Прощай, шпана замоскворецкая!

Когда через стильные брюки и пиджаки проглядывают спортивные штаны с криво пристроченной биркой «Adibas» и цыганского пошива кожаны, когда описанные в книге «Спрут» страсти мельчают до «вломиться толпой в ларек к барыге, дать ему в лоб и поставить на бабки», когда многоходовые комбинации по разделу сфер влияния в городе между кланами всегда оканчиваются одинаково — массовой бойней на рынке a la «Антикиллер», когда денег в карманах куры не клюют, а нормальным оружием разжиться ох как трудно, когда полицейские, активно принимая подношения от «папы», борются с преступностью с помощью шакальих рейдов и уничтожения «шестерок» выстрелом в спину, когда «черные бумеры» рассекают просторы кварталов с грацией трамвая, когда графика изо всех сил старается прикрыть свою низкобюджетность вялой пышностью красок, когда, когда, когда…

…когда все это происходит, то умные люди стараются не произносить помпезных слов, типа «Гангстер». Тем более, что в русском языке есть простое и гораздо более уместное определение — «шпана».

Однажды в Бирюлеве
Жили-были на острове Сицилия дед да баба по фамилии Мангано. И было у них пять внуков: Романо (Romano), Анджело (Angelo), Сонни (Sonny), Чико (Chico) и Марио (Mario). Когда ребятишки подросли, они поняли, что такой маленький остров, как Сицилия не сможет вдосталь накормить пятерых горячих сицилийских парней. Поэтому, сговорившись, Романо, Анджело и Сонни пристрелили Чико в пьяной драке и сбежали в Америку.

combat_day_2

Стоит ли говорить, что дед, являющийся по совместительству еще и Крестным отцом, был очень недоволен тем, что в его Семье начались такие пакости, бросающие тень не только на его клан, но и вообще — на репутацию простых сицилийских тружеников ножа и пистолета. Поэтому дед, недолго думая, позвал к себе Марио и сказал ему: «Марио, внучек. Не хочешь ли ты съездить в Америку — к своим братьям, чтобы передать им от нас подарок: дохлую рыбу без плавника и тазик с жидким асфальтом?».
И не то, чтобы Марио слишком уж хотел ехать в эту непонятную Америку, но… раз дедушка сказал «надо» — значит, надо. Поцеловав на прощание дедушкин перстень, Марио поехал в аэропорт…

Scarface, или ж.па с резьбой
Как и положено лимите безродной, по ­приезде в город (заметьте: для абсолютного большинства «игр про мафию» авторы, не мелочась, возводят каменно-полигональные джунгли какого-нибудь мегаполиса, населяя его россыпью индивидуально поименованных двуногих баранов) Марио Мангано устраивается в услужение к своему дяде Винченцо, авторитету мелкого помола, и начинает свою трудовую деятельность со стандартных процедур: рэкет, уничтожение стукачей, погромы на «малинах» сопредельных банд…
К сожалению, за яркими криминальными терминами стоит весьма однообразный игровой процесс, раз за разом повторяющий по кругу: получить деньги от дяди на организационные нужды, купить оружие, нанять шпану, ввалиться всей толпой в оружейный магазин и заставить его хозяина ежеминутно посылать в закрома банды определенное количество пуль и аптечек, вооружиться и идти в сторону проблескового миссионного маячка на карте, по дороге ради развлечения захватывая разнообразные магазины, бары, салоны нижнего белья и автомастерские, прийти на место, выслать разведчиков, перестрелять шпану конкурентов («Они такие же как мы, только рожи незнакомые» ©).
Повторять по кругу — до выхода в люди на большую дорогу жизни…

Godfather, или «…я сказал — Горбатый»
Вскарабкавшись на вершину мафиозной пирамиды, геймер, в лице Марио Мангано, вроде бы как начинает изучать, оценивать и наслаждаться бесконечно завлекательными перспективами, так любовно расписанными разработчиками в пресс-релизах. Тут и обилие разнообразных миссий, и самостоятельное управление финансами, и вопросы подбора кадров, и закупка «черных бумеров» для деловых поездок, и подкуп полицейских, и даже женитьба — с целью создания полноценного клана и приобретения дополнительного влияния через связи жены.
На деле, однако, свобода от дядюшкиного диктата обозначает лишь то, что деньги из подотчетных банде заведений текут в карман Марио и мы можем ими свободно распоряжаться. Это никак не влияет на игровой процесс в целом, раздувая его до совершенно неприличных величин. Там, где раньше мы управляли одним отрядом шпаны, вырастают пять обезличенных (несмотря на присутствие в них «именных» бригадиров) групп, бесстрашно шагающих на очередную «разборку» в спальный район нашей полигональной деревни. Там, где мы находили заботливо приготовленный дизайнерами уровня битый «запорожец», появляется автосалон с нешироким ассортиментом из семи наименований: «запорожец», «джип», «черный бумер»… и так далее, вплоть до грузовика. Наконец, там, где мы тщательно взвешивали: прикупить ли дяде новый кабак или вооружить своих парней пистолетами, теперь существует реальная возможность и купить пять кабаков кряду и вооружить всю банду новейшими, в масле, штурмовыми винтовками M16 — от чего, понятно, доходы снова увеличатся в несколько раз.

Вместо встречи, или «изменить нельзя»
Содрав тонкий слой блатной романтики, геймер без особого удивления замечает за «Гангстером» вполне удобоваримые в рабоче-крестьянском быту черты второсортного клона незабвенной WarCraft III. Отравившись все расширяющимися просторами владений, мы очень скоро перестаем прослеживать боевой путь подотчетной шпаны, широко раскрытой рамкой закидывая их в самое пекло мафиозного противостояния. Тот, кто выжил, — молодец, получает добавку к уровню, здоровью и шансам выжить и далее. Тот, кто помер, — немедленно заменяется одним из тех маргиналов, которые с утра до ночи осаждают нашу замаскированную под казино «малину». Подсуетившись в первые десять минут любой из 14 сюжетных миссий, мы легко обеспечиваем постоянный приток денег, патронов, взрывчатки, аптечек и запчастей для машин, развязывая себе руки для минимального контроля над происходящими то тут, то там перестрелками. Быстрота и натиск, стимулируемые стремящейся попасть в ловушку затяжной позиционной войны ситуацией на улицах города, приветствуются в «Гангстере» гораздо больше, чем все ваши никчемные знания быта итальянской мафиозной Семьи.

The Sopranos, или «Петровка 36.6»
Скудную рутину псевдокриминальной вендетты в «Гангстере» пытаются разнообразить две вещи: вставные миссии-дуэли (которые можно и пропустить) и езда по городу на авто. С нее, наверное, и начнем.
По какому-то дьявольскому умыслу разработчиков автомобили в «Гангстере» могут ездить только по проезжей части улицы, с глухим звоном отскакивая от невидимых глазу тротуарных поребриков. Учитывая совсем не «автомобильную» физику езды местных колымаг, разворот на 180° на улице, состоящей из двух полос, превращается в мучение, понять которое могут только машинисты бронепоездов и водители-дальнобойщики, работающие на девятиосных монстрах. Ни о какой серьез­ной пользе транспорта в таких условиях говорить не приходится. Лишь иногда, когда братву поджимает время, бойцы могут воспользоваться автомобилем как… идущим в нужный район трамваем или троллейбусом.
Вставные миссии — это абсолютная отжимка основного игрового процесса, не нуждающаяся в шелухе рэкета, найма шпаны и хмурой ходьбы всей шоблой по улицам разбитых фонарей. Тут все просто и без затей: на открытом поле высаживают десант ваших бойцов, которые силой своего оружия должны выполнить определенную задачу. Часто на время. Почти всегда — чертовски трудную.
В случае успеха вас ждет премия: новая разновидность бандюгана, уникальный бригадир, какие-либо материальные преференции…
Говоря откровенно, именно вставные миссии, ввиду их запредельной сложности, и представляют основной интерес во второй половине игры, когда до безобразия однородная масса игрового процесса начинает медленно подкатывать к горлу.

La Piovra, или неорганизованная преступность
По совокупности вложенных в нее идей и их реализации, «Гангстер» — рядовая дебютная игра от студии разработчиков, по скудости ума решившей для быстрого старта оседлать скандальную и крайне популярную в народе тему. Небольшой бюджет, блеклый игровой процесс, нелепая смесь стилей и слабо продуманный в мелочах дизайн быстро затмевают козаностовские мотивы, голливудский пафос которых остался лежать на бумаге ранних пресс-релизов.

Gangland / «Гангстер»
Жанр: гоп-стоп стратегия в реальном времени
Издатель в России: Акелла
Издатель за рубежом: Whiptail Interactive
Разработчик: Media Mobsters
Требуется: PIII-600, 128 МB, 3D
Рекомендуется: P4-2400+, 512 МB, 3D
Платформа: ПК
Мультиплеер: LAN, Internet
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не нужно


Рекомендуем почитать: