Вне времени, вне игры

Четыре года назад, когда молодая итальянская студия WayWardXS Entertainment выпустила свой первый футбольный менеджер Gianluca Vialli’s European Manager, в жанре давно и заслуженно царствовала серия Championship Manager. Мало что изменилось и сегодня: бывший издатель, Eidos, не смог задушить желание британцев делать самый лучший менеджер — пусть и под новым именем, a EA Sports медленно, но верно подгребала под свой Total Club Manager сомневающуюся аудиторию…

Потеря легкости
Зато изменения видны в самом Gianluca Vialli’s European Manger, который теперь продают под более обтекаемой маркой Euro Club Manager — и изменения эти далеко не в лучшую сторону.
Видите ли, Gianluca Vialli’s European Manger был «старорежимным» футбольным менеджером времен 286-х процессоров: ярким, простым, не заморачивающим геймера сотней лиг и миллионом опций. Сейчас такое делают разве что для смартфонов и КПК. В Euro Club Manager простота осталась. Но вот веселье и дебютантский задор сменились такой непробиваемой серьезностью, будто в WayWardXS и впрямь решили «убить» Football Manager: строгие цвета, прямые линии меню, негнущийся, жутко неудобный в мелочах интерфейс…

Механизм
Собственно, разобраться в хитросплетениях Euro Club Manager нетрудно — за отсутствием таковых. Версия, оперирующая сезоном 2005—2006 годов, позволяет поучаствовать в национальных клубных чемпионатах восьми стран Европы: Англии, Германии, Испании, Италии, Франции, Голландии, Швеции, Польши. Почему Польши, а, например, не Украины (Россия уж ладно — бог с ней) — решительно непонятно. Режимов игры три: «Карьера» — где геймера бросают в какой-нибудь незадачливый евроклуб (выбор из трех вариантов) с мало-мальски почетной задачей; «Свободная игра» — где вы сами можете выбрать себе место работы по вкусу (иди хоть в «Челси» — никто и слова поперек не скажет) и «Случайный выбор» — где выбор местоположения менеджерского кресла для вас подберет слепой жребий.
Финансовая система игры основана на том, что геймер является не владельцем клуба, а лишь главным тренером — наемным работником. Поэтому не стоит удивляться, когда вас не допустят до банковских счетов, ограничив небольшой ежегодной суммой для сезонных трансфертов, которую придется пополнять не только традиционной продажей игроков, но и выручкой с билетов на матчи и деньгами спонсоров. Тратить деньги, впрочем, можно тоже не на одних лишь спортсменов. Euro Club Manager, как и все «древние» менеджеры внимательно относится к развитию инфраструктуры клуба и, особенно, стадио­на. Впрочем, расширение трибун и постройка новых ярусов сидячих мест могут отойти на второй план — когда в штатном расписании клуба зияют огромные дыры незанятых должностей врача команды, верховного скаута или предводителя фанатской торсиды…
Работа с составом команды в Euro Club Manager весьма лаконична и проста в употреблении. Базовая единица, игрок, обла­дает двухступенчатой системой параметров и атрибутов. На ее дне покоится весьма внушительный список из двенадцати номинаций (Strength, Ability, Creativity и т.д…), а на переднюю панель выведены всего четыре суммирующие информацию оценки: качество игры в обороне, центре поля, нападении и окончательно усредняющий все рейтинг.
Кроме цифр, у каждого игрока есть значок, кратко описывающий его амплуа на поле (вратарь, защитник, полузащитник, нападающий).

Дело тренера боится
Аналогично оформлены и прочие части игры. Тактические построения — с полудюжиной стандартных построений, тактикой нападения по флангам или по центру, настроем на длинный-средний-короткий пас и медленный-средний-быстрый темп игры. Рынок трансфертов и заключения контрактов — со стандартным выкупом контрактов, вербовкой свободных агентов и прочими прелестями, вроде надбавок за забитые голы, голевые передачи и получения звания «лучший игрок матча».
Наконец, сама презентация матча тоже выполнена легко и по-спартански. Поле, с возникающими то тут, то там иллюстра­циями острых моментов, иконки увеличения-уменьшения скорости и весьма необычный «градусник» эмоционального состояния главного тренера. Видимо, в Италии, как и в России, тоже принято истерично бегать по кромке поля и орать «Фланги! Фланги кройте, ё-моё!».
Существенной добавкой можно считать разве что многослойную систему тренировок, включающую помесячный план и пять типов тренингов.
Вторым — и последним — новшеством в сезоне 2005—2006 гг стало появление возможности страховать игроков команды на случай их безвременного выпадения из основного состава. Теперь травма ключевого нападающего если и не будет полноценно восполнена зеленым новичком из «дубля», то хотя бы принесет на счет клуба небольшую финансовую компенсацию.

Не взлетит
Руководствуясь законами абстрактной объективности, следовало бы, наверное, сказать, что игра не заслуживает сколько-нибудь разгромной критики. А что? Менеджер? Менеджер. Футбольный? Футбольный. Неплохой? Нормальный — в рамках жанра держится без усилий извне…
Беда, однако, в том, что Euro Club Manager является глубоким и откровенным анахронизмом, типа самолета братьев Райт во времена господства «Боингов» и «Эрбасов». Сейчас так уже не делают (хотя технически, разумеется, могут) — ибо просто бессмысленно.
В итоге, Euro Club Manager — это футбольный менеджер, которого вполне могло бы и не
быть. И никто бы, поверьте, этого не заметил бы…

Euro Club Manager 05/06 / «Менеджер футбола: Чемпионат Европы»
Жанр: футбольный менеджер
Издатель: нет
Издатель в России: «Акелла»
Разработчик: WayWardXS Entertainment
Требуется: PII-300, 128 MB, 3D
Рекомендуется: PIII-800+, 256+ MB, 3D
Мультиплеер: нет
Сложность: средняя
Знание английского: не нужно


Рекомендуем почитать: