Смотрите раз в неделю, или год как год...

Для владельца компьютера 2006 – неплохой год. В смысле, для владельца-геймера. Во-первых, появилась-таки насущная потребность потратиться на апгрейд. Пора, мой друг, пора, – как говорил поэт. Ему вторят создатели Oblivion, Company of Heroes, TC’R6: Vegas, Tomb Raider: Legend и Warhammer: Mark of Chaos…

Что было, что будет...
Во-вторых, кровосмешение, поглощение и умерщвление рынка ПК-игр пока привело лишь к тому, что рядом с мышкой на стол нормального геймера взгромоздился ещё и почти обязательный геймпад.
Наконец, в-третьих, приставки новейшего поколения, которыми так пугали и технические характеристики которых так расстраивали владельцев топовых систем, уже в 2006 году получили хороший удар по зубам – в виде универсального GeForce 8800 и многожильного Core Duo. В дальнейшем, смеем вас уверить, всё будет ещё веселей – так что с появлением хороших мультиплатформенных проектов и портированных хитов на ПК недостатка не будет.

Норма дозы
Что касается непосредственно игр. Тут есть свои ежегодные нюансы, главный из которых – обилие качественных проектов. Родина слонов тут, надо отметить, не подкачала, выставив на экспорт замечательную Heroes of Might and Magic V (см. «МБ» N№23’2006), а для внутреннего употребления оставив не менее интересных «Санитаров подземелий».
В целом, если не придираться, в 2006 году можно было насчитать от 40 до 70 в высшей степени годных к употреблению игровых продуктов. Много это или мало? Нормально. Отбросив худших среди лучших и пожалев лучших среди худших, мы отобрали 52 игры, вполне адекватно представляющие ушедший год. По одной игре в неделю – то есть примерно столько, сколько нужно нормальному геймеру для счастья.

Вкус и цвет
Под занавес вводной части никак нельзя обойти вопрос номинаций. Вышедшие в 2006 году игры показали удивительную способность собираться в кружки «по интересам». При этом жанровая близость не всегда стояла на первом месте. Следуя за данным естественным процессом, в своём итоговом материале мы также решили сформировать номинации по близости тематик входящих в них игр. В результате размышлений и анализа, у нас получилось 18 номинаций с различным числом участников – от двух до четырёх. Выбором лучшего в каждой из них мы сейчас и займёмся...

«Посиди, подумай...»
Номинанты:
динамическая головоломка Armadillo Run (Peter Stock/Peter Stock);
квест «Танита, или Морское приключение»/Tanita: Plasticine Dream (Trickster Games/Акелла);
квест Scratches/«Шорох» (Nucleosys/Got Game Entertainment/Play Ten Interactive и Руссобит-М);
квест Dreamfall: The Longest Journey/«Dreamfall: Бесконечное путешествие» (Funcom/Aspyr Media/ND Games).
Единство и борьба противоположностей – так можно охарактеризовать появление головоломок и квестов в пределах одной номинации. Головоломкам даже проще прикинуться «просто игрой», особенно если механизм её работы достаточно нетривиален, отчего смахивает на аркаду. Квесту в этом смысле значительно хуже: квест – всегда квест и даже маленького ребёнка невозможно обмануть жанровой чехардой, влепи в игровой процесс хоть сто тысяч малюсеньких динамических вставок.
Зато у квестов есть непобедимый козырь – сюжет. О нём, правда, разработчики забывают всё чаще, превращая сказочные истории в сочинения на тему математики, комбинаторики и прикладной механики. По сути, в те же головоломки.
К счастью, все наши претенденты-квесты не таковы. Сюжет – вот причина, по которой они заставляют геймера остаться у экрана. Сюжет страшный – в «Шорохе», романтический – в «Путешествии», удивительный – в «Таните». «Танита» вообще удивительная. Пластилиновая стилистика, о которой мы уже начали подзабывать, замечательный юмор, оригинальные персонажи и главная героиня... При этом – русский квест, который тут, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций с многочисленными «штырлицами», наверное, нужно называть «российским».

Итоги:
1.«Танита» (Лучший Квест-2006);
2.«Шорох»;
3.Armadillo Run (Лучшая концепция‑2006);
4.«Бесконечное путешествие».

«Люди и цифры»
Номинанты:
менеджер футбола Championship Manager 2007 (Beautiful Game Studios/Eidos Interactive);
менеджер футбола FIFA Manager 07 (Bright Future/Electronic Arts);
менеджер футбола Football Manager 2007 (Sports Interactive/SEGA Enterprises).
Губит людей не пиво. И не презренный металл. И даже не футбол, о котором вы подумали, вглядевшись в названия номинантов. Губят людей сами люди – именно поэтому, даже будучи отвратительно богатым русским оленеводом, так тяжело создать лучший футбольный клуб Европы на пустом лондонском месте.
С этим звёздами – вообще беда. Человек просит несколько десятков миллионов условных единиц для своего денежного довольствия, а потом – на поле – притворяется немощной развалиной. А если и не притворяется – то забивать всё равно не хочет.
Конечно, можно спросить с тренера – и это правильно. С другой стороны, тренер – тоже человек. И ничего человеческое ему не... И сколько ему ни плати, он всё равно будет думать не о тактике игры, а о более возвышенном: идут ли ему усы, как бросить пить и курить, как не попасть в тюрьму за неуплату налогов...
Игры жанра «менеджер футбола» испробовали на своём веку многое: оперировать голыми цифрами или уделять внимание неповторимости игроков и тренеров, кормить геймера таблицами или показывать матч во всей красе, жёстко бить новичков грандами или даже третьеразрядному клубу давать шанс на победу... И всё-таки именно в «менеджерах футбола» формула «идельной игры» практически нащупана. Вот она, записывайте: 1/3 изысканной тяги к реализму Football Manager, 1/3 простых и красивых понтов FIFA Manager и наконец 1/3 желания быть как все при его угрожающем неумении – точно так, как в Championship Manager нового времени. Смешайте, не взбалтывайте – и люди к вам потянутся. Они же люди...

Итоги:
1.Football Manager 2007;
2.FIFA Manager 07;
3.Championship Manager 2007.

«Все средства хороши...»
Номинанты:
экономическая стратегия 1701 A.D. (Related Designs/Sunflowers Interactive Entertainment/Новый Диск);
тактико-экономический симулятор Caesar 4/«Цезарь 4» (Tilted Mill Entertainment/Vivendi Games/Софт Клаб);
ролевой экономический симулятор The Guild 2/«Гильдия 2» (4Head Studios/JoWooD Productions/GFI и Руссобит-М).
Талант – по большей части, явление временное. Ударение на последний слог: где теперь столь необходимые когда-то талантливые вытачиватели каменных наконечников для стрел, когда же понадобятся человечеству не менее талантливые инженеры наноэлектронщики и проектировщики фотонных двигателей?
Тем не менее, пара вечных талантов, пригодных к употреблению (хотя бы во благо себе) на всём протяжении цивилизации, всё же есть. Все они так или иначе крутятся вокруг денег, но каждый талант при этом идёт своим, часто окольным, путём.
Первый талант – административный. Сев на видную должность, не каждый сможет умело руководить процессом принятия важных решений, попутно не истощив казну. В этом году хорошим тренажёром для начинающих администраторов стала игра Caesar 4.
Талант второй – предпринимательский. Такой, знаете ли, незамысловатый талантишко: там купи, тут продай, довези через кишащие пиратами моря, сумей построить инфраструктуру, заработай у местных властей приличную репутацию. Что сейчас, что в далёком 1701 году от рождества Христова этот талант меньше 12 часов в сутки от человека не требовал...
Наконец, ещё один талант – близкородст-венный второму: бизнесмен-дипломат. Связь денег и власти, индивидуума и профессионального сообщества a la Cosa Nostra требует для своего обслуживания особого типа людей. Теоретик цинизма Макиавелли плакал бы навзрыд, встретив на своём пути человека, всерьёз увлекшегося новенькой The Guild 2. Жутко красивый, жутко необычный и просто жуткий симулятор скупердяйского негодяя.

Итоги:
1.«Гильдия 2»;
2.«Цезарь 4»;
3.1701 A.D.

«Детям нравится!»
Номинанты:
гоночная аркада-приключение Cars: The Videogame/«Тачки» (Rainbow Studios и Beenox Studios/THQ/Новый Диск);
аркада LEGO Star Wars 2: The Original Trilogy (Traveller’s Tales/LucasArts Entertainment/1C);
аркада Marvel: Ultimate Alliance (Raven Software/Activision).
С точки зрения взрослого человека, большая часть детских игр – запредельный трэш. К несчастью, так оно на самом деле и есть. Очень немногие разработчики могут устоять перед соблазном впарить ничего ещё не понимающему человечку какой-то жуткий кошмар про гипер-свинок, чудо-пупсов, Гуфи и его команду и прочих роботов-моркоботов.
Если судить непредвзято, то «Тачки» – это те же «гуфи» и «роботы-моркоботы», только сделанные совестливыми людьми. А поэтому, не лишённые качества и изящества игрового процесса. Да, будь на месте главного героя «Тачек» не Молния МакКвин, а просто машинка и не сопровождайся игровой процесс этой незамысловатой аркады интерактивными эпизодами из мультфильма – вряд ли бы мы пустили данную игру на порог итогового обзора. Но – надо признать реальность: детям «Тачки» безумно нравятся. Даже можно сказать – нравятся до умопомрачения. Нам, как родителям, приходится с этим считаться...
LEGO Star Wars 2 – трэш другого уровня. Это игра, в которую с упоением играют дети и от безумной стилистики которой восторженно ревут белугами взрослые. В самом деле: шагающие танки из кусочков конструктора, Дарт Вейдер из трёх Lego-деталек, Звезда смерти, будто сконструированная вечером всей семьёй... При этом, LEGO Star Wars 2 – ещё и неплохая аркада, купить которую можно не только за необычную внешность, но и просто ради прохождения.
«Марвел» – это «Марвел». Комиксы, Человек-паук и всё, что связано с графическими новеллами Западного полушария Земли. Нам, жителям Восточного полушария, несмотря на весь пан-американизм эпохи, все эти игры с участием ряженых в костюмы клоунов... Однако не в этот раз: Marvel: Ultimate Alliance – действительно сильная игра. Аркада в самом соку – примитивная и беспощадная, яркая и весёлая. Дети играют с удовольствием. Родители играют и делают вид, что им не нравится...

Итоги:
1.LEGO Star Wars 2;
2.Marvel: Ultimate Alliance;
3.«Тачки».

Продолжение следует...


Рекомендуем почитать: