Батеофобия, или Я ничего не понимаю в шутерах

Сначала хотелось на этом месте написать что-нибудь смешное, затем захотелось выпить чаю и написать что-нибудь философское. Затем захотелось написать о том, как мне всё это хотелось написать. Вот это и есть Bioshock…

PR – зло, или Я зря переживаю
Изначально Bioshock был объектом повышенного внимания: графика, стиль, атмосфера – необычно, сгусток интересных идей. Одни люди делают хорошую рекламу, другие – игры, тоже хорошие. Нет, я вовсе не хочу сейчас сказать, что Bioshock плох, просто люди, следившие за появлениями скриншотов и роликов к этой игре, практически выучили её наизусть. Информация, свалившаяся на голодных геймеров из щедрых рук разработчиков и издателей, могла бы послужить источником идей для полноценного романа, двух трэшевых фильмов категории «B», пухлой пачки комиксов и собственного реалити-шоу с главными героями. Кто-то сейчас возмутится – мол, не так уж много и информации было: сотня-другая скриншотов, роликов десятка два... Всё верно. Но товарищи, а как вам то, что уже все основные «фишки» игры мы увидели до её выхода. Кто же так делает?! Милиция-я-я!!!

Запуская игру, геймеры уже знали, где будет определённый кульминационный момент, где выскочит противник, а где сходить в туалет, потому что на экране главзлодей долго рассказывает о своих мерзких планах (так уж исторически сложилось). Знали основные перипетии сюжета, мотивы героя. Словом, сама игра уже мало чем могла удивить. Если вы не испытываете подобных чувств – значит, у вас нет доступа в Интернет, к вам не ходят различные «мании страны навигаторов», вы живёте в глухом лесу близ Котельнича (я вовсе не хочу обидеть Котельнич!), вы слишком заняты своей личной жизнью и бытовыми проблемами или вы просто счастливчик. Если это всё про вас, то я зря переживаю, ведь Bioshock – отличная игра! Для вас.

Коротко, или Я говорю о сюжете
Итак, действие игры происходит в подводном городе Rapture (Акваград, по версии локализаторов от 1C). Начало 60-х, везде слышится лёгкий джаз, висят плакаты в стиле тех времён и прочее. Добываемое из моллюсков вещество «Адам», способное улучшать физические и умственные способности человека. И оказавшееся ещё одним наркотиком, к которому эти люди привыкли. Герой, попавший в авиакатастрофу, выживший и нормальный во всех отношениях человек. Полунаучный бред, конечно.

RPG, или Я трачу деньги
Игра сочетает в себе несколько жанров – FPS, RPG и Horror. Если с первым (бродим, коридоры) и последним («а тут оно как выскочит!») всё понятно, то про элементы RPG сейчас поговорим отдельно.
К вашим услугам три вида ресурсов: вышеупомянутый ADAM, EVE и деньги. Наркотик можно потратить на усовершенствование своего тела и приобретение плазмидов – они-то и дают сверхчеловеческие способности. EVE – местный аналог маны, который расходуется во время использования суперсил и находится в синих склянках. А деньги пригодятся для закупки деталей оружия и перепрограммирования охранных роботов. Ценности лежат прямо на полу или скрываются в карманах убитых – что и сближает BioShock с ролевыми играми. Особенно в этом плане примечательны плазмиды, коих насчитывается около семидесяти разновидностей.

Плазмиды у нас (у них) бывают активные и тонизирующие. Первые представляют собой ряд боевых умений – метание молний, заморозка, пирокинез, телекинез и прочее. Ко вторым можно отнести невидимость, натравливание насекомых и так далее.

Противники, или Я трачу патроны
Основным «пушечным мясом» в игре станут сами жителя Rapture. Точнее, в них уже мало что осталось от жителей. Генномодифицированные, злые и уродливые слайсеры (так их здесь зовут) будут вас атаковать всем что попалось под руку либо применяя свои сверхспособности.
Второй тип противников – электронные охранники Rapture. Чаще всего они представлены либо турелями, либо летающими ботами. Сообразительными их назвать сложно, но меткими – вполне.

Третья разновидность монстров – Маленькие Сестрички и Большие Папочки. Первые – крошечные девочки, совсем дети, созданные учёными для сбора ADAM, вторые – модифицированные люди, закованные в огромные скафандры и призванные защищать малышек. Они всегда ходят в паре, но агрессивными их назвать нельзя: вы не трогаете их – они не трогают вас. Авторы ставят перед игроками моральный выбор – помогать
Сестричкам или убивать несчастных. Именно от принятого решения зависит, какую из двух концовок вы увидите.

Разнообразие, или Я это видел
Одно из интереснейших достоинств игры – это убийство противников самыми разнообразными и изощрёнными способами – начиная от шести видов оружия и заканчивая способностями и окружением. Подобное уже все выдели в Dark Messiah of Might & Magic. Но здесь – с поправкой на замкнутое помещение, воду и ваше воображение. Если противники стоят в воде, то почему бы не пустить по ней разряд электричества – тушки, изображавшие пять секунд назад танец робота в конвульсиях, сейчас мирно лежат на полу, предлагая то, что лежит у них в карманах.
А можно кинуть газовый баллон в одного, телекинезом подобрать его горящее тело и послать пламенный привет близстоящим парням, которые тоже проявляют к вам неподдельный интерес.
А можно перехватить в воздухе гранату и послать по обратному адресу, наслаждаясь полётом чьего-то тела по дугообразной траектории.
А ещё можно заморозить противника, а получившуюся статую немного доработать гаечным ключом.
А ещё… Сами ведь разберётесь, да?

Линейный, или Я иду прямо
Всматриваясь в ранние скриншоты, я представлял, как буду изучать огромный город, буквально жить в нём, но…
Игра получилось настолько линейной, насколько это вообще можно. Да, есть ответвления в виде «я не буду с этим вступать в бой, пойду дальше» – и всё.
Метания по локации в поисках ключа или рычага иногда навевают скуку.
Линейность частично мотивируется чётко поставленной где-то там вдалеке целью помочь другим и выбраться – но ведь нам обещали свободу…
А если хотите от меня честного ответа, то это больше похоже на DooM 3, который немного довели до ума. Вывод из этого сравнения делайте сами.

Бессмертие, или Я не умру
В прямом смысле – бессмертие. После гибели вы появляетесь в ближайшей камере жизни в полной боевой готовности. К тому же, противники снова становятся миролюбивыми по отношению к вам… «Прикол такой, да?»
Весь боевой запал медленно исчезает, уничтожение противников превращается в рутинную работу. Используйте quicksave, господа!

Вода, или Я не взял плавки
Поговорим о воде… Шедеврально! Надо видеть (при желании на карточке с поддержкой DX10)! Вода везде, она давит, она сотнями ручейков бежит по стенам, затапливает помещения, закручивается воронкой в близрасположенном унитазе.
Она на самом деле выглядит и ведёт себя, как настоящая – недаром у разработчиков сразу несколько художников и аниматоров отвечало только за воду и водные эффекты.

Графика, или Я красивый
В сердце игры бьётся моторчик Unreal Engine третьей версии. «Фишки» движка задействованы не полностью, но хватает и этого. Красиво, конечно, но полигонов иногда явно мало (вспоминаю руки-крюки Spider Slicer).
В настройках графики есть переключение на DX версий 9 и 10. Разница не слишком существенна, но я уже хочу видеокарточку с поддержкой именно 10-й версии. Ладно, сознаюсь… Красиво, даже местами очень красиво… Если вам по душе двадцать часов созерцания тёмно-серо-зелёной гаммы.

Музыка, или Я люблю свинговать
Столько старых записей в иной игре мало где услышишь. В Mafia: The City of Lost Heaven, конечно, было много подобных композиций, но там они звучали постоянно, а здесь воспринимаются как кусочек утерянной человечности, которой лишились все жители города.
Иногда звучат пафосные оркестровые проигрыши, загущая и без того вязкую атмосферу. Музыки во время боёв либо нет вообще, либо она невыразительна.
Озвучка хороша. Особенно удались магнитофонные дневники, которые можно найти по мере прохождения. Всё ведь по ролям, без переигрывания, с эмоциями.

Получилось, или Я ошибаюсь
Получилось немного не то, что обещали нам всем в самом начале – выглядит так же, но играется несколько по-другому. Некоторые замечательные особенности игры не будут вами замечены никогда, некоторые вовсе будут неинтересны. Упс… кажется, у нас пропал баланс.
При всей своей атмосфере и оригинальности, Bioshock находится на грани между Играми Года и банальными шутерами. А вот в какую сторону покачнутся весы, зависит только от вас – человека, который уже открывает свежекупленную коробочку. Что? Вы прочитали эту статью и поняли, что не надо её покупать?! Забудьте! Я просто ничего не понимаю в шутерах!

Bioshock
Жанр: Шутер с плазмидами
Разработчик: 2k Boston, 2k Australia
Издатель: 2k Games
Издатель в России: 1C
Платформы: ПК, Xbox 360
Требуется: Pentium 4 2500, 1 Гбайт, 3D 128 Мбайт (Pixel Shaders 3.0)
Рекомендуется: Athlon 64 X2 3000, 2 Гбайт, 3D 512 Мбайт (Pixel Shaders 3.0)
Мультиплеер: нет
Сложность: средняя
Знание английского: не обязательно


Рекомендуем почитать: