Банды курорта

В городе Сочи темные ночи…
ВИА «Веселые ребята»

Как говорит русская писательница Татьяна Толстая, люди делятся на два типа: одни любят Толстого (Льва Николаевича) и не переносят Достоевского (Федора Михайловича), а другие, наоборот, — любят Достоевского и не переносят Толстого. К чему это мы? А вот к чему…
Люди, как известно, делятся на два типа: одни любят GTA III и не переносят Mafia, другие, наоборот, — любят Mafia и не переносят GTA III. Последние, кроме преданности к Mafia, обожают тыкать первым в глаза непревзойденным кинематографическим сюжетом своей любимицы, более качественной физикой и «логикой» игровой вселенной и так называемыми «простреливаемыми шинами». Ну что ж, граждане «мафиози», от имени людей первого типа рады вам сообщить, что шины в GTAVC простреливаются, игровой мир резко усложнился, а сюжет и его стилистическая выветренность таковы, что вашим фаянсовым «козанстровцам» в смешных черных лапсердаках лучше сразу застрелиться из табельных «томми-ганов».

Смотрите, кто заговорил!
Молчавший с 1998 года главный герой бандитской городской саги наконец-то заговорил. Правда, происходит это не так часто и длится не так долго, чтобы с полным правом назвать Томми Верцетти коммуникабельным парнем, однако для придания некоторой глубины сюжету и самого факта снятия печати «харизматической» немоты вполне достаточно…
Сам сюжет весьма неплох, довольно реалистичен и, слава Богу, не сосредоточен вокруг вековой босяцкой мудрости «все зло от баб» (все-таки с дамами в GTA III переборщили): 1986 год, в мире набирает популярность молодой перспективный певец Майкл Джексон, в России вашего покорного слугу принимают в октябрята, а в Либерти-сити один из заправил «семьи» Форелли, Сонни Форелли, решает распространить влияние своего клана на курортный городок Вайс-сити.
Однако большая сходка в ближайшем кафетерии ничего утешительного для Сонни поначалу не приносит. Собравшаяся братва сообщает Сонни, что по законам «семьи» Форелли, работа с наркотиками — это, типа, «западло» (1986 год! Спустя 10 лет, в GTA III, «семья» Форелли торгует наркотой весьма бодро). «Все отлично, пацаны, — говорит тогда Сонни, — никто из наших в этом деле особо не замажется: как вы помните, на днях в Либерти-сити приехал Томми Верцетти, отсидевший от звонка до звонка свои 15 лет. Конечно, мы с Томми были когда-то друзьями, но у нас не такой уж и большой город, чтобы отдавать часть доходов „семьи“ бывшим каторжникам. А раз так — давайте подкинем Томми денег и зашлем его на пробу в Вайс-сити. Путь он наведет связи с тамошней братвой, сделает всю грязную работу… ну и так далее. А потом на обжитое место придем мы, а Верцетти просто кинем — и всего делов».

gtavc018

Братве такая мощная идея пришлась по душе и первым рейсом Томми, два боевика «семьи» и двадцать тысяч долларов из воровской казны отправились в Международный аэропорт «Эскобар» (г. Вайс-сити), где их уже ждал знакомый Сонни, адвокат Кен Розенберг…
А дальше все пошло наперекосяк. На «стреле» в местном порту, где 20 штук должны были быть обменяны на чемодан с кокаином, оказалась засада из десятка ОМОНовцев (по-американски — SWAT) — бойцы были расстреляны, чемоданы спешно брошены, Томми и адвокат Кен чудом спаслись бегством. Однако главное — на Томми повис долг перед Сонни. ДВАДЦАТЬ. ТЫСЯЧ. ДОЛЛАРОВ…

Вышли мы на дело…
Вайс-сити (прообразом его стал Майами) — типичный курортный городок с многокилометровой набережной, отделяющей несколько тысяч гектаров пляжей от элитных отелей, сетью улочек с частной застройкой, небольшой речушкой в центре и деловой частью за ней. Никакого метро, никаких злостных махинаций, никаких вызы­вающих телодвижений и немотивированной бойни — даже отморозки, живущие в этой пасторальщине, понимают, что беззастенчивый передел города между кланами плохо повлияет на его туристический имидж.
Но Томми Верцетти, над которым висит огромный долг семье Форелли, этот имидж интересует меньше всего, поэтому на вечно залитой солнцем пальмово-песочной мизансцене моментально складывается следующая забавная ситуация: Томми ищет возможность вернуть деньги, налаживая контакты с местными «авторитетами», а авторитеты ищут возможность обтяпать свои делишки чужими руками, налаживая контакты с Томми. Взаимовыгодное сотрудничество, череда заданий, пружина сюжета, мотор игрового процесса — называйте это как хотите, суть не изменится.
Нельзя однозначно сказать, что задания в GTAVC намного лучше таковых в GTA III. Проработаннее — пожалуй. Разнообразнее, — думаем, да. Интереснее? Нет: схемы, в принципе, остались неизменными — убей, догони, встреться, довези, ускользни, взорви… когда дочка Полковника попросила нашего героя подбросить ее до ночного клуба, мы всерьез забеспокоились по поводу возможного, знакомого по GTA III, продолжения. Обошлось, — видимо, авторы из RockStar тоже не любят deja vu…

Свобода
Атмосфера GTAVC великолепна, хотя и достаточно необычна после стремящегося ввысь Либерти-сити. Это как столица и провинция, как деловой и экономический двигатель страны и ее спальный район, как… рабочее место и курорт. Да, именно, — в Либерти-сити есть только работа: кто-то работает пешеходом, кто-то — разносчиком пиццы, кто-то — полицейским, а кто-то — бандитом. В Вайс же сити куда ни плюнь, всюду лишь отдых и безделье: кто-то отдыхает, представляя себя пешеходом, кто-то — разносчиком пиццы, кто-то — полицейским. Самые рисковые и активные парни предпочитают проводить свой отпуск в личине беспредельщика…

gtavc042

Автопарк, с которого, собственно, и началась легендарная серия, ко временам GTAVC расширился неимоверно. По Вайс-сити бегают глубоко законспирированные (из-за отсутствия у разработчиков лицензий от соответствующих автопроизводителей) «мерседесы», «порши», «ламборджини», джипы, минивэны, автобусы, самопальные багги, — проще говоря, все то, что было актуальным на американском атлантическом побережье в 1986 году. Кроме того, в GTAVC в серию вернулись мотоциклы и мотороллеры — вещь крайне стильная и функционально незаменимая при особо деликатных заданиях и каскадерских спецпрыжках. Пять видов двухколесных «коней» — от старушечьего мотороллера до андеграундного «Ангела» (в миру «Харлей-Дэвидсон») и спортбайка.
Однако самым, наверное, важным нововведением в GTAVC стала возможность покупки некоторых зданий города. Часть из них позволяет нашему герою сохранять игровое положение (а если около дома есть гаражи — то и машины с самолетами и вертолетами), а часть — приносит доход. К последним относятся киностудия, ночной клуб, порт… Правда, прежде, чем вам позволят вступить в право владения каким-либо местным бизнесом, придется выполнить специальную миссию.
Кстати, и «непродажные» здания в городе (часть из них) теперь доступны для посещения. Вы можете зайти в магазин, на дискотеку и даже в полицейский участок. Последнее чревато крайней степенью недовольства его обитателей в виде предупредительной стрельбы в голову героя…

Пацаны
Блеск и нищета GTAVC целиком лежат на совести обновленной версии движка RenderWare и гражданина, отвечавшего в новинке за искусственный интеллект городского населения…
С одной стороны, графика в новинке резво рванула вперед (все-таки оптимизация, что ни говори, — это великая сила), легко жонглируя модернизированной системой освещения (блики на машинах, блеск от фар, полированные поверхности и прочая ночная иллюминация), а с другой… Заметно подурнели текстуры на зданиях, превращая дома в плохо оштукатуренные коробки. Ничуть не прибавила в качестве вода, еще в GTA III вызывавшая множественные нарекания. Наконец, хваленый блеск фар при ближайшем рассмотрении оказывается выполненным весьма неаккуратно (хорошо видны полупрозрачные параллелепипеды).
Зато значительно похорошели модели автомобилей, увеличилось модельное разнообразие прохожих и типов их анимации (девушки с фотоаппаратом и девушки на роликовых коньках — это что-то!). Впрочем, нам страшно хочется поговорить с человеком, делавшим бедным барышням такую омерзительную походку «от бедра»…
Как всегда, не подкачали звук и музыкальное сопровождение. Саундтрек GTAVC базируется все на том же (известном по GTA III) принципе девяти радиостанций, непрерывно посылающих свои волны в автомагнитолы городских колымаг. Естественно, репертуар претерпел значительные изменения, подстраиваясь под заявленный в сюжете 1986 год.
Искусственный интеллект в GTAVC сильно сдал. Возможно, на мозги полигональных человечков дурно повлияло солнце, возможно, усложнившаяся архитектура и дизайн города: отдыхающие по­стоян­но втыкаются в друг друга, в стены, в машины и скамейки на бульварах, бодро продолжая перебирать ногами, упершись лбом в преграду.

Ерунда
Как вы понимаете, в 2 полосы текста нельзя вместить всего того, что хочется сказать об одной из самых лучших игр современности. Нельзя это вместить и в 100 полос. GTAVC — это целый мир с собственными законами, главными и второстепенными героями, сюжетными линиями и мельчайшими деталями, рассматривать каждую из которых по отдельности можно просто бесконечно….

Grand Theft Auto: Vice City
Жанр: Action
Сюжет: еще одна великая бандитская сага. На сей раз в курортных декорациях
Издатель: RockStar Games
Разработчик: RockStar North
Требуется: PIII-700, 128 MB, 3D
Рекомендуется: P4-1400+, 256+ MB, 3D (GeForce3-4)
Мультиплеер: отсутствует
Сложность: средняя
Знание английского: желательно
Графика: 80%
Звук и музыка: 97%
Управление / Дизайн: 93%
Игровой интерес: 96%


Рекомендуем почитать: