Водный мир

Ни для кого, хотя бы минимально знакомого с наукой географией, наверное, не является секретом тот факт, что Россия — страна скорее сухопутная, нежели морская. Несмотря на обладание уникальной речной сетью и «портом семи морей» — городом-героем Москвой — среднестатистический житель Екатеринбурга, Тюмени или Пензы вряд ли видит настоящую «большую воду» чаще раза в год. Тем временем, русская культура и ментальность отнюдь не лишены тяги к морским приключениям — многочисленные романы, повести и рассказы о путешествиях по океанам были популярны всегда, хорошо продаваясь и по сей день. Что же касается такого модного направления в сфере водных видов отдыха, как дайвинг — погружения с аквалангом в морские пучины — то, пожалуй, именно в нашей стране он стал популярен ранее всего — спасибо великому русскому фантасту А. Беляеву и его роману «Человек-амфибия».

Вообще, конечно, стоит признать, что обывательский взгляд на подводные авантюры сформирован тремя основными источниками (в хронологическом порядке): фантастическим романом Ж. Верна «20 тысяч лье под водой», уже упоминавшимся «Человеком-амфибией» и серией научно-популярных телеизысканий Жака-Ива Кусто (Jaque Yves Cousteau). Выходя за их четко очерченные пределы, автор рискует быть не понятым, а его произведение (продукт?) — как минимум, коммерчески неудачным.
Интересно, насколько хорошо понимают это сотрудники студии BiArt, вознамерившееся порадовать нас симулятором вольного дайвера Diver: Deep Water Adventures (далее — просто Diver)?

Теория глубинного дайвинга
Собственно, у нашего изначального пессимизма имеются три довольно веские причины.
Во-первых, нас настораживает довольно высокая себестоимость проекта, будь он выполнен без каких-либо значительных компромиссов. Судите сами: красота подводного мира будет играть в подобном симуляторе очень важную роль — и хватит ли у программистов BiArt знаний и желания делать высококачественный графический движок — вопрос пока актуальный (виденные нами скриншоты и видеоролики не позволяют ответить на него однозначно). Далее. В подобной, ориентированной на серьезность и реалистичность, игре не обойтись без тщательной проработки вопросов лицензирования брендов. Маски, ласты, гарпуны, фотоаппараты, оборудование с известными всем увлекающимся дайвингом людям логотипами создадут гораздо более «правильную» атмосферу, нежели выдуманные дизайнерами имена фирм-производителей. Однако это тоже может стоить денег — и немалых. Наконец, нельзя забывать, что BiArt старает­ся сделать именно симулятор дайвера, а не Descent под водой, не Doom с гарпуном и не аркаду про приключения боевого батискафа — а значит, перед разработчиками встает серьезнейшая задача создания сложнейшего физического движка, упрятанного в оболочку скрупулезно выстроенного игрового процесса.
Именно взаимодействие физики и игрового процесса кажется нам второй серьезной причиной возможной непопулярности Diver.
Начнем издалека: сейчас в индустрии видеоигр сложились следующие стандарты подвидов жанра симуляторов: спортивные симуляторы — на деле представляющие собой сильно видоизмененную стратегию в реальном времени с возможностью единовременного контроля поведения одного дружественного «юнита» (игрок с мячом/шайбой), авиа/авто/мото/танковые симуляторы — на деле представляющие собой симуляторы процессов с «реалистично» усложненной системой контроля за происходящим на экране, симуляторы бокса и единоборств — на деле представляющие собой аркадные игры с присущей им необходимостью запоминания выигрышных комбинаций нажатий и манипуляций геймпада, симуляторы гольфа/бильярда/дартса/рыбалки/охоты — на деле представляющие собой программы, эмулирующие процессы с целью симулирования геймером состояния, присущего человеку, вовлеченному в тот или иной вид деятельности.
Непонятно? Попробуем объяснить проще. Симуляторы гольфа, бильярда, охоты — они не про ПРОЦЕСС охоты, игры на бильярде и в гольф как таковые, а про ОЩУЩЕНИЯ, возникающие от охоты, игры на бильярде и в гольф. И надо честно признать — удается эта «симуляция ощущений» пока очень плохо: карикатурно и скучно, с игровой точки зрения. Единственный коммерческий успех подобного типа игр — серия Deer Hunter (та самая пресловутая охота на оленей — притча во языцех для всех «эстетически одаренных» геймеров и разработчиков), очень удачно передавшая ощущения неторопливости поиска, выслеживания и выцеливания дичи в лесу.
Опасения относительно успеха Diver строят­ся у нас на том, что игра от BiArt — это имен­но симулятор ОЩУЩЕНИЙ (как Deer Hun­ter), а не ПРОЦЕССА (как, например, «Ил-2. Штурмовик»). Скуку и плохую проработ­ку неуловимых нюансов игровой атмосферы­ в Diver невозможно «заполировать» усложне­нием «реализма». Упрощение же «реализма» также будет для этой игры губительным.
Кстати, все эти «упрощения» и «усложнения» — не какие-то абстракции в голове критика-рецензора, а конкретные цифры продаж. Тут Diver напоминает нам гипотетически возможный симулятор хоккея от первого лица. Если бы он был создан слишком «правильным» (классная физическая модель, очень подробное управление, имитация ощущений через графические спецэффекты — например, двоение в глазах после столкновения у борта), то, возможно, собрав неплохую прессу и отзывы у серьезно увлекающихся настоящим хоккеем геймеров, такой хоккей оказался бы совершенно не нужен большинству, просиживающему дни и ночи над EA Sports NHL. Однако окажись наш гипотетический FirstPerson-NHL этаким «Quake на льду», его бы уже разорвали критики и «настоящие фанаты» хоккея с шайбой — особенно будь они предварительно накачаны сверхоптимистическими прокламациями пресс-службы издателя игры.
Говоря все это, мы ни в коей мере не хотим как-то обидеть сотрудников студии BiArt. Однако мы действительно удивлены тем желанием рисковать, причем рисковать в самом дебюте своей «игростроительной» карьеры, какое демонстрирует BiArt, трудясь над проектом Diver: Deep Water Adventures.
Впрочем, может быть, не все так уж и страшно. Особенно — если взглянуть на концепцию игры с практической точки зрения…

Водяная авантюра
Дабы обеспечить успех игры у самого широкого круга публики, разработчики из BiArt постарались совместить в Diver сразу несколько… не то чтобы полноценных жанров, но — пластов с различными игровыми задачами. Связующей основой проекта служит отнюдь не симулятор, а некое подобие экономической стратегии. Играя роль молодого археолога-подводника (или его невесты — Diver позволяет выбрать пол главного персонажа), геймер начинает карьеру вольного искателя подводных приключений с самого начала — то есть с прохождения первичных курсов обучения. Помимо обучения, начального капитала хватает на аренду плавсредства, готового довезти героя до места погружения, и на простейшую экипировку, позволяющую худо-бедно выполнить подвернувшееся задание и получить за это гонорар.
Миссии (а точнее — их разнообразие, «документалистическая» первооснова и вплетенность в сюжетную канву) — еще один шаг, которым авторы Diver стараются расширить аудиторию проекта. Итак, миссии в Diver будут двух типов: сюжетные и свободные. Сюжетные рассказывают историю молодой пары Энди Макмастерса и Николь Сандерс и их друга — профессора-инвалида Стива Николса, — которые совместными усилиями ищут на дне мирового океана затонувшую Атлантиду. Свободные же — дают возможность заработать необходимый игровой опыт и деньги на закупку оборудования, нужного в сюжетных эпизодах.
Разноплановость заданий может стать весьма важным фактором в завоевании Diver популярности у простых геймеров: разработчики обещают представить в своей­ игре фото-охоту на уникальные виды морских обитателей, погружение в поисках затонувшего галеона с золотом, путешествие в проржавленных внутренностях немецкой подводной лодки, уничтожение опасной акулы и столкновение с «черными дайверами» и агентами тайного общества «Айзен Кросс»… И хотя авторы всячески открещиваются от любых попыток назвать свою игру «боевой», гарпун, демонстрируемый на всем протяжении рекламного видеоролика, заставляет обратить внимание на Diver еще и любителей шутеров от первого лица.

На дне
Удовлетворив запросы тех, кто ищет на дне морском Атлантиду, возможность проткнуть черного дайвера гарпуном и денежный приз в испанских дукатах, разработчики, отрыв черный ход аркадного режима для совсем уж непритязательной публики, не забыли, что ключевой идеей в Diver все-таки является симуляция подводного погружения…
…обещая просвещенным ценителям этого экстремального хобби все — и ничего конкретно.
Известно, что оборудование, фигури­рующее в игре, будет промаркировано эмблемами и названиями широко известных в узком дайверском кругу фирм.
Известно, что движок, используемый в игре, написан собственными усилиями BiArt и требует от компьютера совершенно непритязательных на сегодняшний день Pentium-III 600, 128 Мбайт оперативной памяти и DirectX 8.0-совместимого видеоускорителя (уровень GeForce 3). Конечно, речь идет о разумном минимуме — но скромность авторов все же радует и пугает одновременно…
Наконец, известно, что игровой процесс Diver предполагает бесконечное затягивание прохождения через повторное выполнение тех или иных миссий и возможность погружения на глубины в любой точке представленной карты (для собственного удовольствия). При этом в «симуляционном» режиме игры геймера ждет весьма реалистичная модель обсчета влияния воды на самочувствие дайвера. Декомпрессия, усталость, зависимость расхода кислорода от стиля плаванья — все это можно ощутить в полной мере.

Be Art!
Размышляя непредвзято, следует честно сказать, что Diver: Deep Water Adventures может стать сколь угодно популярной или наоборот — непопулярной. Может, это будет «новый Deer Hunter» — доступный каждому, кто хотя бы однажды хотел погрузиться под воду. Может, это будет настоящая игра-легенда среди тех, кто свои отпуска проводит на побережьях теплых морей-океанов и не жалеет денег на покупку новых ласт и масок. А может, это будет просто интересная видеоигра, интересная сама по себе — своим игровым процессом, а не тем, что в основе него лежит какой-то там новомодный дайвинг…
Дело в том, что Diver: Deep Water Adventures — это проект авторский, и успех его целиком и полностью зависит от желания и возможностей авторов вложиться в него максимально полно и ответственно.

Diver: Deep Water Adventures
Жанр: приключенческий симулятор дайвинга
Издатель: нет
Разработчик: BiArt
Дата выхода: ноябрь 2005 года


Рекомендуем почитать: