Хорошие игры плохого года. Практическая часть (продолжение)

Новая часть перечня хороших игр 2005 года по версии еженедельника «Мегабайт». В середину списка попали по-настоящему хорошие игры, вся беда которых — в не слишком популярном жанре.

11. «Хороший Тактический симулятор боев-2005»: «Бригада Е5: Новый Альянс»
Разработчик: «Апейрон»
Издатель за рубежом: Strategy First
Издатель в России: 1C

Жанр, когда-то имевший четкие очертания либо Jagged Alliance, либо X-COM, в последнее время разлетелся по белу свету тысячью маленьких брызг. Персонажи-мужчины, персонажи-женщины, персонажи-роботы и персонажи-всякие-разные-существа, способные держать оружие, действовать малыми отрядами и кошерно не смешивать передвижение со стрельбой населили тысячи разных стратеговидных игр, внося в них знакомые с детства элементы и атмосферу. К сожалению, каждый новый проект мог похвастаться лишь частицей сути, и никогда — всем сразу: разрушаемость "Операции «Silent Storm», классический пошаговый режим «Кода доступа: РАЙ», товарно-денежная любовь к оружию и великолепные миссии Cold Zero, уже надоедающая — но только не в северодонецком варианте — тема Второй Мировой во «В тылу врага»…
Тем удивительнее, что на обочине прогресса как-то неожиданно оказались прямые потомки легендарных сериалов: чешская UFO: Aftermath и полурусский фантом Jagged Alliance 3. Пугая малобюджетностью и размениваясь на второсортные симуляторы подразделения «Альфа», и те, и другие разработчики на доверии чуть не вогнали брэнды в глубокую могилу. К счастью, те же чехи вовремя взяли процесс распада под контроль, выпустив в 2005 году весьма многообещающую работу над собственными ошибками — UFO: Aftershock. Что же касается Jagged Alliance… то, пока владельцы товарных знаков и прав на разработку готовятся к решительному воскрешению, широкие народные массы поклонников игры постепенно cконсолидировались в самостоятельные игровые студии и плохо ли, хорошо ли — но делают-таки «Альянс­ своей мечты».
«Бригада E5» от студии «Апейрон» — стопроцентный вариант «Альянса нашей мечты»: серьезность мероприятия вывернута на максимум, удобство интерфейса сдано без боя функциональному богатству, графика носит несколько прикладной характер, а оружейное дело возведено в принцип. Короче, перед нами — лакмусовая бумажка для отделения истинных стратегов от праздных поклонников Ивана Долвича. Заслуживает самого серьезного уважения.

12. «Хорошая Сюжетная ролевая игра-2005»: Fable: The Lost Chapters
Разработчик: Big Blue Box Studios, Lionhead Studios
Издатель за рубежом: Microsoft
Издатель в России: 1C

Каждый ребенок — герой. Аксиома, опровергнуть которую может лишь сама жизнь, стала фундаментом для самого амбициозного ролевого проекта последних лет. Да, в итоге разработчики пошли на некоторые компромиссы — как то изначальная ориентация на приставку Xbox, упрощение игрового процесса, отказ от особо глубокого реализма среды и чрезмерной длительности сюжетного прохождения…
Сам факт того, что наиболее интересной ролевой игрой года второй раз кряду становится порт, не может не настораживать. И ладно если бы эти порты шли с какой-нибудь PlayStation 2, приставки японской, традиционно ориентированной на, пусть и по-анимэшному смешные, но — стопроцентно ролевые ценности. Но нет же: и позапрошлогодние приключения Рыцарей-джедаев, и карамельно-пряничное житие героя Fable выскочили на нас безо всякого предупреждения — и оттуда, откуда их вовсе не ждали.
Перенесенные на ПК приставочные RPG вынуждены жить несколько стыдливой изгойской жизнью: в царстве мониторов (а не телевизоров) и жестких стульев (а не диванов) не принято быть такими красивыми (точнее — такими цветастыми и пестрыми), такими деятельными (еще шаг — и за спиной замаячит призрак Diablo), такими стремительными. Катясь по желобу сюжета на скоростях, превышающих болевой порог среднестатистического ролевого ПК-адепта, та же Fable кажется ему неглубокой и легкомысленной, даже несмотря на то, что такой ролевой и боевой систем, такого проработанного сюжета и так качественно и глубоко проработанной игровой вселенной на компьютере давно уже не было.

13. «Хороший Симулятор божества-2005», «Самая хорошая Графика»: Black&White 2
Разработчик: Lionhead Studios
Издатель за рубежом: Electronic Arts
Издатель в России: нет

Black&White 2 пала жертвой традиционной аберрации сознания профессиональных игрокритиков, требующих от продолжений быть сложнее, глубже и длиннее по продолжительности процесса. Всего этого в Black&White 2 нет. Игра стала проще — в первую очередь, концептуально; веселее — по крайней мере, в плане непосредственного действия и короче — хотя при умелом подходе растянуть удовольствие можно хоть до бесконечности. Самое же обидное для критиков — то, что простым геймерам Black&White 2 по-настоящему нравится. Без дураков: просмотр рецензий и обзоров на сайтах, поддерживающих опцию параллельного «народного голосования», выявляют удручающую тенденцию — оценка «толпы» на 20-30% выше оценки «уполномоченных лиц». Беспредел? Нет — вполне ожидаемое развитие событий…

Не надо считать Питера Молинье глупее себя: хотя первая часть черно-белой саги разошлась тиражом более 2 мил­лионов лицензионных копий, у многих к игре были вполне справедливые претензии. Кто более достоин божественного внимания — Существо или народ? Что такое Добро и Зло? Почему так сложно и непонятно? И главное — зачем нам такой сложный симулятор тамагочи?
Black&White 2 — это работа над ошибками в угоду «простому геймеру», доказывающая, что делать откровенно массовый продукт не стыдно — если к делу подключены профессионалы высочайшего плана. Графика? Шикарная — одна из лучших в 2005 году, подкупающая геймера сразу после запуска и на сто пятьдесят процентов убеждающая его в полезности траты кровных баксов на коробку с игрой. Интерфейс — легчайший, в Black&White 2 можно играть всей семьей, попеременно передавая управление от прабабушки к правнуку.
В Black&White 2 мастерски решена проблема «Существо или народ» — народ и существо едины для отца-бога. Просто Зверь в этой семейной идиллии играет роль старшего брата, развитого чуточку лучше — ровно до той степени, чтобы на краткий миг заменять собой родительскую опеку.
Добро и Зло в Black&White 2 отказалось от абстрактного фарисейства, прямо заявляя через посредников (дед и чертик на месте, господа фанаты!): добро — лечит, зло — калечит; добро — созидает, зло — разрушает. Детсадовская мораль «миру — мир, войне — пиписка» может служить в хитросплетениях Black&White 2 краеугольным догматом.
Наконец, с непонятностью поставленных задач и скукой безделья в Black&White 2 Молинье стал бороться самым действенным способом: навалив на геймера кучу самых разных задач. Критики это назы­вают «предательством идей индирект-контроля» и «провалом искусственного интеллекта», но на самом деле авторы просто дают понять, что работа божества — даже самого невзрачного, чья власть не выходит за рамки заштатного островка — это адский труд. Или райский.

14. «Хороший Автомобильный симулятор-2005»: GTR: FIA GT Racing Game
Разработчик: Simbin Development Team, 10tacle Studios
Издатель за рубежом: Viva Media
Издатель в России: 1C

Выводы из рядового факта нашей с вами реальности: компьютер (приставка) никогда не станет автомобилем — каждый делает самостоятельно.
«Да, да», — не станет, соглашаются в EA Canada, заливая тонной шейдеров очередную дюжину лицензионных суперкаров, называя весь этот высокохудожественный перформанс «Need for Speed: что-то там».
«Да нет, станет», — упрямо гнут свое разработчики Simbin DT, раз за разом костьми ложась ради реализации мало-мальски реалистичной физики поведения автомобиля на дороге и интеллекта противников…
Чтобы стать полноправным участником праздника по имени GTR: FIA GT Racing Game нужно сделать никак не меньше дел, чем при покупке и эксплуатации настоящего авто. Во-первых, вам понадобится руль. Нет, не клавиатура — она в игре пригодится разве что для написания имени профайла. Нет, не геймпад или джойстик — если, конечно, вас интере­суют высокие места в гонках. Нет, не дешевка, называемая рулем — уж лучше в таком случае и вовсе не запускать файл gtr.exe.
Присоединив руль и запустив игру, вам наверняка придется почитать что-нибудь по механике автомобилей — возможность настраивать характеристики болида под трассу отличает автомобильный симулятор от аркады, а GTR: FIA GT Racing Game — мягко говоря — это ОЧЕНЬ симуляторный симулятор.
Но вот и трасса. Нет ничего удивительного, что в первом — nGT — классе вам придется засидеться надолго. Человек — не робот. Более того, далеко не каждый человек — гонщик.
Став чемпионом, вы наверняка поймете: да, компьютеру не стать автомобилем. Но яростное упорство Simbin все-таки гораздо адекватнее пораженчества EA Canada.

15. «Хорошая Стратегия в реальном времени-2005»: Act of War: Direct Action
Разработчик: Eugen Systems
Издатель за рубежом: Atari
Издатель в России: «Руссобит Паблишинг»

На безрыбье — и пафос кажется сюжетом (а то и вовсе — игровым процессом), особенно если несколько лет кряду прикармливаемые немецко-фашистские захватчики вдруг ни с того ни с сего решительно отказались штурмовать богато унавоженные берега жанра стратегий в реальном времени.
Мир (и покой) журналистов спасли их меньшие братья — террористы, вступившие по воле студии Eugen Systems в смертельный клинч с контр-террористами. Потратив на представление два полновесных DVD и полсотни псевдодокументальных нарезок из жизни планеты с не до конца поделенными полезными ископаемыми, разработчики удовлетворенно вздохнули: забытый привкус феерического балагана в духе легендарного Command and Conquer вкупе с не менее незабвенными танковыми «рашами», яростными взрывами и шизофреническим поведением противника удалось воплотить в Act of War в полном и бесповоротном объеме.
Что тут скажешь: да, Act of War — игра на любителя. Даже, наверное, на ценителя — не ищущего в стратегических играх стратегии, в сюжете — интересных историй, в армии — гуманизма, а в компьютерных играх — чего-то отличного от отличного способа времяпрепровождения.


Рекомендуем почитать: