Game Conventional 2005. Беседа с очевидцами

В этом году город Лейпциг (ФРГ) в четвертый раз стал местом проведения игровой выставки-конференции Game Conventional, все стремительнее приобретающей статус и размах события всеевропейского масштаба. В период с 17 по 21 августа 2005 года залы, где проводилась выставка, посетило около 134 тысяч посетителей (имеется в виду их общее количество, включающее простых геймеров, разработчиков, представителей издательского бизнеса, журналистов). 40 компаний-участниц из 15 стран Европы представили более 280 своих новейших разработок: игр, игровых приспособлений, компьютерного оборудования…

GC 2005
Как и в прошлом году, педантичным немцам удалось создать уникальное, строго структурированное мероприятие, где, ничем не мешая друг другу, сошлись открытая для свободного посещения игровая выставка и выставка программ и оборудования, профессиональная конференция производителей игр, LAN-вечеринка довольно внушительного масштаба и специализированная ярмарка. Кстати, вот еще один рекорд этого года: в конференции приняло участие более 500 специалистов — вдвое больше, чем в 2004.
Хотя атмосфера на Games Convention в корне отличается от E3, посмотреть и тут есть на что: огромное количество стендов и программных продуктов, симпатичные девушки-представительницы фирм, костюмированные представления, презентации новых поколений приставок, устроенные фирмами Nintendo, Microsoft и Sony. Для любителей проводить время более активно в каждом зале устроители приготовили по уникальной забаве: гонки на картингах, гладиаторские бои, лазанье по отвесной стене и так далее… Короче говоря, каждый посетитель и участник Games Convention 2005 мог найти себе занятие по душе.
Завершалась выставка традиционными для подобного вида мероприятий подведением итогов. Набранное из числа немецких игровых журналистов жюри присуждало награды «Best of GC 2005», к которым в этот раз добавился приз зрительских симпатий «Gamer's Choice». Посовещавшись, судьи отметили следующие игры: F.E.A.R (PC), Nintendogs (Nintendo DS), Ridge Racer (PSP), Fire Emblem: Sacred Stones (GBA), Zelda: Twilight Princess (Game Cube), Peter Jackson's King Kong (PS2), Burnout Revenge (Xbox), The Sims 2 (Mobile), Farenheit («Самый новаторский продукт»), Bet On Soldier («Gamer's Choice»).

Интервью
Разумеется, были на Game Conventional и представители отечественной игровой индустрии (кстати, одной из мощнейших в современной Европе) — в Лейпциге побывали сотрудники студий Boolat (Украина), Diosoft и издательств «1С», «Бука», Play Ten и Game Factory Interactive. С последними мы и решили поговорить об их впечатлениях о прошедшей Game Conventional 2005…
На наши вопросы отвечал глава отдела PR и Marketing компании GFI Михаил Кабанов.

В мире ежегодно проводится довольно много выставок и конференций, посвященных играм и игровой индустрии. Часть из них национальные (скорее, локальные), часть — международные (или стремящиеся быть таковыми), часть вообще организованы одной структурой (издательством, фирмой-производителем). Каково место Лейпцигской GC в этом списке? Насколько это локальная выставка, а насколько — уже международная (хотя бы панъевропейская)? Есть ли у нее потенциал стать «европейской Е3»? И нужна ли Европе своя Е3?
– Думаю, вы в курсе статистики посещений Games Convention 2005 — ее посетило больше людей, чем E3 (это правда: в 2005 году E3 посетило «всего» 70 тысяч человек — А.К.), что однозначно говорить в пользу потенциала немецкого шоу. Другое дело, что большинство американских разработчиков и издателей, как показали наши личные встречи, все еще с трудом пересекает океан.­ Наверное, их сильно укачивает, потому и не плавают. Что, впрочем, никак не уменьшает значимость того факта, что GC — крупнейшая игровая выставка-шоу на территории Европы.
Опять же: Европа не то чтобы отстает от американских коллег. Что издателей, что разработчиков здесь достаточно — возьмем, например, французскую Ubisoft во главе с Ивом Жильмо (Yves Guillemont) — весьма крупная компания. Вопрос в установлении паритета. Когда здесь появится ясность? Давайте еще немного подождем (год? два?) и вернемся к вопросу.

Продолжая тему национального и регионального. Существует ли вообще, если судить по виденному вами в Лейпциге, само понятие «играть по-европейски»? Или это надуманно и жители Старого света мало чем отличаются в своих игровых пристрас­тиях, культуре создания игр и их распространении от американцев и канадцев?
– Отвечая на этот вопрос, следует обратиться к традициям создания игр как таковой. Нырнуть чуть глубже. Традиционно, старая школа — это Европа, а в Америке — как обычно — новые веяния, которые двигаю вперед индустрию. Америка давно перестала быть рынком номер один по ПК-проектом, больше уйдя в «консоли». Складывается впечатление, что в США аудитория моложе — отчего больше стремится к простым играм, а Европа тяготеет к вдумчивым. Можно сказать, что в США царит игровая поп-культура.

Какое место на GC занимали разработчики из России и Украины? Насколько хорошо европейцы знают наши игры, любят ли они их? Или их вообще не интересует — где сделана та или иная игра, пусть даже и сделана она на родине «Тетриса»?
– У разработчиков из бывшего СССР был некий анклав на выставке в Бизнес Центре. Все были рядышком, периодически заходили съесть морковку или выпить чашечку чая. Дружно и с улыбкой покоряли Германию. Конечно, издатели и пресса интересуются русскими играми — ведь мы, по их мнению, можем только пить vodka и есть borsch. А тут — игры, интересное дело. Какие-то проекты, родившиеся на 1/5 суши, уже хорошо знают на Западе, к каким-то — только присматриваются. Полагаю, что укрепление наших позиций в их глазах еще впереди.

При взгляде на рынок отечественных (российских) релизов и локализаций пары последних лет складывается ощущение, что в Европе игры делают только русские, поляки, чехи и украинцы — а издательством и дистрибуцией занимаются русские (на территории бывшего СССР) и немцы. Насколько это соответствует действительности? Были ли в Лейпциге какие-нибудь интересные проекты французских, английских, итальянских разработчиков?
– Немецкий рынок всегда был одним из самых мощных в Европе. Это далеко не новость, что подтверждается и их разработками, и плотными рядами издателей и дистрибьюторов, работающих в регионе. Но говорить, что те же французы (Ubisoft!) ничем не радуют игровой мир — ошибочно. Касательно Италии и, скажем, Испании — да, рынки там чуть слабее. Впрочем, те же ребята из Pyro (сериал тактических головоломок Commandos) — добродушные испанцы.

Завоевав Америку и Японию, приставки и их производители однозначно хотят завоевать еще и Европу. Насколько сильно это ощущалось на GC? Насколько большим интересом приставки нового поколения пользовались у простых посетителей выставки? По вашему ощущению, готовы ли европейские студии создавать игры для PlayStation и Xbox? Готовы ли к этому русские разработчики?
– Консольные позиции всегда были довольно сильны и в Европе — взять, к примеру, Мишеля Анселя (Michel Ancel), придумавшего муравья Реймана (Rayman) и создавшего Beyond Good and Evil (в России — «За гранью Добра и Зла»; 2004, изд. «Бука»). На выставке были стенды и с PSP, и с Nintendo DS, где симпатичные девушки выступали лишь дополнением к hi-tech devices. А игр под консоли европейцы делают в достатке — у них никогда с этим больших проблем не было. Что до нас… Вы знаете, мы еще толком не освоили ПК-разработку, не вытянули общий уровень на достойную высоту, чтобы «распыляться» на приставки. Так кажется лично мне.

Игры от GFI в Лейпциге. По какому принципу были отобраны именно эти проекты, которые вы показывали на GC? Что пользовалось наибольшим успехом? Не заметили ли вы некоторую усталость европейских геймеров и издателей (особенно немецких) от темы WWII?
– Мы возили пять проектов — Jagged Alliance 3D, Officers (в России — «Комбат»), Warfare, Neuro и Rat Hunter (в России — «Крысолов»). Также демонстрировали прототип 4th Battalion. То есть, взяли с собой всю линейку, которая, к нашей радости, у нас сейчас более чем солидная и серьезная.
Говоря о Второй Мировой, вы, наверное, намекаете на «Комбат». Скажу так — этим проектом мы стараемся поставить точку в теме. Наше желание просто — сделать интересный поворот в жанре, в эпохе и более не возвращаться к предмету. Officers 2? Быть может, но это, опять же, будет (если будет) продолжение работы в указанном направлении.
Что до интереса к проектам — то вряд ли мы можем что-то выделить, потому что смотрели все и смотрели с удовольствием. Что-то вызывало на два-три «wow!» больше, что-то меньше, но общий посыл был положительным. Наверное, это не просто так, да? Скоро будут готовы пресс-версии (версии игры, распространяемые среди журналистов — А.К.) наших проектов — сможете убедиться сами в нашей откровенности. Stay tuned!

Хотели бы вы, чтобы выставка, подобная Лейпцигской, проходила у нас в Москве? Нужна ли она нам (российским геймерам, разработчикам, издателям)? Готовы ли мы провести такую выставку на базе, например, КРИ?
– Да, это было бы отлично. Но это — огромная работа, которую могут выполнить только специалисты, индустриальные работники. Если они возьмутся за открытое шоу, сопряженное с тематическими выступле­ниями для специалистов, то может получиться. Опыт недавней КРИ показывает, что здесь еще есть чему учиться, что наматывать на ус. Сделать московское Е3 не так просто. В тот же Лейпциг съезжалась молодежь со всей Германии и Европы. А кто-то поедет посмотреть на игры из Питера? Когда ответ на этот вопрос будет утвердительным, тогда, будьте уверены, родится и предложение со стороны индустрии.

Огромное спасибо за интересные и обстоятельные ответы. Желаем успеха вашему издательству и играм, которыми оно собирается нас порадовать.
– Спасибо вам за интересные вопросы. Надеемся, что сможем еще встретиться и поговорить, ибо тут затронули только один аспект, а их — легион. Удачи вам и роста тиража вашей газете!


Рекомендуем почитать: