Лучшие игры 2007 года

Несмотря на две предыдущие серии, полные богохульств в адрес 2007-го игрового, назвать этот год провальным никак нельзя. Игр было много, много игр было хороших. Достаточное количество из них стоило пройти не только из уважения к разработчикам, но и потому что – интересно...

Что же касаемо хитов, способных навсегда войти в сокровищницу того или иного жанра... что ж, по крайней мере, один раз игра 2007 года нас удивить смогла...

Симуляторы
Симуляторы в 2007 году предпочитали прожигать жизнь геймера преимущественно на колёсах. Боевых имитаций в отсутствие новых частей «Ил-2. Штурмовик» было негусто, а римейки и перепевы до безумия утомили спортивно настроенных граждан. Только гонки нашли в себе силу побороться за звание лучшего симулятора с полным задором...

Лучший автосимулятор или автоаркада
У Test Drive Unlimited есть всё, кроме серьёзности. Огромный остров, прекрасная графика, интересные заезды и безграничные возможности езды-где-угодно. Но... Игра никак не может отделаться от ощущения «пластмассовости». Даже, наверное, – целлулоидности. Ибо на острове автомобильной свободы под названием Test Drive Unlimited всё какое-то слишком легковесное. Какое-то слишком глянцевое. А если уж совсем честно, то – безвкусное. Из-за этого у Test Drive Unlimited очень чёткая аура синтетического продукта. Зато во вкусовых качествах NFS ProSpeed и Colin McRae DiRT сомневаться не приходится. Первая игра без вариантов напоминает знакомый с детского сада смородиновый кисель, а вторая – классическую жевательную резинку. Чем больше жуёшь – тем меньше чувствуешь первоначальный вкус. Зато жевать можно очень, очень долго...
Race 07: Official WTCC Game и «Полный привод 2: Hummer» – это борьба новизны с репутацией. Точнее, амбиций с качеством. В любом случае, на данном этапе побеждают прилежные шведы, а не оригинальные соотечественники. Хотя нам искренне жаль такое констатировать. Честно.
1. Test Dive Unlimited;
2. NFS ProSpeed и Colin McRae DiRT;
3. Race 07: Official WTCC Game;
4. «Полный привод 2: Hummer».

Лучший боевой симулятор
В 2007 году боевые самолёты летали ниже, а подлодки плавали жиже. Зато отечественные разработчики освоили новый вид боевого транспорта, выкатив на просторы Второй мировой войны сразу два симулятора танка. Одному из них – «Танки Второй мировой: Т-34 против Тигра» – мы и присуждаем эту условную победу над условным противником.

Лучший спортивный симулятор
Тасовать колоду спортивных симуляторов 2007 года можно до полного безумия в стиле «Спортлото». «Номер 33 – Гребля на байдарках». «Номер 16 – Троеборье». «Номер 8 – Конный спорт».
В любом случае, от правды не уйдёшь: цифры на пьедестале этой номинации – вещь такая же условная, как и цифры на шарах лотереи. Просто Pro Evolution Soccer 2008 повезло выпасть первым.
1. Pro Evolution Soccer 2008;
2. Tony Hawk’s American Wasteland;
3. Virtua Tennis 3;
4. Tiger Woods PGA Tour 08;
5. FIFA 08 и NHL 08.

Ролевые игры
Ролевых игр в 2007 году выходило достаточно. Правда, все они чётко делились, на две группы: лучшие ролевые игры – и, скажем так, не-лучшие ролевые игры. Среди последних можно назвать Two Worlds, Eschalon: Book 1, Loki: Heroes of Mythology, Silverfall, «Трудно быть богом», «Не время для драконов»…
Что же касается лучших, то тут пытливого исследователя осенне-зимних релизов интересовало два вопроса.
Первый: успеет ли до Нового года быть портированной на ПК ролевая игра Mass Effect – единственный достойный соперник «Ведьмака»?

И второй: будет ли новая Hellgate лучше уже пообносившейся по разным приставкам Jade Empire?
На оба вопроса ответы даны чуть ниже...
1. «Ведьмак»;
2. –\\–
3. Jade Empire и Hellgate: London.

Стратегии
Стратегии были, есть и будут самым стабильным жанром. Если кто-то из звёзд игрового дизайна не планирует взорвать бомбу хита, как это бывает с «Цивилизацией» Мейера или планируется со Spore Уилла Райта, год проходит ровно, красиво, без истерик фанатов – так, как прошёл 2007.

Лучшая пошаговая или глобальная стратегия
Некогда заумно-хардкорная Europa Universalis в третьей своей части стала почти развлекательной. При этом разработчики Paradox умудрились не просто не растратить интеллектуального богатства, но и преумножили его. В результате, Europa Universalis 3 – это действительно отличная игра, потягаться с которой не способны ни продолжение римейка Medieval 2: Total War – Kingdoms, ни RTS-мутант Empire Earth 3.
Хотя игры они тоже достойные.
1. Europa Universalis 3;
2. Medieval 2: Total War – Kingdoms;
3. Empire Earth 3.

Лучшая классическая стратегия в реальном времени
Казалось бы, бодрая поступь танков по лоскутам уровней – в исключительной степени вкусовщина. В самом деле, ваш покорный слуга в одинаковой степени презирает серию C&С и уважает (как человека и парохода) Криса Тейлора. Однако... что греха таить: в Tiberium Wars играть интереснее, чем в Supreme Commander, и с этим тяжело что-то поделать, кроме как внаглую соврать.
Что же касается World in Conflict, то это продолжение бесконечной эпопеи из цикла «вот как надо делать безжизненные хиты по плану и рецепту лучших хитоводов». Короче – тоже хит.
1. Command & Conquer 3: Tiberium Wars;
2. –\\–
3. World in Conflict и Supreme Commander.

Лучшая тактическая стратегия или симулятор боёв малыми отрядами
Два перепева UFO, два духовных потомка Jagged Alliance (7.62 и «Джаз») против двух варгеймов. Между прочим, четыре из шести означенных игр – российские.
На самом деле, варгеймам не с руки бороться между собой, ибо исход дуэли предопределён: «Обитаемый остров», как бы он ни был хорош – а он хорош, – собрал свою горсть призов ещё в те времена, когда не был знаком с бр. Стругацкими и назывался просто Massive Assault.
А вот «Кодекс войны» вполне заслуживает награды. Во-первых, он интересен широкой публике, что с варгеймами случается не час-то. Во-вторых, он интересен привередливым эстетам – ни одна российская игра 2007 года не была сделана так чисто и качественно. Наконец, в-третьих, «Кодекс войны» – по‑настоящему умная стратегия, требующая от геймера именно интеллекта, а не понимания и терпения.
1. «Кодекс войны»;
2. UFO: Afterlight;
3. «Обитаемый остров: Послесловие»;
4. –\\–
5. 7.62 и UFO: Extraterrestrials.

Боевики
Перекрёстное опыление приставок и ПК вот уже третий год кряду даёт прекрасный урожай боевиков и аркад. В качестве ложки дёгтя, конечно, можно было бы упомянуть, что вырастающие из унавоженной почвы платформ побеги уже давно пора называть аркадобоевиками, но...
В 2007 году чистые представители жанров пока что встречались. Хотя уже и не были в большинстве.

Лучший боевик от третьего лица
Отобранные ниже пять игр – это вершина айсберга. На самом деле достойных проектов в жанре боевика от третьего лица в 2007 году было с десяток, если не больше. Зато лучшим из них я бы не решился назвать ни один.
В 2007 году не было шикарных нововведений, как slo-mo в Max Payne. Не было блистательных возвращений, как Tomb Raider: Legend. Даже с ума, как MDK, никто не сошёл. Игры 2007 года – это крепкие, качественные проекты, гордящиеся внесённой микролептой в курган жанра.
1. Gears of War;
2. Overlord;
3. Stranglehold;
4. Kane & Lynch: Dead Men;
5. Lost Planet: Extreme Condition.

Лучший боевик от первого лица
Выборы лучшего шутера (боевика) от первого лица в 2007 году напоминают, скорее, съезд шулеров. У каждого в кармане краплёная колода, которой он надеется обыграть оставшихся дурачков.
К примеру, Crysis гордится графикой. И это закономерная гордость. С другой стороны, как быть с этой фантастикой, воплощённой в полигоны, зная, что по сути игра – просто несерьёзна? Давить и не пускать. Так ведь – графика!
Хорош и S.T.A.L.K.E.R. Его козырь – сам факт появления. Дают ли за это приз? Отчего ж – если игра неплохая. С другой стороны – если каждого отмечать по факту выхода, номинация превратится в фарс.
Наконец, о сомнительности Orange Box. Конечно, лучший шутер 2007 года – она. Незабвенная игра Half-Life 2, лучший шутер 2004 года. 2005 года. И 2006 года тоже. Вам ещё не смешно? Мне – очень.
Вот и получаются, что единственно приличные игры в этом сборище мошеннических проектов – BioShock и Call of Duty 4: Modern Warfare. А уж выбор между ним, кажется, очевиден...
1. BioShock;
2. Crysis;
3. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl;
4. Call of Duty 4: Modern Warfare;
Вне конкурса. Half-Life 2: The Orange Box.

Общие номинации
От жанровых баталий переходим к обобщающим номинациям. Самое интересное только начинается...

Лучшая игра на рынке Shareware/Freeware
Глупо отрицать, что за прошедшие 2-3 года shareware-игры и «казуальные» игры стали лучше. Гораздо лучше. В этот сектор индустрии потянулись вполне квалифицированные кадры, на создание таких игр стали смотреть как на вполне серьёзный процесс, к качеству «казуалок» начали предъявлять самые суровые требования.
Результат – налицо. Почти во всё, что выходит из-под клавиатур известных фирм-разработчиков «малых игр», интересно играть.
Впрочем, если отбирать не просто интересное, а лучшее, то хит-парад 2007 года будет, наверное, таким:
1. Puzzle Quest: Challenge of the Warlords;
2. Switchball;
3. Luxor 3.

Лучшая российская игра
Как уже, наверное, всем хорошо известно, русская национальная игровая индустрия умирает. Те студии, что покрепче, стараются теперь работать в первую очередь для западного геймера – а поэтому, уже не заигрывают с «самобытностью» и «русским духом». Слабые же – просто распадаются, на атомарном уровне смешиваясь с восточно-евразийским рынком аутсорса.
В 2007 году отечественные разработчики не подарили шедевров и хитов – ни нам, ни миру. Локальные успехи были и они – отражены в итоговой таблице.
1. «Кодекс войны»;
2. Корсары: Возвращение легенды;
3. Полный привод 2: Hummer.

Лучшая игра года
О «Ведьмаке» в этом году написано много. Заслуженно много. И хоть запас превосходных эпитетов в отношении польской игры у нас и не иссяк, посмотреть на данную номинацию хочется вот с какой стороны...
Ведь мы, русские, всегда гордились своей культурой. Мы считали себя самой читающей нацией, мы придумали клич «поэт в России – больше, чем поэт», мы называли писателей «инженерами человеческих душ»... И чего же?
Что мы видим в реальной, а не придуманной и озвученной лозунгами жизни? Мы видим двух писателей-фантастов: современного – Сергея Лукьяненко и классического – дву-единого бр. Стругацких. Оба считаются любимыми, о произведениях каждого написано много очень хороших, тёплых слов.
Но как только доходит до создания игр по мотивам произведений этих писателей, всё меняется буквально с ног на голову. Разработчики – постоянно пытаются «улучшить», «переделать», обсмеять и даже опошлить текст. Издатели – минимизировать бюджет, оптимизировать программную базу и максимально урезать сроки, подогнав их к каким-то особым событиям смежных масскультовых явлений. Игроки? А что игроки? Они, как бы ни пели им заранее закупленные оптом «первые взгляды» ведущих сайтов и журналов, тоже догадываются, что на самом деле планируется возвести на фундаменте произведений казалось бы «любимых народом», популярных писателей.
На фоне этого, друзья, мне вот как-то не хочется более иронизировать над поляками как нацией, студией CD Projekt – как представителем восточно-европейской игровой индустрии и над паном Сапковски – как любимым писателем-фантастом всех людей, живущих между Львовом и Берлином...


Рекомендуем почитать: