Больше, чем футбол

Расстрельный список нововведений в FIFA Football 2005 оказался слишком хорош, чтобы предавать его публичной анафеме даже после месяца непрерывной игры. Да, благодаря ему игра окончательно превратилась в недорогой (слово «дешевый» все-таки неуместно) балаган, с точки зрения ярых сторонников симуляции «ногомячизма» полностью и бесповоротно «сливающий» японскоподданному Pro Evolution Soccer 4 (официальное подтверждение этому факту пришло от организаторов Electronic Sports World Cup, избравших «футбольной дисциплиной турнира» именно PES 4). Однако, положа руку на сердце, в футбол играют кожаным мячом на траве, а на компьютере и приставках играют в видеоигры. А уж как видеоигра FIFA Football 2005 даст фору кому угодно…

Зачем?
Откровенно говоря, игры, в названии которых присутствует числовое обозначение года, давно пора выделить в отдельный жанр, рецензирование которого будет заключаться в заполнении журналистом-обозревателем таблицы «было / стало» и прописывании галочек на позициях «обещали / выполнили». Microsoft Flight Simulator, Unreal Tournament, NHL, NBA Live, FIFA Football, Norton Antivirus — теоретически эти продукты давно уже потеряли свое лицо, превратив его в аморфную маску медленно кочующих и размножающихся путем самооплодотворения опций, функций и возможностей. Покупка игр и продуктов с числовым обозначением года в названии давно уже перестала быть самоценной идеей, превратившись в: во-первых, ярмарку тщеславия (“Вы уже поставили себе MS Office 2006? Нет? Фу, какой позор!”), во-вторых, параноидальную зависимость, патологическую боязнь упустить в жизни что-то важное — и это при четком осознании, что ничего «важного» или «нужного» именно вам в этих игропродуктах уже не появится.

Конечно, у годономерных релизов есть один крайне специфический тип покупателя, которому они действительно нужны — это неофит, приобретший компьютер или приставку прямо сейчас и не имеющий за душой коллекции предыдущих серий.

FIFA 1998—2005
Склероз — страшная сила, но будучи счастливым обладателем всех игр серии FIFA Football за последние восемь лет, я могу ответственно заявить, что FIFA Football 2005 — далеко не худшая из сериала. Далеко не худшая…
Самая темная сторона новой FIFA, как ни странно, заключается в ужасающем качестве графики. На лицах футболистов — месиво, модели — чистый завод по производству целлулоидных пупсов, разрешение текстур таково, что закрадывается дурная мысль о первородности среди данного многоплатформенного проекта версии для мобильных телефонов. Сравнивая графику с прошлым годом, можно смело сказать: хуже! Хуже, чем в 2003, 2002, 2001, 2000 и, даже, 1999 году — к счастью, только в статике. Ибо анимация — да, хороша. Оттащив камеру обзора на максимально далекое расстояние, в FIFA Football 2005 можно играть без спасительного тазика под рукой, просто истерично закрывая глаза во время «телевизионных» видеовставок.
Зато пользовательский интерфейс FIFA Football 2005 — лучший в этом тысячелетии. Его можно было бы даже назвать «примитивным», не существуй в природе пословиц «Краткость — сестра таланта» и «Все гениальное — просто»: пара движений или нажатий геймпадом или мышкой — и мы уже там, где и должны быть. Не пугает даже некоторая малогабаритность части таблиц, из-за чего приходится активно пользоваться боковыми бегунками, и невозможность работы со всем составом команды сразу — а только «в игре», «на замене» и «резерв».
В численном, музыкальном и «увеселительном» исчислении FIFA Football 2005 опять же никак не тянет на аутсайдера пятилетки. Наоборот: по заверению EA Sports, в этом году геймер сможет порадоваться управлению любым из ПЯТНАДЦАТИ ТЫСЯЧ профессиональных футболистов, поиграв в двух дюжинах лиг за любую из четырех сотен команд. Аутентичные эмблемы, трусы, гетры и стадионы — прилагаются.

А еще во время игры на откидывающихся с левого нижнего края язычках геймер сможет обнаружить названия 38 специально лицензированных под FIFA Football 2005 музыкальных композиций (две скрытые), прикупить за «баллы личностного роста» две дюжины праздничных комплектов формы лучших клубов мира, дюжину не менее праздничных мячей и вызвать на обслуживание товарищеского матча «Пахтакор-ЦСКА» (обе команды руководством EA Sports цинично проигнорированы, но очень умелые руки энтузиастов уже вовсю обрабатывают FIFA Football 2005 программными напильниками и плоскогубцами) Пьерлуиджи Коллину, известного простому миру как «дядько Фантомас»… Короче говоря — народу нравится, маркетинговый отдел Electronic Arts улыбается.

Как бы
Тем не менее, в перерывах между любованием интерфейсом, прослушиванием животворящих композиций на романских языках и рассматриванием модели Коллины FIFA Football 2005 предлагает сыграть в футбол. Точнее — в то, что должно создавать в мозгу геймера ощущение «футбола»…
Это, кстати, очень тонкий момент: сколько ни работай пальцами вокруг корпуса геймпада, реальными футбольными финтами наш разум их не посчитает. А вот если ткнуть в лицо геймера эмблемой любимого клуба — этак, без стеснения — на три четверти монитора, а потом подложить соответствующую музыку, а в конце обернуть все действо ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ о футболе — вот тогда разум выкинет красно-белый флаг и заорет со всей мочи «Оле!».
FIFA Football 2005 нафарширована НАШИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ о футболе как ни одна FIFA Football до этого. На поле — можно почти все: пасовать верхом, низом, на ход, вразрез, в ноги, бить верхом, низом, головой, через себя, с лета, в подкате, в прыжке, хватать за майку, делать подножки, толкаться, обводить, финтить. Новинка этого сезона — система First Touch — отправила в помойку, казалось бы, вросшие в плоть серии однообразие атак и неповоротливость футболистов вне зависимости от громкости имени, вышитого на их майках. Конечно, для полного счастья нужен геймпад, но это правило действует в серии FIFA Football уже добрых четыре года — пора бы и привыкнуть, сделав соответствующие выводы и покупки.

В ответе за все
Главная гордость FIFA Football 2005 — второе, гораздо более удачное, нежели в 2003 году, пришествие режима «Career». Преодолев подсознательную маркетологическую боязнь столкнуть лоб в лоб свой футбол и свой футбольный менеджер (серию Total Club Manager), EA Sports, наконец, осознала, что обычной склейкой нескольких сезонов национальной лиги карьере тренера не обойтись.
На этот раз геймеру предлагают на протяжении 15 сезонов проработать тренером футбольного клуба, начав свой путь с самого дна европейских чемпионатов. Понимая, что самое ценное в игре — преодоление, разработчики FIFA Football 2005 постарались сделать все возможное, чтобы процесс не казался рутинным с самого старта и до финиша: при комплектовании состава на матч значительную роль стали играть такие характеристики футболистов, как возраст, усталость, моральных дух. Теперь уже недостаточно выбрать из 20 человек 11 самых ловких и умелых, гоняя их от ворот до ворот весь сезон — постоянная ротация кадров и создание условий, при которых эта ротация будет проходить безболезненно для качества игры команды — вот задача для геймера в режиме «Career».

Помогать в этом деле ему (геймеру) будут начисляемые за победы баллы, на которые можно улучшить характеристики «вторичных» тренеров: вратарских, тренеров полузащитников, защитников, медперсонала, скаутов и физруков — всего восемь наименований футбольно-обслуживающего персонала. А еще можно прикупить или обменять футболистов — тоже неплохой способ укрепить тылы.
В целом, именно режим «Career» вносит в FIFA Football 2005 осмысленность существования, благодаря которой игра пусть и не становится более «реалистичной», но более «футбольной» или, скорее, «засасывающей через футбольную тему» — безусловно.

Не надо футбола
Сравнивать плюсы и минусы FIFA Football 2005 на фоне плюсов и минусов Pro Evolution Soccer 4 так же бесполезно, как бесполезно сравнивать спринтера и стайера, тактика и стратега, художника и шаржиста. Нет никаких сомнений в том, что краткий миг матча в PES 4 выглядит даже не в разы — на порядки предпочтительнее такового в FIFA Football 2005. А сезон? Или — тем паче — ряд сезонов? То-то и оно, что держать на жестком диске FIFA Football 2005 оказы­вается выгоднее: эта игра не так сильно приедается, она требует меньше физических и умственных усилий, она, наконец, не претендует на сколько-нибудь существенное место в жизни. Не столько копируя, сколько пародируя футбол на потеху и радость публике, FIFA Football 2005 оказывается выше и больше его…

FIFA Football 2005
Жанр: футбольный праздник каждый день
Издатель: Electronic Arts
Дистрибьютор в России: Софт Клаб (ПК- и PS2-версии)
Разработчик: EA Sports
Требуется: PIII-700, 128 MB, 3D
Рекомендуется: P4-2400+, 256+ MB, 3D
Платформа: ПК, PlayStаtion 2, Xbox, GameCube, PlayStation 1, GBA, N-GAGE
Мультиплеер: Modem, I-Net,на одном ПК
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не обязательно


Рекомендуем почитать: