий урод, [censored] и [censored], который сейчас соберет в кулак все мастерство, оботрет пот с лица, ладоней и геймпада, еще чуть-чуть разозлится на этих [censored] разработчиков и, [censored], с окаменевшим лицом настоящего супермена сможет пройти то чертово озеро вулканической лавы, беззаботно перепрыгивая с одного болтающегося во все стороны на цепочке малюсенького кирпичика на другой.

Gish
Жанр: аркада-головоломка
Издатель: shareware ($20) www.chroniclogic.com/gish.htm
Разработчик: Chronic Logic
Требуется: P4-1000, 256 MB, 3D
Рекомендуется: P4-2000+, 256+ MB, 3D
Платформа: ПК
Мультиплеер: на одном компьютере
Сложность: высокая
Знание английского: не обязательно


Рекомендуем почитать: