Смотрите раз в неделю, или год как год...

Анализируя игры для материала, мы, будучи серьёзными и вдумчивыми людьми, каждой из них присвоили свой рейтинг интересности. Средний рейтинг участников стал рейтингом интересности для каждой отдельно взятой номинации. Сами же номинации мы расположили от наименее к наиболее впечатляющим...

«Не иСПОРТить»
Номинанты:
футбольная аркада FIFA 07 (EA Canada/Electronic Arts/Софт Клаб),
симулятор футбола Pro Evolution Soccer 6 (Konami/Konami Digital Entertainment),
симулятор большого тенниса Top Spin 2 (Indie Built и Power and Magic Development/Aspyr Media/Buka Entertainment), аркадный симулятор хоккея с шайбой NHL 07 (EA Canada/Electronic Arts).
Всё смешалось в доме. Точнее – на стадионе. Конечно, спортивную видеоигру испортить невозможно – она обращается напрямую к безусловному инстинкту соревновательности, и геймер, теряя над собой контроль, готов играть до посинения в любую ерунду, где упоминается мяч, шайба и его любимый клуб (вариант – сборная).

С другой стороны – всему есть предел, и, похоже, разработчики FIFA 07 (см. «МБ» №43’2006) находятся уже на его границе. Ещё шаг в направлении откровенной халтуры – и некогда легендарной серии уже ничто не поможет. Тем более что вышедший в высшую ПК-лигу Pro Evolution Soccer с каждым годом становится всё добрее к конечному потребителю, не теряя при этом своего по-настоящему сложного и интересного игрового процесса.

Но пока на одной половине поля идёт схватка двух футболов, на другой разворачивается совершенно неуместный поединок: хоккей борется с теннисом. В этом году NHL (за номером 2007, см. «МБ» №44’2006) удивил. В первую очередь – ветеранов, которые долго ломали голову в попытках понять: а чем, собственно, новая игра отличается от прошлогодней. И не то чтобы прошлогодняя была плоха – по мнению многих, совсем наоборот – NHL 2006 была одной из лучших в серии, но... «Где подвох»?
Что касается Top Spin 2, это очень качественный, очень ладно сбитый нишевый спортивный симулятор. Для поклонников тенниса – строго рекомендуется. Остальным будет интересен разве что как непосредственный конкурент NHL 2007 в номинации.
Итоги:
1. NHL 2007 (Лучшая спортивная игра-2006);
2. Top Spin 2;
3. Pro Evolution Soccer 6;
4. FIFA 07.

«Столкновение основ»
Номинанты:
глобальная тактическая стратегия Medieval 2: Total War (The Creative Assembly/SEGA/Софт Клаб),
динамический варгейм Warhammer: Mark of Chaos/«Warhammer: Печать Хаоса» (Black Hole Entertainment/Namco Bandai Games America/Новый Диск).
Можно решить, что сравнивать Medieval 2 и Mark of Chaos (см. «МБ» №6’2007) – мошенничество. Дескать, и так ясно, что лучше. Правда, всё правда, но…
Сравнение игр в данной номинации служит всё-таки не решению вопроса, что лучше. Оно затеяно с целью окончательно выяснить, куда вообще катится жанр динамических варгеймов и тактических стратегий.
К примеру, Medieval 2 – явный и открытый самоповтор, переиздание избранного на новой, ещё более глянцевой бумаге. Конечно, прошло немало лет, и юным геймерам будет небезынтересно поиграть в прекрасный проект из серии Total War. Но с не менее полным правом мы можем подозревать The Creative Assembly в элементарном отсутствии новых идей. Тем более что мизерные улучшения, которые отличают оригинальную Medieval от новой – хороший тому повод.
Впрочем, глядя на искания авторов Mark of Chaos, вообще можно усомниться в существовании новых идей так таковых – в жанре динамического варгейма, разумеется. Не сумев справится даже с базовыми правилами боёв Warhammer, венгерские товарищи, похоже, сделали предварительную ставку исключительно на зрелищность. Как бы не прогадали...
И всё-таки пара Medieval 2 и Mark of Chaos очень показательна. Да, наверное, жанру тактических стратегий (с элементами глобального планирования) выше творений The Creative Assembly уже не забраться. По крайней мере, не в этой фазе технического прогресса. Но ниже уровня игры Black Hole Entertainment ему тоже уже не «упасть». Последнее слово стоит в кавычках – как признак иронии. Говоря же серьёзно, жанру, в котором такие лидеры и такие аутсайдеры, можно только позавидовать.
Итоги:
1. Medieval 2: Total War;
2. Warhammer: Mark of Chaos.

«Новобранцы»
Номинанты:
многопользовательский шутер от первого лица Battlefield 2142 (Digital Illusions/Electronic Arts/Софт Клаб),
многопользовательский шутер от первого лица Red Orchestra: Ostfront 41-45 (Tripwire Interactive/Bold Games/1С).
Для спокойной воды тихого онлайнового омута выход очередной новинки – это ещё не повод признать за ней какое-либо право на существование. Лучшие сетевые шутеры последних лет – одни и те же: Quake, CounterStrike, UT, Battlefield… остальное широкие народные массы воспринимают лишь как хобби, как приятные нюансы, щекочущие нервные окончания давно сформировавшихся инстинктов.
Поэтому изначально позиции у Battlefield 2142, конечно, много выигрышнее, чем у конкурента. Во-первых, хотя бы из использования в названии магического слова «battlefield» и причастности к популярной серии. Да, 2142-я по счёту «сеча в поле» не так хороша и свежа, как первая, вторая, вьетнамская и имперско-джедайская части. Но – это же Battlefield! Попробовав раз – нельзя не подключиться и сейчас.
Творцы Red Orchestra, будто зная, с кем конкретно им придётся воевать за покупателя и клиента, сделали свою игру в точности по рецептам народных чаяний: «клон Battlefield про фашистов с вкраплениями
реализма». Поскольку жанр онлайновых шутеров требует сосредоточенности и стремительности, которая не снится простым FPS даже на уровне «ultra-hard», «реализм» Red Orchestra – вещь очень относительная, не выходящая за рамки стрельбы через мушку прицела и бега с отягощающим подсчётом «усталости».
Но и этого – хватает. На фоне становящегося уже унылым монументализма Battlefield 2142, игра Tripwire Interactive относится к тому типу новинок-хобби, которые с течением времени могут превратится если не в признанный стандарт, то – в неплохую альтернативу.
Итоги:
1. – не присуждалось –
2. Battlefield 2142, Red Orchestra.

«Румяные призраки»
Номинанты:
экономическая стратегия The Settlers 2: 10th Anniversary/«Settlers 2 (Юбилейное издание)» (Funatics Studio Alpha/Ubisoft Entertainment/Новый Диск),
экономическая стратегия Sid Meier’s Railroads! (Firaxis Games/2K Games/1C).
Стоит ли пояснять, что ни экономические стратегии, ни римейки старых игр, по сути, мэйнстримом не являются? А являются сугубо нишевым продуктом, предназначенным для довольно ограниченного круга людей.
И как в таком случае измерять «лучшесть»? Количество охваченных страстью и захваченных врасплох? Числом распроданных копий? Интенсивностью пиратской активности? Именитостью издательских домов? В любом случае, для большинства эти тонкости сугубо фиолетовы. Как и сами игры.
Важным аспектом соперничества можно назвать то, что как римейк The Settlers 2 (см. «МБ» №41’2006) – штука максимально точно отражающая оригинал, а Railroads! (см. «МБ» №50’2006) – максимально неточно. Кому от этого стало лучше, а кому хуже – вопрос нетривиальный. Буквализм The Settlers 2 чрезвычайно льстит ветеранам «сеттлерского» движения, получившим лучшие мгновенья боевой молодости с уровнем погружения, достаточным для их огрубевших сердец. Railroads! – наоборот – ищет благосклонности у молодёжи, ради пары слов признания откидывая даже потуги выглядеть интеллектуальной забавой. «Ой, какой паровозик!», – достаточно ли восторженных детских глаз, чтобы не удивляться префиксу «Sid Meier’s»? Вопрос…

Дети и казуалы – просчитанная аудитория Railroads!, что ни в коем случае нельзя считать издевательством, оскорблением или признаком пренебрежительного отношения. Просто надо понять, что даже тут игры мало пересекаются. Пронзая время, The Settlers 2 несёт с собой требования к рассудку геймера, принятые в середине 90-х годов двадцатого века. Достойно уважения, но – совершенно нереалистично и не соответствует современным маркетологическим веяниям. Дюжина типов только хозяйственных сооружений, ячеистая сеть связей между
ресурсами и конечным продуктом, смешная система войны и совершенно неподходящий для онлайна темп... Наконец, совсем уж странные мысли начинают виться в голове, когда мы пытаемся думать о будущем номинантов. Как ни крути, но Railroads! – это разовая акция, воспоминания о которой если и были, то развеялись вместе с боем новогодних курантов. Это правильно и это – хорошо. Про The Settlers 2 тоже можно сказать определённо: поселенцы стройными рядами ещё не раз придут к нам в компьютер. Да, это невзыскательный проект. Да, сегодня мода работает против его разработчиков и издателей, но потеря столь своеобразного явления игровой индустрии была бы весьма печальным событием. В том, что этого не произошло, надо благодарить Ubisoft и римейк The Settlers 2: 10th Anniversary.
Итоги:
1. The Settlers 2: 10th Anniversary;
2. Sid Meier’s Railroads!

«Чума на оба ваших дома!»
Номинанты:
аркада Alien Shooter: Vengeance/Alien Shooter 2 (Sigma Team/CDV Software Entertainment/1C),
консольный слэшер Devil May Cry 3: Dante’s Awakening Special Edition/«Devil May Cry 3: Dante’s Awakening. Специальное издание» (Capcom/Ubisoft Entertainment/Новый Диск),
сборник аркадок Rayman Raving Rabbids/«Rayman: Бешеные кролики» (Ubisoft Montpellier и Ubisoft Bulgaria/Ubisoft Entertainment/Buka Entertainment), ржачный русский слэшер «Братва и Кольцо» (Gaijin Entertainment/1C).

Принцип «чем меньше смысла – тем интереснее игра» хорошо работал на заре индустрии, но иногда воплощается в реальность и сейчас. Если суть проекта укладывается в одну строчку (максимум – в две) экрана в текстовом режиме (вы вообще знаете, что это такое?) – игру можно записывать в номинацию. Проведём эксперимент?
Alien Shooter 2: «Герой снова бегает по полям, собирает оружие и мочит толпы врагов» – 65 знаков с пробелами.
Devil May Cry 3: «Полудемон Данте бегает по уровням, саблей и пистолетами истребляет полчища уродов» – 81 знак, в которые, правда, не вошли превосходные эпитеты, описывающие дизайн уровней, эстетику графики и «ролевую» систему суперумений.
Продолжим, однако.
Rayman Raving Rabbids (см. «МБ» №4’2007): «Куча простеньких аркадок и гэгов, которые колотят не переставая Рэймэн и кролики» – 80 знаков, что, как нам кажется, даже много для столь немудрёного проекта.
Наконец, «Братва и Кольцо» (см. «МБ» №52’2006): «Дмитрий Юрич Пучков «перевёл» ещё и слэшер The Return of the King – 65 знаков, которые, конечно, не перевернут мир, но подарят немало радости поклонникам ст. о/у Гоблина.
Итоги:
1. Devil May Cry 3;
2. Alien Shooter 2;
3. Rayman Raving Rabbids;
4. «Братва и Кольцо».




Рекомендуем почитать: