Лучшие игры 2004 года

По прошествии полутора месяцев 2004 год не кажется мне таким уж благополучным для игровой индустрии. Его тенденции — унификация и коммерциализация — привели к тому, что большую часть времени мы не столько играли во что-то действительно интересное, сколько пускали слюни, ожидая, когда же, наконец, нам в это интересное дадут поиграть. В итоге проект под названием “ждем DooM 3” оказался намного играбельнее самого DooM 3, чтение списка лицензированных для Need for Speed Underground 2 машин и посещение сайта Брук Берк давало сто очков форы приторно-погремушечной NFSU 2, а заучивание избранных мест из рецензий на Vampire: The Masquerade — Bloodlines многократно компенсировало факт выхода этого чучела на ролевую сцену.

Впрочем, среди надуманных разочарований в 2004 встречались и разнообразные ожидаемые неожиданности вкупе с тщательно подготовленными сюрпризами. Ну кто, право, верил, что Half-Life 2 будет столь хороша? А кто до 2004-го знал о существовании славного города Северодонецка? И кто, наконец, зная, что Сид Мейер (Sid Meier) за каким-то чертом делает римейк своих Pirates! (отличная игра, жаль, на нее у нас просто не нашлось места), не подумал про себя: “Совсем уже в маразме старик...”?

Симуляторы
Так и запишите: 2004 год — год взросления спортивных симуляторов. Долгое время этот жанр почему-то очень стеснялся своих врожденных особенностей, предпочитая приходить на ПК в виде искалеченных игр, нежели в виде проектов, смело требующих от геймеров сходить, наконец, в магазин, и купить за 1000 рублей нормальный геймпад. А лучше два — на тот случай, если нагрянут гости.
Странно: разработчики гонок ничуть не комплексуют, когда в их игры невозможно играть без руля за $200, а авторы боевых симуляторов (особенно авиасимов) вообще считают, что все геймеры на свете давно уже обзавелись если не эмулятором места пилота из МиГ-29, то джойстиком, педалями и специальной фигнюшкой под левую руку — не знаю, как она называется...

Лучший автосимулятор или автоаркада (Racing Game) 2004 года
Победитель: Flat Out (Empire Interactive Europe, “Бука”)
2-е место: Need for Speed Underground 2 (Electronic Arts, “Софт Клаб”)
3-е место: ToCA Race Driver 2: Ultimate Racing Simulator (Codemasters, “1С”)
Спецприз “Самая соблазнительная гонка 2004 года”: Street Racing Syndicate (Namco, “Руссобит” / Game Factory Interactive)
В отличие от прочих, передо мной дилемма — NFSU2 или Flat Out — даже не стояла. Как можно сравнивать виртуальный набор “одень Барби” для мальчиков, мыльным круговоротом улиц запускающий в центре удовольствий головного мозга противоестественные химические реакции, и совершенно безумное аркадное ралли с картинками из страшных снов каскадеров, злое, как тысяча чертей, сложное, как кроссворд из ста тысяч слов? Переходя на сравнения, можно сказать, что Flat Out — самый настоящий Serious Sam в мире гонок, в то время, как NFSU2 тянет максимум на... Duke Nukem 3D.
Нет, ничего не надо возражать: Flat Out — бесподобная игра, аркада, заставляющая ездить по законам серьезного симулятора ралли (на газ безумно не давить, входя в повороты, времени не терять), но вместе с тем приветствующая любое сумасшествие на дороге. Модель разрушения — пять баллов. Графика — пять баллов. Дизайн трасс — пять баллов, даже несмотря на то, что придти хотя бы третьим иногда получается лишь с миллионной попытки.
На фоне склоки чемпиона с серебряным призером третье место ToCA Race Driver 2 уже и не выглядит эпатажно. В самом деле, должен же быть представлен на пьедестале хоть один гоночный симулятор? Тем более, что недостатков у него поменьше, нежели у вышедших в богатом на раллийные страсти 2004 соперников.

Лучший боевой симулятор (Air- , Heli- , Submarine- , Tanksim ) 2004 года
Победитель: “Перл-Харбор” / Pacific Fighters (“1C”, Ubisoft)
2-е место: не присуждалось
3-е место: “Т-72: Балканы в огне” (IDDK Group)
Наверное, боевые симуляторы и делает кто-то помимо русских и бывших советских разработчиков, но мы об этих героических людях почти ничего не знаем. А знаем мы то, что, к примеру, жанр авиасимуляторов практически полностью сжался до одной единственной игры — “Ил-2: Штурмовик”.

Да, вполне возможно, что это совсем даже не сжатие, а концентрация невиданной мощи, сосредоточенной в этаком “философском камне”, идеальном жанровом представителе, однако факты остаются фактами: “Перл Харбор” — это вновь сильно подремонтированный и доведенный до стандартов 2004 года “Ил-2: Штурмовик” в интерьерах тихоокеанского летного конфликта самураев с янки. Не больше. И не меньше.
Что касается украинского танкового симулятора “Т-72”, то, согласитесь, нельзя не отметить этот вполне качественный и интересный проект в жанре, который вот уже два или три года считается погибшим.

Лучший спортивный (Sport Game) симулятор 2004 года
Победитель: NBA Live 2005 (Electronic Arts, “Софт Клаб”)
2-е место: Pro Evolution Soccer 4 (Konami) и Tony Hawk’s Underground 2 (Activision, “1С”)
3-е место: FIFA Football 2005 (Electronic Arts, “Софт Клаб”) и NHL 2005 (Electronic Arts, “Софт Клаб”)
Треснув от непомерных амбиций контингента, Национальная Хоккейная Лига лежит в коме, неведомо каким воздушно-капельным путем передав недуг вечно идеаль­ной серии NHL от EA Sports — нынешний NHL 2005, пожалуй, худшее представление на льду за последние 4 года. И наоборот: NBA Live 2005 — за малым исключением идеальный симулятор баскетбола в том виде, каким его нам показывают бывшие обитатели “черных” кварталов. И пусть парни иногда играют на публику, забыв, что они — спортсмены, а не поп-идолы, поверьте: это не страшно. Более того: для видеоигры так даже лучше...

Понятно, что на ПК для любителей баскета альтернативы NBA Live 2005 просто нет. Однако и простые любители виртуального спорта, слыхом не слыхавшие таких имен как А.Я. Гомельский или Майкл Джордан, получат от игры огромное удовольствие благодаря отменной графике и выверенному до самой мельчайшей мелочи игровому процессу. Собственно, в 2004 году у Electronic Arts имелась всего 1 (одна!) спортивная игра получше NBA Live — это Madden NFL 2005. Однако баскетбол в России все же популярнее американского футбола. Хотя и проигрывает канадскому хоккею, который...
Теперь о футболах. Каюсь, распределение мест в связке уже ставших заклятыми друзьями FIFA Football и Pro Evolution Soccer сделано чисто интуитивно: в игру от Konami хочется играть чаще, в игру от Electronic Arts — больше. Поскольку укоренившаяся привычка всегда побеждает эпизодические, хотя и довольно длительные, действия, ступени пьедестала были распределены соответствующим образом.
Наконец, упомянем добрым словом гипер-экстремала Тони Хока (Tony Hawk), в очередной раз позволившего себя “виртуализировать”. Надо сказать, что с каждым разом данный процесс получается все лучше, к моменту выпуска Tony Hawk’s Underground 2 дойдя чуть ли не до крайней степени совершенства. Браво, Тони!

Ролевые игры и квесты
2004 — год, когда те, кто умеет делать ролевые игры, их не делал, а те, кому их создание строго противопоказано, “молотили” на этом поприще с каким-то адским остервенением. К счастью, справедливость в конце все же восторжествовала и треш-гоп-компания Troika Games отправилась распродавать имущество с молотка (видимо, дюжина проданных по миру коробок с Vampire: The Masquerade — Bloodlines не привела к равновесию дебета и кредита), а...
...а все!

Лучшая сюжетная ролевая (Solo-RPG) игра 2004 года
Победитель: The Sims 2 (Electronic Arts, “Софт Клаб”)
Спецприз “Diablo всегда живой”: Sacred / “Князь тьмы” (Encore Software, “Акелла”)
Господа, вы можете не терять даром времени, садясь в исступлении строчить мне письма с общим лейтмотивом “какая [censored] из The Sims 2 ролевая игра?”, — бесполезно. Лучшая сольная ролевая игра года: The Sims 2. Точка.
Да, тут нет орков, гоблинов и драконов, которых надо долбить полученным за перевод бабушки-старушки через темный лес мечом-кладенцом, тут нет прекрасной принцессы, чахнущей в высокой башне из черного гранита, тут злые-презлые злодеи не украли краеугольный камень мироздания...

Однако, если приглядеться повнимательнее, все остальное необходимое для признание игры ролевой у The Sims 2 есть. Набор персонажем опыта? В полном объеме: герои развиваются, переходят на новые места работы, даже растут, взрослеют и стареют! Множество предметов и артефактов, которые можно купить или заработать за выполнения заданий? Опять же есть: столы, стулья, телевизоры, игровые приставки, холодильники, телефоны, джакузи и жаровни для устраивания пикников. А еще: денежное дерево, мыслительная шапка, эликсир молодости... Наконец, те же квесты — основные и побочные — они тоже есть в The Sims 2. Например, такое вот побочное задание на сегодня: поцеловать соседку. Каково? Вполне, кстати, вписывается в основную сюжетную линию избранного персонажа, спящего и видящего себя этаким патриархом огромного семейства...
Наконец, в The Sims 2 есть собственно то, из-за чего ролевые игры называют ролевыми: отыгрыш. Купив эти вожделенные четыре диска, вы сможете пережить события, которые никогда бы с вами не случились в обычной жизни. В частности, тут вы можете стать президентом крупной кампании. Женщиной-генералом. Или, вы не поверите, беременным от инопланетянина мужчиной.

Лучшая многопользовательская ролевая игра (MMORPG) 2004 года
Победитель: World of Warcraft (Vivendi Universal, “Софт Клаб”)
Ей-богу, Blizzard весьма странная студия разработчиков. Воспринимаясь этаким домашним сборищем друзей (видимо, из-за детских воспоминаний об ужасно уютных Vikings, Black Thorne и Warcraft 1), она, тем не менее, функционирует с убийственной эффективностью, всегда добиваясь поставленных целей.

Чего скрывать, после отмены Warcraft Adventures и анонсе StarCraft: Ghost эксклюзивно для Xbox вера в Blizzard дала небольшую трещину. Лишь появление Warcraft III — игры даже не хитовой, а по-настоящему народной — исправило положение.
Собственно, при всех своих достоинствах, World of Warcraft никак не выделяется на фоне прочих игр Blizzard, гордо неся этот самый знак “настоящей народности”. Хотя, чего я несу: народная MMORPG — такого мы еще, если честно, не видели. Спасибо, Blizzard! Играют все.

Лучший квест (Quest/Adventure Game) 2004 года
Победитель: Myst IV: Revelation (Ubisoft, “Руссобит”)
Боюсь, отвергаемый эстетами принцип перехода количества в качество все-таки действует, и сравнение большинства игр жанра, где все чаще задают тон одиночки с flash-технологией наперевес, с победителем, бесстыдно расположившимся на (вы вдумайтесь!) ДВУХ DVD невозможно просто на физическом, атомарном уровне.
Нет, человеческая фантазия — мощнейший инструмент, и если автор — гений, то и в мегабайт флэшевой мешанины он сумеет вместить истинные страсти, настоящие загадки и живых персонажей. Но — два DVD. Мир, который внешне почти неотличим от реального, безумные загадки, на каждой из которых отпечатано клеймо “тот самый Myst”, и персонажи, достаточно живые и естественные, чтобы не докучать геймеру в его погружении в эту странную бездну высочайшей пробы сюрреализма.


Рекомендуем почитать: