Геймеры и соционика

Всем, наверное, известна традиционная система деления геймеров по уровню игровой активности: “казуалы” (casual gamer), “геймеры-общественники” (sociable gamer), “настоящие геймеры” (moderate gamer), “увлеченные геймеры” (addicted gamer) и “хардкорщики” (hardcore gamer). А что если подвести под это деление психологическую основу?

Как вы, быть может, знаете, зарождение советской (и российской) соционической школы связано с именем литовской исследовательницы и педагога Аушры Аугустинавичюте. Изучив труды Юнга, а также работы советских психологов Э. Кречмера и А. Личко, Аугустинавичюте пришла к концепции 16 психотипов. Впоследствии для удобства работы типы получили псевдонимы по именам соответствующих им людей и литературных персонажей (см. таблицу)…

“Казуалы”
Почти все, кто когда-либо начинал увлекаться видеоиграми, вначале попадают в эту — первую — группу. В целом, “казуалы” — это люди, практически не интересующиеся игровой индустрией как таковой, но иногда использующие видеоигры как один из видов развлечений. Чаще всего они играют на ПК — просто потому, что не намерены тратить сколько-нибудь существенные деньги на покупку специального “игрового” прибора (приставки). Вот список признаков, по которым можно узнать “казуала”:
— “казуал” свободно может прервать игру на середине;
— большую часть времени “казуал” тратит на простые игры (сетевые, shareware…);
— вечер пятницы “казуал” проводит отнюдь не за экраном монитора.
После небольшого исследования выяснилось, что “закоренелые казуалы” (выше мы писали, что вначале любой геймер проходит через “казуальную стадию”) чаще всего оказываются сенсорными экстравертами, что соответствует следующим социотипам: Гюго, Жуков, Наполеон, Штирлиц. Вспоминая их особенности, следует сразу обратить внимание, что перед нами — очень активные люди, всегда стремящиеся — и небезуспешно — преуспеть во всем. В школе они — “звезды” местного масштаба, в быту — душа компании или незаменимый человек. Видеоигры кажутся им слишком пустячным занятием и даже повальное увлечение каким-либо хитом не заставит их потратиться на диск.
Впрочем, до полного отрицания видеоигр они тоже не доходят. Их деятельная натура постоянно требует новых точек для приложения усилий — что делает именно их “боевой” частью различных геймерских сообществ. Попав туда, сенсорные экстраверты становятся своеобразными посредниками между “хардкорным” меньшинством и массовкой. Кроме того, именно деятельность отдельных сенсорных экстравертов заставляет некоторых новичков взбираться вверх по “геймерской” иерархии.
Считая видеоигры “просто развлечением”, “казуалы” довольно легко находят удовольствие в самых простых играх. Очень любят казуалы и древние аркады (Pac-Man, Space Invaders, Lemmings, “Минер”, “Тетрис”) – одна из которых обязательно стоит в их сотовом телефоне.

Геймеры-бщественники
Весьма редкая, но крайне интересная группа. Для них игра — это “Игра”, огромное и прекрасное действо, в котором можно показать себя, с помощью которого можно общаться с другими. Социальный аспект игровой индустрии для “геймера-общественника” – основной. Именно они обожают сетевые многопользовательские проекты, собираясь в кланы и гильдии. “Геймера-общественника” можно узнать по следующим признакам:
— большинство его друзей – тоже геймеры;
— напряжение в отношениях с другими он может снять с помощью видеоигр;
— “геймер-общественник” играет не только в видеоигры, но и в карты, домино, лото, шашки, настольные игры…
Абсолютное большинство “геймеров-общественников” – экстраверты, иного нельзя было и ожидать. По шкале “интуиция-сенсорика” они склоняются к “интуиции”, что связано с их более аналитическим складом ума, подсознательно тянущегося ко всяким техническим новинкам. Если говорить о соционе, то типами, склонными быть “геймерами-общественниками” можно считать, в первую очередь, Джека Лондона, конечно же Гексли, нередко – Гамлета и, иногда, Дон-Кихота.
Главная психологическая особенность таких людей — умение приспосабливаться, быть “своим парнем” для всех. Да — они фанаты видеоигр. Но если надо, они сделают вид, что видеоигры презирают. Подсознательно тянущиеся к необычным, вплоть до легкой “ненормальности”, людям, они сделают все, чтобы окружающие никогда не узнали об этой “неправильной” дружбе.
Как уже было сказано, “геймеры-общественники” любят многопользовательские сетевые проекты. Что, однако, не означает, что игры с сильным сольным режимом они обходят стороной. Вообще, игра для них — лишь повод собраться с друзьями. Нет ничего лучше, чем придти к “геймеру-общественнику” в составе большой компании и как следует “оттянуться” в какую-нибудь Worms World Party, Heroes of Might and Magic 3 или NHL 2006. Диск ли это с файтингом, гонкой или спортивным симулятором — неважно. Главное, чтобы в комнате было как минимум два геймпада, и тогда “геймер-общественник” и его гости будут абсолютно счастливы.
Если же геймпада нет или он сломался…
…что ж, всегда есть карты, “Монополия” или домино.
“Геймеры-общественники” крайне важны для игровой индустрии. Именно благодаря их усилиям стали так популярны многопользовательские проекты, превратившиеся в последние годы в настоящий “двигатель игропрома”. “Геймеры-общественники” редко переходят из своей категории в другие, однако, если и переходят — то превращаются в…

Настояшие геймеры
Это, вероятно, самая многочисленная группа. Большинство из тех, кто просматривает нашу рубрику “Игрушка” и читает сейчас данную статью относятся именно к “настоящим геймерам”. Чаще всего геймеры этого типа получаются из “казуалов”, хотя бывают случаи, когда человек сразу же начинает вести себя как “настоящий геймер”. Признаки этого типа геймеров следующие:
— “настоящий геймер” с удовольствием тратит деньги на покупку одной-двух новых игр в месяц;
— в его жизни периодически случаются ночи, которые он проводит за игрой на компьютере или приставке;
— посреди рабочего дня “настоящего геймера” могут посетить приятные мысли о лежащей дома игровой новинке;
— однако “настоящий геймер” не стремится следить за всеми событиями, происходящими в игровой индустрии.
С точки зрения соционики, попасть и долгое время находиться в группе “настоящих геймеров” могут люди с выраженным интровертным поведением, сопряженным с сильным иррациональным признаком. Таким образом, в потенциальные “настоящие геймеры” можно отнести: Габена, Дюма, Бальзака и, конечно же, Есенина. Последнее, кстати, кое-что объясняет и в особенностях российского игрового сообщества (как известно, большинство социоников-профессионалов считают, что именно Есенин — тот тип, который более всего отражает русский национальный менталитет).
В целом, игровое поведение “настоящих геймеров” с психологической точки зрения можно описать как “пассивную радость”: устав от реальной жизни, они с удовольствием отдыхают в придуманных виртуальных мирах, а насытившись игрой, идут заниматься реальными делами. Видеоигры для “настоящего геймера” — серьезное хобби. Но — только хобби.
Чаще всего у “настоящих геймеров” нет специфических жанровых предпочтений, однако, из всех игр они стараются выбрать наиболее необычные, непростые и инновационные — в этом, кстати, их главное отличие от “казуалов”. На жестком диске компьютера “настоящего геймера” легко уживаются и Civilization IV, и Quake 4 и Grand Theft Auto.
“Настоящие геймеры” — кровь и плоть игровой индустрии, именно для них стараются издатели, именно об их благосклонности думают разработчики, желающие продать свой шедевр миллионным тиражом. Став “настоящим геймером”, человек может долго оставаться им. И лишь заботы о семье, карьере и обеспеченной старости могут заставить его позабыть о видеоиграх.

Увлеченные геймеры
Когда видеоигры превращаются для человека в нечто большее, нежели хобби, сам человек становится “увлеченным геймером”. Все начинается с того, что желание играть потихоньку починяет себе все остальные аспекты жизни. Собственно, нам не известно ни одного случая, чтобы человек сразу же стал “увлеченным геймером” — все происходит постепенно, по мере того, как видеоигры кажутся ему все привлекательнее, жизнь игровой индустрии — все интереснее, а сам он начинает играть все лучше и лучше. Вот признаки, по которым можно узнать “увлеченного геймера”:
— человек может не пойти в университет, школу или сказаться больным и не пойти на работу — и все это ради того, чтобы “допройти” новую игру;
— большая часть файлов на его жестком диске относится к играм;
— затраты на покупку игр, новых видеокарт, джойстиков, геймпадов… превышают затраты на еду, одежду и прочие развлечения вместе взятые.
Шанс пристраститься к играм есть у многих, но психологические особенности трех социотипов выделяют их в особую “группу риска”. Это: Драйзер, Достоевский и Робеспьер. Одной из главных черт перечисленных социотипов, как известно, является желание и умение сфокусироваться на одной интересующей их вещи. Иногда этой “вещью” становятся видеоигры. Когда такое случиться, человек готов стоять ночью в очереди в магазин, где в шесть часов утра начнут продавать долгожданные пятьдесят коробок DooM 3. Или внимательно изучать объемистый файл с описанием алхимических рецептов из новой ролевой игры.
Вообще, “увлеченных геймеров” более всего увлекают игры, в из которыми можно проводить массу времени: сложные ролевые игры с богатым сюжетом, бесконечные глобальные стратегии, массовые сетевые шутеры. Изучив все приемы, зная все тактики “прокачки” героя и найдя все секретные комнаты с сюрпризами, “увеченные геймеры” становятся по-настоящему счастливы.
Узкая направленность интереса “увлеченного геймера” делает его целевой аудиторией, на которую рассчитывают многочисленные создатели адд-онов, дополнительных пакетов миссий и продолжений. И уж конечно для всякого уважающего себя “увлеченного геймера” является делом чести участвовать в тематических сообществах на форумах игровых сайтов.
В плане влияния на игровую индустрию относительно небольшое количество “увлеченных” компенсируется тем авторитетом, которым они обладают среди своих друзей-геймеров. Собственно, мнение лишь одной группы иногда ставится выше. Мы говорим о…

Хардкорщики
Это — вершина геймерской “карьеры”, люди, для которых видеоигры стали жизнью, а жизнь полностью подчинилась игровой индустрии. Все свободное время они играют. Все не-свободное время — стараются играть. Собственно, чаще всего их профессиональная занятость как-то связана с игровой индустрией или профессиональным киберспортом. Хобби, работа, игры, жизнь — все сплелось для “хардкорщиков” в один тугой клубок, внутри которого они чувствуют себя по-настоящему хорошо. Узнать “хардкорщика” очень просто. Ведь он:
— путает свое имя и фамилию с киберспортивным прозвищем или игровым ником, называясь то так, то так;
— подчеркивает в календаре даты всех мало-мальски значимых кибер-соревнований, и сетевых вечеринок;
— может не придти на встречу или на свидание, поскольку срочно уехал на чемпионат области по Unreal Tournament.
С точки зрения помогавших нам социоников и психологов более всего становиться “хардкорщиками” склонны люди, интроверсия которых очевидна, рационализм которых побеждает иррациональные позывы и соединяется с доминирующими логико-сенсорными аспектами. Да, согласно исследованиям, — чаще других “хардкорщиками становятся именно “Максимы Горькие”.
Этот тип людей известен своей фанатичной преданностью выбранному делу и готовностью оставаться в одиночестве ради достижения результата. Упорство, жесткость (в первую очередь — к самому себе), готовность идти до конца в доскональном овладении делом, дисциплинированность и рационализм, не позволяющий ставить перед собой неосуществимые задачи — вот что бросается в глаза почти сразу.
“Хардкорщики” как и “увлеченные геймеры” любят сложные, долгие игры. Однако в отличие от “увлеченных”, они всегда ориентированы на максимальный результат. Если в игре предусмотрено развитие героя до 255 уровня — они будут раскачивать своего протагониста до 255. А когда закончат им прохождение — начнут раскачивать нового, еще быстрее, еще яростнее.
Настоящих “хардкорщиков” в мире не то что бы немного, их вообще — наперечет. Однако именно их имена у всех на слуху — и заслуженно: “хардкорщики” занимают первые места в табелях о рангах многих игровых серверов, их фотографии и интервью печатают игровые сайты, а фирмы, работающие в игровой индустрии, именно им предлагают занять каким-либо совместным проектом. Денежным проектом, разумеется…

© THG.ru
При написании статьи использовались данные из нескольких источников


Рекомендуем почитать: