Имперский марш

В 1996 году никто не хотел связываться с созданием игр для Windows 95. То есть поиграть на новомодной ОС, конечно, было можно — DOS-приложения запускались, не требуя взамен ни услуг, ни взаимности. Но вот с игровым эксклюзивом у Windows 95 было плохо. И тем не менее, в 1996 году студия Mindscape решилась на подвиг...

Она создала игру, вобравшую невозможные фантазии, на которые способны только люди творческие и безумные: вселенную Warhammer, трёхмерную графику (ни ускорителей, ни Direct3D ещё не было!), жанр тактической стратегии... Это было начало новой эры.

Тотальная победа разума
Вспоминая корявые отряды гоблинов из Warhammer: Shadow of the Horned Rat и вглядываясь в ослепительно торжественные ряды драгунов из Empire: Total War, хочется выть от восторга. И благодарить, благодарить Mindscape, которая не побоялась дебютировать на Windows 95 с проектом попсового варгейма, благодарить Bungie Software, подхватившую знамя в своей серии Myth, и, разумеется, благодарить студию The Creative Assembly, которая серией Total War выпестовала жанр из стычек спрайтовых отрядов на плоских картах Японии до величественной машины, легко моделирующей весь XVIII век с детализацией до последнего солдата.
Shogun: Total War, Medieval: Total War, Medieval: Total War — Viking Invasion, Rome: Total War, Rome: Total War — Barbarian Invasion, Rome: Total War — Alexander, Medieval 2: Total War, Medieval 2: Total War — Kingdoms — послужной список студии The Creative Assembly и перечень проектов серии Total War таков, что это привело в восторг даже крепких профессионалов с исторического канала ВВС, взявших на вооружение движок и механику игр для визуализации своих телерассказов. Стоит ли говорить, что новая Empire: Total War была принята с восторгом сразу, всеми и безоговорочно. Что, собственно, того стоило.

Лучшая из серии лучших
Звёзды, предвестившие рождение Empire: Total War сошлись в самом правильном, самом благоприятном месте: красивейший графический движок, позволивший отрисовывать тысячи высокодетализированных моделей со всеми спецэффектами (стрельба, огонь, дым, кровь) на бескрайних полях; сюжет, основанный на самом великом столетии в истории человечества — XVIII: зарождение империй, передел мира, далёкие страны, войны, романтизм, тотальное перевооружение, многомесячные морские путешествия... Наконец, игрокам Empire: Total War повезло с искусственным интеллектом соперника, умеющим управлять махиной многонационального государства не хуже королей прошлого и дающим геймеру такие уроки тактического мастерства, которые, казалось, созданы под руководством лучших военачальников эпохи Ампира.
Всё это — позволяет писать об игре исключительно в высоколитературном ключе, таком, какой диктует появившийся в то время (XVIII век!) жанр военных мемуаров...

Рассказ о том, как...
...бравые солдаты британского короля раскатывали разную сепаратистскую сволочь .
Итак, наша армия стоит против армии сепаратистов, разделяет нас только речка. У врага четыре пушки против наших двух. А ещё у них достаточно пехотных отрядов, чтобы держать единственный брод долго. Очень долго. Их драгуны обучены стрелять с седла — тоже неприятный сюрприз... Отправлять все наши отряды на штурм брода глупо, под огнём артиллерии это будет стоить дорого.
Однако: нормальные герои всегда идут в обход. А мы разве ненормальные? Второй брод за лесом никто не охраняет.
Вся наша армия, оставив взвод егерей для страховки в лесочке на случай вражеской контратаки через брод, под вялые постреливания вражеской артиллерии, пошла в обход. Первыми до брода дошла кавалерия. И вдруг из лесочка шмальнули траперы. Да, на карте никаких траперов не было — и это большая новость для ветеранов, привыкших к правдивости тактических карт! Значит, первое нововведение — засады.
Засада! Офицеры армии и два взвода гусар понеслись с налёта на засадный отряд траперов. Сверкнули шашки, пошла рубка. Траперы быстро побежали, гусары пытались догнать их по лесу, но куда там. Однако в нашей армии был взвод драгун. Они проскакали вперёд, спешились и дали залп по бегущим траперам. Враг выдвинул своих драгун на помощь траперам, но они не успели. Наши драгуны снова сели на коней и рванули назад. Драгуны врага пытались преследовать, но, увидев впереди порядки разворачивающейся армии, быстро ретировались. Враг повёл перестроение. Пехотные полки переместились от брода, которому никто уже не угрожал, к новому направлению угрозы. У брода осталась артиллерия — все четыре вражеских орудия — и взвод драгун.
Да, враг догадался оставить взвод на охрану пушек. Пушки врага могли стрелять по нам, но расстояние было приличным. Зато наши пушки, хоть и две, были развёрнуты прямой наводкой. Пушки били по врагу. Били пушки весьма слабо. За несколько минут обстрела в упор из двух орудий у врага погибло не более семи человек.
Время шло, а результата не было. Тут решил проявить себя отряд егерей, оставленный на той стороне реки в засаде и скучавший до этого времени. Через реку он видел отряд драгун в 24 человека и четыре пушки. Егерей было вдвое больше и они решили рискнуть. Всё же 45 ружей против 24-х драгунских... Если выгорит — всю артиллерию врага перебьём.
Солдаты короля не боятся смерти! Егеря в одиночку пошли в холодную воду, вражеские драгуны, заметив их, побежали на перехват. От драгун егеря ожидали перестрелки: хоть конные, но всё же стрелки. Но драгуны не стали тратить время на бесполезную стрельбу и, выхватив палаши, врубились в ряды егерей. У егерей не было штыков, но их было в два раза больше. Кто-то получал прикладом в голову и валился кулём на землю... На несколько секунд показалось, что егеря смогут взять верх — их всё же было в два раза больше. Но палаши сверкали смертоносно, и егеря умирали слишком быстро.
Когда стало понятно, что поражение неизбежно, егеря побежали. Рейд по тылам сорвался, второй вражеский драгунский отряд вернулся назад.

Ситуация продолжала оставаться сложнейшей — две укреплённые позиции, силы примерно равны, идти на штурм никому не хочется. Враг, засевший ещё и в здании ратуши, был готов отстреливаться из окон. И тут у нашего командира рождается план: всё или ничего. У врага из кавалерии оставался один драгунский взвод — плюс остатки второго, с которым бились егеря. А у нас было два гусарских взвода, генеральская охрана и взвод драгун. Оставив драгун в лесу на случай возможной реакции и взяв с собой лихих гусар, генерал тремя отрядами ринулся к вражеским пушкам. Враг встал так, что пролететь к пушкам можно только вдоль его строя. Вражеская пехота подняла ружья, дала залп и... несколько гусар рухнули с коней подбитые шальными пулями. Зато остальные проскочили. Во имя короля — РУБИ!
Гусары и охрана генерала кинулись рубить орудийную прислугу. Второй гусарский отряд сразу отсёк отступление оставшихся драгун. После боя с егерями ряды драгун поредели, да и палаши не чета гусарским саблям. Пошла кровавая баня. Противник, видя, что творится что-то ненормальное, выдвинул второй отряд драгун на защиту артиллерии, дав команду сближаться ещё двум отрядам пехоты из тыла.
Действие продолжало разворачиваться вокруг артиллерии сепаратистов. Гусары рубили орудийную прислугу яростно. Вражеский отряд драгун, пришедший на помощь, в этот раз не стал хвататься за палаши. Трезво оценив их эффективность против гусарских сабелек, егеря дали дёру! Но наши гусары, потеряв ещё нескольких, лавиной врубились и в этот полк. Тем не менее, драгуны рубились с гусарами и, чья возьмёт, было ещё не ясно — потрёпанные гусары или целые драгуны. Пришлось срочно передислоцировать второй гусарский отряд, кинув его на помощь своим товарищам. С артиллерией продолжал воевать сам генерал со своим отрядом.
Гусары почти дожали драгун, но тот подошли два отряда вражеской пехоты — ЗАЛП! Гусары и охрана генерала начали падать с коней. Но дело уже было сделано — вокруг орудий у врага лежат одни трупы, кто-то убегает. И главное — у сепаратистов больше нет артиллерии.
Остатки кавалеристов, сделав дело, рванули к своим. Вернулось всего около десятка человек из более чем шести десятков. Зато у врага теперь нет артиллерии, нет кавалерии. Противник начал отход за лесок и разорвал видимость прямой наводки.
Это было очень, очень плохо: оказалось, что в пылу боя шальной отряд перестрелял всех лошадей, управляющих движением наших пушек. Артиллерия замерла недвижным грузом на неудобных позициях, а враг стремительно прятался за стенами ратуши.
Тактических манёвров больше не осталось — пришло время вступить в бой пехоте и посмотреть кто крепче. Под звуки труб наши воины двинулась на сепаратистов. За короля, за Британию!!! Штыки в штыки — кто кого?
Силы были примерно равны, но у нас, кроме обычной пехоты, имелись два отряда императорской гвардии и один отряд шотландских горцев. Повсеместно перейдя в штыковую атаку, наши начали теснить врага. Один за другим отряды сепаратистов бежали в страхе. Только в здании ратуши отряд мятежников стоял нерушимо. На него было выдвинуто три отряда стрелков, но через окна они стреляли плохо, а сепаратисты отстреливались просто отлично.
Наш генерал осмотрел поле боя взглядом победителя (смешались в кучу люди, кони) и... Оставшиеся гвардейцы, примкнув штыки, ринулись в здание ратуши — и там закипела яростная схватка. Бой был кровавый и долгий, но вот — остатки сепаратистов, дрогнув, выскочили из здания и побежали.
Победа!

Empire: Total War
Жанр: глобальная тактическая стратегия
Разработчик: The Creative Assembly
Издатель: Sega
Издатель в России: Софт Клаб
Платформы: ПК
Требуется: Core 2 Duo, 1024 Мбайт, 3D
Рекомендуется: Core 2 Duo+, 3072+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: Интернет
Сложность: Настраиваемая
Знание английского: Не требуется


Рекомендуем почитать: