Смотрите раз в неделю, или Год как год...

Сегодня мы заканчиваем нашу уже слегка затянувшуюся церемонию награждения лучших. Последний выпуск посвящён самым значительным, самым интересным и запомнившимся нам играм 2006 года...

«На коне»
Номинанты:
ролевая игра «Санитары подземелий»/Dungeon Cleaners (1C);
ролевая игра The Elder Scrolls 4: Oblivion (Bethesda Softworks/2K Games/1C);
ролевая игра Gothic 3 (Pluto 13/JoWooD Productions/GFI и Руссобит-М).
Вы знаете главную тайну индустрии видеоигр? Страшный секрет, позволяющий делать шедевры и хиты (на худой конец – игры, которые будут сметать с полок магазинов, несмотря на их качество)? Не знаете? Ха‑ха: закройте дверь, занавесьте окна, подсаживайтесь поближе и слушайте... Итак, чтобы ваша игра пользовалась успехом в ней должны быть...
...кони (не лабрадор!!!). Можно, конечно, заменить их осликами, но, как показывает давний пример Dungeon Siege, это срабатывает не всегда.
Вот Bethesda Softworks – молодцы. Посадив героя новой The Elder Scrolls 4 на коня, они сделали гигантский шаг на пути к успеху. По крайней мере, шаг намного больший, нежели удачное пристраивание игры встартовую линейку приставки Xbox 360 и смена графического движка с устаревшего на фотореалистичный. Кони Oblivion и езда на них по залитым солнцем полям и дорогам не оставляют шанса противникам и критиканам серии, уныло плюющим вслед галопирующему шедевру какими-то невнятными обвинениями. Де, всё слишком просто, интерфейс корявый, а монстры, сволочи, растут как на дрожжах вслед за главным героем. Лучшим ответом этому бреду, естественно, является бодрое ржание и стук копыт по булыжной мостовой красавца-иноходца, украшенного новеньким седлом и магической сбруей.
К сожалению, в зоопарке «Санитаров подземелий» (см. «МБ» №48’2006) коней нет. Тут есть только козлы, петухи и прочие животные, традиционно населяющие места лишения свободы. Законы джунглей, где человек человеку в лучшем случае – волк, удачно дополняются тут своеобразным юмором, способным довести до обморока некоторых особ с тонкой душевной организацией. Приятно, что авторы пошли до конца, наградив главного героя столь же противоречивым характером. Добро должно быть с кулаками – это первое, самое простое правило хорошего тона в «Матросской тишине». Второе – традиционное «не верь, не бойся, не проси». Злобно, но – честно. Такой вот Fair Play.
Узнать, чем хороша Gothic 3 (см. «МБ» №45’2006) мешают сотни тысяч тараканов, разъедающих её статное арийское тело. Педантичные авторы стараются, как могут, вываливая в Интернет по центнеру дуста ежемесячно, но пока результат не очень утешителен. Надеемся, в конце концов проект всё же выйдет из чумного барака и покажет всем, как должна выглядеть настоящая ролевая игра, даже если в ней нет ни лошадей, ни воров в законе...
Итоги:
1. The Elder Scrolls 4 (Лучшая ролевая игра-2006);
2. «Санитары подземелий» (Лучшая российская игра-2006);
3. Gothic 3.

«Они победили»
Номинанты:
стратегия в реальном времени Company of Heroes (Relic Entertainment/THQ/Buka Entertainment),
стратегия в реальном времени с элементами тактики «В тылу врага 2»/Faces of War (Best Way/Ubisoft Entertainment/1C).
Можно ли показывать войну красиво? Должна ли война быть такой красивой, какв Company of Heroes? Способна ли война быть интересной? Стоит ли войну делать такой интересной, как во «В тылу врага 2»?
За пять лет моды на Вторую мировую мы видели, благодаря играм, очень разную войну. Честную и фальшивую, героическую и планово-стратегическую, уродливую и гламурную... Скоро, когда не останется на свете ни одного ветерана той страшной войны, только книги, фильмы и игры будут рассказывать их потомкам об истинном масштабе Второй мировой. Рассказывать честно и лживо, пристрастно и объективно, уныло и интересно. Среди этих «источников знаний» будущего две игры 2006 года – Company of Heroes и «В тылу врага 2» – будут, думается, одними из лучших. По крайней мере, сейчас они таковыми являются по праву...
Итоги:
1. Company of Heroes (Лучшая стратегия в реальном времени-2006);
2. «В тылу врага 2».

«Кто шагает дружно в ряд?»
Номинанты:
глобальная пошаговая космическая стратегия Galactic Civilizations 2: Dread Lords/«Космическая Федерация 2» (Stardock Corporation/1C);
сказочная пошаговая стратегия с элементами ролевой игры Heroes of Might and Magic V (Nival Interactive/Ubisoft Entertainment).
Вы будете смеяться, но против космических кораблей Galactic Civilizations 2 есть надёжное средство борьбы. Нет, это не высокоточный орбитальный лазер, не Звезда смерти и не космический флот Земли. Это...
...кони! Увидеть героя, восседающего на коняшке возле своего замка, покрутить камеру обзора вокруг них, съездить за бесхозным золотишком и построить казармы для производства мечников – это мечта золотого детства и юности. Осуществившаяся мечта, между прочим.
Сравнивать Galactic Civilizations 2 и Heroes of Might and Magic V, если честно, просто не хочется. Обе вещи заслуживают самых добрых слов, обе, без сомненья, нашли свою преданную аудиторию. Впрочем, если рассуждать не в категориях «лучше»/«хуже», то разница между играми практически сразу же бросается в глаза.
Игра Stardock Corporation – штука по‑хорошему интеллектуальная, требующая от геймера тщательного изучения и неослабевающего внимания на всём протяжении прохождения. Тысячи различных стратегий, миллионы возможностей – и всё это в ясной, сжатой, лаконичной форме, так импонирующей стратегам-ветеранам старой закалки.
Если разобраться, то Heroes of Might and Magic V тоже далеко не так проста, как можно было бы подумать, глядя на её яркую картинку. Пора, пожалуй, привыкать к тому, что современная мода диктует разработчикам требование как-то уравновешивать сложные стратегические решения такой вот пёстрой обёрткой. В этом смысле, Heroes of Might and Magic V – современная и «правильная» стратегия, умело привлекающая разных геймеров различными аспектами игрового процесса. Сюжет, баланс, графика, стиль, музыка, способности к расширению и модификации – даже не слишком копаясь, своё тут найдёт каждый.
Итоги:
1. Heroes of Might and Magic V (Лучшая пошаговая стратегия-2006);
2. Galactic Civilizations 2.

«Только козыри»
Номинанты:
ролевой симулятор ангела смерти Hitman: Blood Money/«Hitman: Кровавые деньги» (IO Interactive/Eidos Interactive/Новый Диск);
шутер от первого лица с элементами тактики Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas (Ubisoft Montreal/Ubisoft Entertainment/GFI и Руссобит-М);
аркадное приключение Tomb Raider: Legend/«Tomb Raider: Легенда» (Crystal Dynamics/Eidos Interactive/Новый Диск).
Как и в прошлом году, их три – лучших игр, достойных стать самой лучшей. И, как в прошлом году, они представляют всё те же три вечные тенденции игровой индустрии: игра-технологическое совершенство, игра-всем-играм-игра и игра без начала и конца, которую можно любить, ненавидеть, употреблять до, после, вместо еды, порциями побольше или крошками-урывками...
Пусть враги клевещут, что Rainbow Six: Vegas – дешёвка, подачка бедному ПК‑родственнику с праздничного стола Gears of War и вообще – позор сединам серии Rainbow Six. Мы-то знаем, что не будь Rainbow Six: Vegas – и жанр шутеров от первого лица в 2006 можно было бы смело записывать в провалы года.
Также только бессовестные люди могут находить злые слова в отношении Tomb Raider: Legend. Лара Крофт вернулась! Вернулась оттуда, откуда не возвращаются. Вернулась, чтобы ещё раз доказать геймерам – чудеса бывают. Надо только верить и искренне этого чуда желать.

Что касается Hitman: Blood Money, то большинство её просто недооценило, отнесясь как к очередной игре из популярной серии, которую надо установить, пройти насквозь и забыть. Глупости: Hitman: Blood Money вовсе не нуждается в том, чтобы его проходили. Это вообще не предусмотрено ни игровым процессом, ни сюжетом, ни дизайном проекта. Новый Hitman – это набор головоломок, конструктор смертей, расписанная четырьмя группами крови колода карт для пасьянса. Разложив щекастых королей, манерных дам, субтильных валетов и суетливых шестёрок сотней неповторяющихся способов, геймер преображается в пикового туза, без которого даже самый выигрышный расклад никогда не сойдётся...
Итоги:
1. Hitman: Blood Money (Лучшая игра‑2006);
2. Rainbow Six: Vegas (Лучший шутер от первого лица-2006);
3. Tomb Raider: Legend (Лучшая аркада‑2006).

«Дьявол водит «Ладу»
Номинант:
необыкновенные гонки по лучшему городу мира на самых популярных отечественных автомобилях LADA Racing Club (Geleos Media/Новый Диск).
История игры LADA Racing Club удивительна, поучительна и многослойна, как это обычно бывает с лучшими сюжетами, порождёнными самой жизнью. Даже оперируя голыми фактами, нельзя не поразится драматизму и гениальной режиссуре истории.
LADA Racing Club вышла 15 марта 2006 года и поступила в розничную продажу по цене 300-350 рублей. Практически сразу же в печати стали появляться обзоры и рецензии КРАЙНЕ НЕГАТИВНОГО содержания. Вскоре по Сети поползли слухи о том, что один диск из четырёх (как известно, в России цена на игру зависит от количества дисков) заполнен неиспользуемыми игрой файлами – фактически это обозначало, что разработчики намеренно увеличили объём игры для увеличения цены. Реагируя на критику, издательство объявило о начале акции «Верни свою копию LADA Racing Club без объяснения причин». Всего по России было возвращено... 70 копий игры.
По итогам года LADA Racing Club стала самым продаваемым проектом, выпущенным издательством «Новый Диск», заняла третье место (после Heroes of Might and Magic V и «Принц Персии: Два трона») среди самых покупаемых в России игр и установила рекорд продаж как самый быстроразошедшийся тайтл (в течении двух недель после выхода).
Дьявольщина?
Ха-ха-ха...
Итоги:
0. LADA Racing Club (Худшая игра-2006).

Заднее слово
Top-10+ за 2006 календарный год.
Если из всего нашего многословного текста вам так и не стало понятно, каким играм мы отдали своё предпочтение, окончательно уяснить это поможет хит-парад с обозначением места проекта в общем потоке и перечислением его регалий.
0. LADA Racing Club (Худшая игра‑2006);
1. Hitman: Blood Money (Лучшая игра‑2006);
2. Company of Heroes (Лучшая стратегия в реальном времени-2006);
3. Heroes of Might and Magic V (Лучшая пошаговая стратегия-2006);
4. The Elder Scrolls 4: Oblivion (Лучшая ролевая игра-2006);
5. «Санитары подземелий» (Лучшая российская игра-2006);
6. Titan Quest;
7. Tomb Raider: Legend (Лучшая ар-када‑2006);
8. TrackMania United (Лучшая автоар-када-2006);
9. Need for Speed Carbon;
10. Galactic Civilizations 2;
11. Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas (Лучший шутер от первого лица-2006).
...
13. Полный привод: УАЗ 4×4 (Лучший автосимулятор-2006);
...
17. NHL 07 (Лучшая спортивная игра-2006);
...
33. The Guild 2 (Лучшая экономическая стратегия-2006);
34. Танита, или Морское приключение (Лучший квест-2006).

Наши славные парни
Напоследок хочется подсчитать и отметить вклад отечественных издательств в дело своевременного (по большей части) наполнения полок магазинов дисками с лицензионными копиями наиболее значимых игр 2006 года:
1С – 13 игр;
Новый Диск – 11 игр;
Buka Entertainment – 8 игр;
Софт Клаб – 5 игр;
Акелла – 2 игры;
Руссобит-М, GFI и Play Ten – 8 игр на всех.


Рекомендуем почитать: