Короткоствол

Цифра «4», которая стоит за названием игры, говорит о том, что Call of Duty 4 вряд ли удивит нас новизной. Отработанная схема «посмотри, как это круто – воевать» не знает промаха, поэтому – стоит ли придумывать что-то иное? Другое дело – качество проекта. Серия Call of Duty всегда умела радовать и впечатлять – талантливо сделав это в первый, во второй и в третий раз. Неужели и четвёртая попытка окажется столь же удачной?

Хорошая, но нелюбимая
Call of Duty 4: Modern Warfare (далее Call of Duty 4 или CoD4) – игра действительно очень хорошая. Она вышла сразу на нескольких платформах; играя в неё, получаешь настоящее удовольствие; Call of Duty 4 демонстрирует очень неплохую динамику продаваемости… Что же ещё надо?
Это непростой вопрос. Разговаривая с разработчиками и представителями издателей, я всегда скатываюсь к одной и той же теме. Кратко её можно охарактеризовать мемом «зачем вы нас травите?» В самом деле – зачем? Зачем об игре, которая интересна, продаваема, зрелищна, которая нравится миллионам геймеров в мире и, чёрт подери, тебе самому, писать гадости? Ну, не гадости, а – критику. Причём, что особенно обидно разработчикам и издателям, на критику в твоей рецензии уходит гораздо больший объём, чем на похвалу. Даже если перед нами – очень хорошая игра.

20080203_cod2.jpg

Так зачем мы, журналисты, это делаем? Если честно, то – по детской, наивной уверенности, что в прекрасном всё должно быть прекрасно. Когда игра плохая – ей многое прощается. Когда игра любимая – ей прощается всё. Если же игра просто очень хорошая, интересная, а главное – уверенная в своей «хорошести» и «интересности» то, наверное, не грех напомнить, что именно она натворила такого, что, перепрыгнув статус плохой, так и не смогла стать любимой...

Сортируем русских
Итак, что же помешало Call of Duty 4 влюбить меня в неё? Очень немного вещей. Если быть точным – чётыре, одна из которых явно надуманная. Я говорю о сюжете.
Три остальных претензии касаются соответственно: технической реализации, длительности сольной кампании а также тому, собственно, что Call of Duty 4 – вообще не шутер от первого лица в моём представлении. Что оно такое? Об этом – в самом конце.

20080203_cod3.jpg

Пока же начнём с сюжета. Как известно, современная политическая ситуация ставит зарубежных разработчиков в очень непрос-тое положение. Оно заключается в том, что разработчикам, чёрт их дери, совершенно непонятно, как в играх показывать русских? Врагами – вроде пока до этого ещё не докатились. Тем более, что это не русские взрывают солдат НАТО в Ираке и Афганистане, не русские ставят ультиматумы и идут вырезать курдов, не русские строят (или не строят) атомную бомбу под прикрытием электростанции. А самое главное – эти русские зачем-то тоже воюют с мировым терроризмом. Причём, иногда гораздо более ожесточённо.
С другой стороны, право слово, невозможно же поверить, что русские – они хорошие. Стоит только взглянуть в их глаза, на их боевых медведей с кольцом в носу, на их матрёшек, похожих на ядерные боеголовки, и на их балалайке, вмиг превращающихся в умелых русских руках в автомат Калашникова – и сразу всё становится ясно. Если же припомнить, что обычно пишут русские на заборах и рейхстагах, сомнения рассеиваются окончательно.
Как вы уже, наверное поняли, сюжет в Call of Duty 4 – традиционная антироссийская клюква, подслащённая рассуждениями что, де, в отличие от грязных арабов, русские бывают и плохие, и хорошие. Ну, как в том анекдоте про милиционеров и гробы.

Смерть манекена
Что спасает графику Call of Duty 4 от ординарности – так это текстуры. Благодаря их чёткости и качеству, в мир за стеклом монитора хоть как-то веришь. Правда, остальные особенности картинки этой вере основательно мешают.
Нельзя сказать, что я большой сторонник новой моды на гипертрофированную физику, где от малейшего прикосновения полигоны, будто пух с одуванчика, разлетаются по углам. Однако когда сталкиваешься с физикой, которая использована в Call of Duty 4, поневоле начинаешь думать: пусть хоть какой-то, но прогресс будет.
Ибо физика в Call of Duty 4 – трёх-четырёхлетней давности. Подпрыгивающие бутылки на столах, которые отчего-то не разбиваются (пластиковые?). Несокрушимые стены из не важно какого материала (зато летит крошка и лепится текстура «дырка»). Заранее анимированные взрывы.
Зато модели бойцов и смерть врагов анимирована очень хорошо. Разнообразие, которое дарит безносой тётке с косой технология наперевес, ненадолго позволяет отогнать мысли о излишней театральности действа.

20080203_cod1.jpg

К сожалению, спецэффекты и свет не желают прятать от нас картонную сущность декораций. И если там, где освещение не играет особой роли (залитые солнцем улицы восточных городов) текстуры вытягивают картинку до уровня «верю, верю, верю!», то стоит только нам войти в дом, осветить углы или войти в туман – тотчас же становится ясно, как игрушечен мир Call of Duty 4.

Беги, не думай
Если всё делать правильно и умело, сольная кампания Call of Duty 4 длится не более 8-10 часов. Это при том, что действовать неправильно вам тут просто никто не позволит, а для действующих неумело предусмотрены два отличных костыля: автоматическое восстановление жизненной энергии (надо просто отползти с поля боя и немного отдышаться в закутке) и автоматическое же сохранение. Воистину, забота дизайнеров о том, чтобы геймер, не дай бог, не переиграл, не утомился раздумьями и не изошёл слюнями от злости на непроходимый участок пути, не знает границ.
Как и во всех предыдущих сериях игры, Call of Duty 4 построена по принципу коридора, нашпигованного триггерами и скриптовыми событиями. В составе отряда наш герой бегает по местам боевой славы: Ближнему Востоку, Сибири, России, Кавказу, Средней Азии, по морю и по воздуху – выполняя разнообразные ответственные задания. В целом это выглядит просто фантастически, не давая геймеру ни секунды на раздумье.
С ветерком!
Call of Duty 4 – действительно аттракцион высшего класса. Пока вы будете идти от старта до финиша, вам покажут массу интересного. Охоту за танками, спасение заложника, бои в болоте, штурм телекомпании, бомбардировку города, казнь с расстрелом, массовую резню и даже ядерный взрыв. Покажут и даже дадут поучаствовать. Немножко...
Знаете, почему я не смог полюбить Call of Duty 4? Я в неё практически не играл. Мне её показывали. Все восемь часов прямого эфира я чувствовал себя едущим по эскалатору, на стенах которого были изображены самые фантастические батальные сцены из новейшей истории. Вот – атака террористов. Вот – супертанк. Вот – одиноко стоящая башня крана, около с которой падает бомба. Вот – знаменитое чёртово колесо над Припятью. Я стаю и глазею. И больше ничего не делаю. Ничего...
Наверное, я – старомодный дурак, но я, знаете ли, привык, что в шутерах надо стрелять. Желательно много. И метко.
Когда в 1999 году мне впервые предложили не стрелять прямо с порога, а полчасика походить – так, налегке, – рассматривая красоты и быт научной лаборатории Black Mesa, я, поверите ли, даже порадовался столь необычному ходу.
Потом была Operation Flashpoint, где из героя сделали винтик войны. Потом – Medal of Honor, где винтик войны сделали «любимым винтиком» дизайнеров! Наконец, всё завершил проект Halo, показавший, что принципиально компьютерный жанр шутеров можно приживить и на приставках.

Новый жанр
Повторю в третий раз: Call of Duty 4 – отличная, очень интересная, качественная, захватывающая, местами очень красивая игра. Игра, которую я никогда
не полюблю.
Игра, которую я не полюблю за чужеродность. Приставки взяли исконный компьютерный жанр, приспособили его к своим геймерам, к своим техническим возможностям и сейчас – в качестве подачки – пытаются вернуть его на ПК.
Игра, которую я никогда не полюблю за краткость. Да, событий в Call of Duty 4 столько, что хватит на три полновесных шутера. Ну и что? Я хочу играть сорок часов, а не восемь. Сорок часов отстреливать однообразных монстров в однообразных интерьерах, а не скакать белкой по театру военных действий, так толком ничего и не почувствовав.
Call of Duty 4 я никогда не полюблю за презрение ко мне. Это ведь только на первый взгляд кажется, что я – герой. Я – инструмент, который нужен в отряде только лишь для того чтобы нажимать на очередные триггеры и изредка отстреливать бешеных врагов. Остальное ребята сделают сами. Вышколено и красиво – так, чтобы я мог насладиться зрелищем и, видимо, самоудовлетвориться свободными от мышки и клавиатуры руками.
Call of Duty 4 – хорошая и зрелищная игра. Но это не шутер. Не наш шутер, ведущий родословную от DooM и Quake. Это – театр, интерактивный боевик, виртуальная диорама размером в восемь часов. Вещь, сочетающая убойность и бесполезность. Силу и немощность. Понты и глупость.

Call of Duty 4: Modern Warfare
Жанр: кинематографический шутер от первого лица
Разработчик: Infinity Ward
Издатель: Activision
Издатель в России: Новый Диск
Платформы: ПК, Xbox 360, PlayStation 3
Требуется: Pentium 4 2400+, 512+ Мбайт, 3D
Рекомендуется: Core 2 Duo, 1024+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: Internet, modem, LAN
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: