Есть скафандр – готов путешествовать...

Принимать одно за другое, выставлять серое зелёным и видеть в прекрасном скользкое – так определяют наличие фантазии у человека. Психиатры ещё демонстрируют кляксы, вопрошая у потенциальных сумасшедших: «Видите ли вы в пятне кровавые подробности?» Однако чаще всего банан так и остаётся бананом – как ни желал бы чего-то иного дедушка Фрейд...

Элитный примитив
Люди из Biart – маньяки дайвинга. Они этого не скрывают, за что другие маньяки их немножечко боготворят. Тем временем мировая издательская закулиса машет, будто плавниками, рулонами отчётов, в которых английским по белому сказано: количество дайверов-маньяков – ничтожно. Всё. Вопрос о прибылях, не говоря уж о златых горах, в деле Diver: Deep Water Adventures более не стоит...
То, что диски с игрой отпечатаны и их можно купить, – лучшее подтверждение компромисса духа и тела. Сами разработчики понимают, принимают и, как и положено честным людям, легко выносят сор из каюты: да, мол, каемся, друзья, сюжет про Атлантиду, аркадный режим, дизайн миссий и охота за злобными чОрными дайверами – суть взятка издателям и тем многочисленным сухопутным существам, которые покупают игры исключительно на основе скриншотов и аннотаций на коробке. В своё оправдание Biart бьёт клешнёй в грудь и уверяет, что для настоящих ценителей студией уже создаётся сверххардкорный дайверосимулятор с чудесной графикой и имитацией правильного дыхания под водой через четыре независимые кнопки.

Такое противоестественное положение – между горсткой одиозных фанатов и толпой невинных потребителей – делает Diver: Deep Water Adventures (далее – «Дайвер») сущим наказанием. Не дай бог игре быть подаренной вменяемому человеку…
Если вы не пускаете слюни при виде пары кислородных баллонов, но при этом на мега-игры Zuma, Lines и Deer Hunter вами не потрачено ни копейки, значит...
...пора доставать скафандр. Мы идём путешествовать.

Плоский космос
Представить, что «Дайвер» – это симулятор путешествий по открытому космосу, намного легче, чем кажется поначалу. Самое главное – это привыкнуть к цвету здешнего безвоздушного пространства. Оно сине-зелёное, с белыми диагональными прожилками солнечных лучей и колышущейся «наверху» пенкой водного натяжения. Пенка качается и дышит, отчего напоминает что-то среднее между мятой фольгой и кривым зеркалом. Впрочем, настоящий чёрный космос в игре найти всё же можно – просто спуск в глубины надо провести не в солнечный полдень, а ночью, когда с борта нашей яхты море напоминает вязкий мазут.

Мазут, кисель, бульон наваристой ушицы – такие термины больше применимы к космосу «Дайвера», чем опостылевший древнегреческий «межзвёздный эфир». Движения в этой среде обитания вязкие, несколько тягучие. Продолговатая форма нашего скафандра позволяет геймеру довольно шустро продвигаться вперёд, но при этом несколько неуклюже разворачиваться. Хотя зачем нужна сама возможность поворотов, резких всплытий и погружений, поначалу непонятно: пространство между водной гладью и дном кажется безграничным и, на первый взгляд, абсолютно безопасным.

Как я снял акулу
Если яхта снизу выглядит утюгом, то акула в анфас – просто пуговица с двумя дырками-глазёнками. Перламутровый блеск обитателей морского дна привлекает нас прямо пропорционально их размеру. Так, мелкие рыбёшковые косяки в «Дайвере» играют скорее роль воробьёв на улицах: они невзрачные, юркие и никчемные.
К счастью, задания по фотографированию всяческих крупногабаритных гадов (даже проплыть рядом с которыми, и то – большая честь) встречаются на пути искателей Атлантиды достаточно регулярно. Скаты, рыбы-молоты, различные морские коровы и, разумеется, акулы оккупируют наш фотоальбом не только по меркантильным причинам, но и из-за банальной любви к искусству. К сожалению, карточка цифровика не безгранична, а регулярно вытряхивать её содержимое в лэптоп геймер должен сам. Акулий оскал реализма...

Вообще, реализм «Дайвера» более всего похож на увешанный полипами остов затонувшей бригантины. Между чёрными проплешинами гнилого дерева бугрятся известняковые наросты. Вот – тот же фотоаппарат. Имеет вполне узнаваемые технические характеристики: размер матрицы, вспышку и зум. К тому же, как уже было сказано, забивает память фотками, которые нужно «сливать». Реалистично.
Но при этом – на заданиях в окошке фотоаппарата мелькает совершенно бредовая шкала «качества снимка». Она, конечно, жутко полезная, ибо, как металлодетектор, реагирует не столько на «качественные» кадры, сколько на кадры с непосредственными целями миссии, но её «реалистичность» у меня вызывает сильные сомнения.

Штиль эмоций
Вещи, от которых получаешь удовольствие в «Дайвере», оказываются вовсе не теми вещами, на которые авторы покупали
лояльность издателей. Вот – чёрные дайверы. Бандиты с гарпунами, против которых в кои-то веки можно использовать свой табельный гарпун. Гнездясь в катакомбах затонувших кораблей и развалинах осевших на дно городов, они, по идее, должны греть душу любителей шутеров. Но не греют. Просто как шутер «Дайвер» не выдерживает никакой критики. Этакий сильно заторможенный Descent с полным отсутствием спецэффектов и драйва.
Зато что по-настоящему завораживает –
так это смена дня и ночи. Игра идёт в реальном времени и на стратегической карте мира отчётливо видно, как медленно движется терминатор с востока на запад, извлекая на свет всё новые и новые географические долготы... Фантастическое зрелище, до которого любым виртуальным глобусам ещё расти и расти.
Или другой пример неудачной приманки для казуалов – известные бренды дайверской амуниции и реальные цены на неё. Как строчка в пресс-релизе – звучит неплохо, реальной пользы – ноль. По крайней мере, насколько приятнее маленькие видеоролики, где реальный продавец в реальном магазине рассказывает нам обо всех плюсах и минусах многочисленных ласт, дыхательных аппаратов, ножей и аквалангов. К этой же общеобразовательной прелести можно отнести и встроенную энциклопедию. Благодаря последней «Дайвер» всерьёз претендует на приставку «образовательный продукт».

Скафандра недостаточно!
Игра «Дайвер» мне понравилась. При этом я отчётливо понимаю всю её никчёмность. Она хорошо сделана идейно: в ней есть множество приятных, любопытных, красивых, неожиданных, прелестных, грамотных моментов. Эти моменты, впрочем, не вытягивают невысокое техническое качество исполнения – об уровне которого, кстати, знают не только умные журналисты и искушённые геймеры, но и сами авторы. Авторы вообще ведут себя достойно, честно показывая пальцем, где и чем им пришлось пожертвовать – и почему именно.
Те же авторы, однако, ни в одном из своих интервью и словом не обмолвились, а зачем, вообще, нужна игра «Дайвер» человечеству? То есть, в чём её смысл перед глазами, так сказать, вечности? Непонятно. Точнее, понятно – ни в чём.
«Дайвер» – это сувенирная продукция игровой индустрии, не более того. Да, для привлечения внимания казуалов она почему-то притворяется лубком, но это – не лубок. И не трэш. И не высокое искусство.
Рыбок в «Дайвере» мало, но они – красивые. Дно некрасивое, но его – мало. Для симулятора дайвинга, прямо скажем, странное сочетание. Так, может, «Дайвер» вовсе и не про дайвинг?
Вначале рецензии я притворился, будто перед нами космосим. Смешно. Но теперь пора открыть правду: «Дайвер» – это самый навороченный на сегодняшний день, полностью интерактивный и даже, местами, гипер-активный скринсейвер. Римейк старинного скринсейвера про аквариум и рыбок.
Ведь, как ни крути, диск DVD не вмещает более 4 гигабайт информации. А это значит, что мировой океан в игре пока может быть похож лишь на аквариум. Точнее, на сто разных маленьких аквариумов с невидимыми стенками. «Плавание» в этом аквариуме хорошо для рассматривания акулоидов и морских растений, но признать в видеоряде дайвинг может только окончательный фанат.
Да. Вот она, глубинная проблема «Дайвера»: бессмысленность виртуальных ощущений дайвинга. для абсолютного большинства геймеров, просто не обладающих подобным опытом в реальности. На одном уровне бесполезности с данным проектом находились бы симулятор живописи для слепых, симулятор органа для глухих, симулятор бега для безногих и симулятор скафандра для...
Да просто – симулятор скафандра.

«Дайвер. В поисках Атлантиды» / Diver: Deep Water Adventures
Жанр: приключенческий симулятор дайвера
Разработчик: BiArt
Издатель за рубежом: BiArt
Издатель в России: Акелла
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 1000 МГц, 256 Мбайт, 3D
Рекомендуется: Pentium 4 2400+ МГц, 1024+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: нет
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: