Вторяк

Финны – парни хозяйственные. Сделав однажды умопомрачительно красивый движок, они поначалу приделали его к не вполне адекватной игровой основе. Но финны – парни толковые: во второй раз движок пошёл на благое дело, усиленный интересным игровым процессом.

За спичками
Скудная финская земля не балует население какими-то там разносолами. Брюква, рыба, оленина, кофе, спички, папиросы, баня... Появившаяся в конце 2001 года из финских снегов Rally Trophy наделала много шуму как у себя на родине, так и в сопредельных странах, ставя на дыбы как свеженародившееся поколение видеоускорителей, так и нервы геймеров, не привыкших к столь мудрёному и непочитетельному поведению виртуальных болидов.
К счастью, скромные шестьсот тысяч легальных копий, проданные с финского согласия немецкой JoWood, навсегда отвратили ребят из Bugbear от высокодуховной симуляции сильно подержанных машин, кинув несчастных прямиком в пасть хулиганского безумия.
Оно – хулиганское безумие – вспыхнув в 2004 году под именем Flatout, поставило на уши всю заинтересованную Европу – и даже снобскую Америку, спровоцировав вал хвалебных рецензий по обе стороны Атлантического океана, полдесятка ценных номинаций и... несколько миллионов проданных коробок с игрой.

Теперь, на волне успеха, по законам игровой индустрии должен был последовать сиквел. И он последовал. В самом начале обжёгшись на «усложнённости» продукта, в Bugbear не стали придумывать и добавлять в продолжение никаких необычных новшеств. Не пошли они и по пути «того же, но погуще».
Что же сделали финны? Со свойственной северным народам смекалкой и рассудительностью, разработчики слегка обновили оформление, перетасовали компоненты и... выставили геймеру ту же самую игру, из-за повторного употребления приобретшую несколько более изысканный, но куда более пустой вкус.

В хлам
Хотя автомобилей в игре и впрямь стало больше – привлекает отнюдь не это. Гораздо сильнее манит разнообразие представленного гаража, вмещающего теперь совершенно различные по конструкции машины: малолитражки, спорткары, разлапистые трёхлитровые рыдваны, пикапы, джипы... Свести весь этот зверинец воедино показалось кощунством даже никогда не комплексующим парням из Bugbear – поэтому в новинке гоночные соревнования разделены на три независимых части: дерби, рейсинг и ралли. Никаких существенных различий в игровом процессе меж этими дисциплинами нет; всё отличие ограничено участвующим контингентом транспортных средств и, как следствие, – нюансами вождения.
Фактически, аналогом гонок из первой части Flatout на этот раз можно считать соревнования из секции «рейсинг», в которой нас встречают старые знакомые – автомобили средней мощности, средней управляемости и средней же хрупкости.

Да, теперь жизнестойкость машин становится проблемой: на чемпионатах нижнего уровня – скорее абстрактной, а вот в гонках хищных болидов, полулегально замоделированных с известных мировых марок, – вполне осязаемой. Чувствуя себя потомками легендарного лётчика Гастелло, некоторые противники ни за что не упустят шанс испортить вам праздник прицельным тычком в бок.

Жжошь!!!
При том, что противников теперь пересчитали и назвали всяческими грозными именами (с соответствующими биографиями), ездить они лучше не стали. Скорее – наоборот, хотя на первый взгляд небрежность вождения новобранцев в глаза не бросается.
Проблема тут, скорее всего, комплексная. Да, у противников появился индивидуальный стиль – но после его изучения, когда едущий впереди или догоняющий тебя пилот оказывается как на ладони (в психологическом смысле – в первую очередь), обмануть искусственный разум оказывается делом если и не плёвым, то – вполне осуществимым.
Второй нюанс, который стоит учитывать – дизайн новых трасс. Он стал интереснее – безусловно. Изощрённее – наверное, да. Но трассы во Flatout 2 стали... комфортнее. Более беззубыми. Гуманными – если хотите. Прощающими даже самые нелепые ошибки. Если раньше вылет с дороги однозначно был катастрофой, то теперь надо всего-то вернуться в заветный гравийный (асфальтовый, снежный) жёлоб, спокойно продолжая движение к победе. Меньше, значительно меньше стало «мёртвых» поворотов, венчающихся в конце какой-нибудь подлянкой. Если в оригинальной Flatout рестарт трассы был делом обыденным, ведущим геймера к тщательному изучению трассы, выискиванию всех её нюансов и подбору оптимального скоростного режима, то треки Flatout 2 очень часто можно пройти с первой же попытки, отдавая на «обживание» дорожного полотна лишь первый круг заезда.

Наконец, внимательный глаз не может не заметить изменившийся физики игры. Конечно, даже оригинальная Flatout не строила из себя симулятора, наплевательски относясь и к повреждениям авто, и к различию дорожных поверхностей (кроме, разумеется, вопиющих случаев: болото, снег, лёд...). Но: в первой части игры никакой, даже самый опытный, геймер не мог себе позволить использовать нитровпрыск в любой точке трека. Только на прямых, только тщательно контролируя внезапно осатаневший болид, только зорко вглядываясь во вздувшуюся пузырём перспективу... Теперь – всё иначе: слоноподобная поступь большинства машин крушит препятствия, вспарывает заторы на дорогах, лезет по крышам запоздавших конкурентов. Уверенные в себе, машины Flatout 2 уже через несколько секунд после старта вспыхивают бенгальскими огнями нитровзрывов, уносясь от зазевавшейся тусовки в прекрасную даль. Геймер, впрочем, не обделён вниманием: сбив пару щитов, стеклянных помостов, сараев, домов, лавочек и прочего общегражданского мусора, он тоже получает дозу адреналиновой смеси, которую может тут же с наслаждением залить в движок своего железного конька-горбунька.

Д-д-дерби
Нельзя сказать, что происходящее выглядит отвратительно. Происходящее выглядит здорово, феерически, умопомрачительно, великолепно, интересно...
Но. Flatout была слишком уникальной и самобытной штукой, поразившей миллионы сердец именно своей неангажированной простотой и отстранённостью от именитых «как бы конкурентов». Почему же во Flatout 2 под знакомой обёрткой нам предлагают отведать да – шикарную – но уже утомившую приставковладельцев серию Burnout?! Ведь именно оттуда, товарищи финны, вы взяли нехорошую тенденцию держать нитровпрыск нажатым от старта до финиша! Ведь именно их богу зрелищности вы продали умнейший и тончайший баланс между фантастической ерундой и скрупулёзным выполнением законов физики...
Впрочем, возможно, в Bugbear считают, что гонки – лишь приятное приложение к главному фирменному баловству серии Flatout: водительско-садистским соревнованиям на любой вкус, цвет и запах...
Тут продолжению есть чем гордиться: по мере продвижения по карьере (и всё-таки нет – гоночный компонент во Flatout 2 играет тоже очень важную роль), геймеру открываются самые неугомонные образцы авторской фантазии Bugbear: цирк, покер, кёрлинг, футбол, баскетбол, бейсбол и... Destruction Derby.
Старая гвардия гонщиков-экстремалов хорошо помнит эти волшебные слова, реагируя на них, точно полосатый слон – на звуки флейты и капли рыбьего жира. Destruction Derby – золотые воспоминания детства. Страшные – как всё, что шло в разрешении 320×200, но – прекрасные. Многочисленные поляки, венгры и прочие дружественные им восточные европейцы со страстью, но – без уменья пытались возродить культовую драку на автомобилях. С прискорбием сообщаем, что не удалось это сделать и финнам: да, в целом Destruction Derby, как некая абстрактная концепция, целиком и полностью лежит в рамках возможностей серии Flatout. Но на деле...
Грубо говоря – не цепляет. Нет драйва. Нет форса. Некрасиво. Неинтересно. Просто тупо.
Извините.

С пользой для здоровья
Остальное – если говорить без обиняков – мелочи. Картинку слегка приукрасили, а буйный нрав графического движка усмирили – и теперь спарка «Flatout+жаркое лето» уже не является смертельной для некоторых особо одарённых видеокарт. Музыка... Кто-то говорит – хуже. Кто-то – попсовей. Кто-то замечает в новом саундтреке Flatout 2 нотки серии NFS (относится, кстати, не только к звуковому оформлению игры). Что ж. Мабуть, мабуть...
Единственная серьёзная обида на «обвязку» игропроцесса Flatout 2 по-прежнему касается сисемы апгрейдов. Как и в оригинале, нас ждёт суровая плановая экономика: ставьте «то» «туда» по строго отмеренной цене. Обратно товар не принимается и не обменивается. Новая машина – новые запчасти. Старое – отдайте детям в детдом. До свидания!
На вкус новая Flatout 2 напоминает... чай-вторяк. Да, ориентированные на тонкие ощущения китайцы называют повторную заварку более качественной, выискивая в ней новые ароматы и послевкусия.
Но мы – не Китай. Вторяк – это вторяк. Более жидкий вкус, менее насыщенный цвет, слегка мутноватая консистенция. Да, наверное, кому-то, берегущему своё здоровье, повторная заварка и кажется предпочтительней. Но мы, привыкшие к более забористым ощущениям, этот напиток пьём только по лености, за компанию или перед сном...

Flatout 2
Жанр: экстремальные аркадные гонки
Разработчик: Bugbear Entertainment
Издатель: Vivendi Games
Издатель в России: «Бука»
Платформы: ПК
Требуется: P3-1000, 256 Мбайт, 3D (DirectX 9.0)
Рекомендуется: P4-3000+, 1024+ Мбайт, 3D (DirectX 9.0)
Мультиплеер: LAN, Интернет
Сложность: невысокая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: