Залететь на огонёк

«Space» – заводим движок, «W» – даём газу, мышью выбираем направление полета… Такой тип управления прост до безобразия – и в то же время очень удобен. Впрочем, это только одна из особенностей игры «Атака на Перл-Харбор», о которой пойдёт речь в сегодняшней «Игрушке».

Авиасимуляторы всегда считались одним из самых сложных жанров компьютерных игр. Прежде всего – из-за сложности управления. Помните, сколько клавиш нужно было задействовать, чтобы поднять в воздух виртуальный Ил-2 или КА-52? Конечно, когда под рукой есть джойстик, почти все проблемы снимаются. А что делать тем, чьи «приборы управления» – это обычная клавиатура да мышь? Ребята из компании 3D People решили угодить и первым, и вторым, создав одну из самых простых по управлению, но от этого не менее интересную, «леталку» – Attack On Pearl Harbor.
В основу «Атаки на Перл-Харбор» легли события Второй мировой войны, затронувшие райский уголок в одном из архипелагов Тихого океана. Сюжет до боли напоминает одноимённый фильм: утро, японские летчики атакуют стоящий на приколе флот, а вы поднимаете в воздух один из уцелевших самолётов, дабы попытаться отразить атаку врага. Естественно, изменить исход исторического сражения игроку не под силу – вы всего лишь участвуете в боевых действиях в прописанном много лет назад хронологическом порядке.

Кстати, играть можно не только за американцев, но и за бесстрашных японских камикадзе. В игре присутствует две кампании по 10-12 миссий за каждую из сторон. Перед ключевыми битвами игроку демонстрируют забавный комикс с краткой хронологией событий, а заставкой во время загрузки локации будет служить карта боевых действий, дающая неплохое представление о географии местности, над которой будет развертываться военная компания.
По мере прохождения вам будут присваивать очередные звания и вручать награды, а полученные за сбитые самолеты и уничтоженные объекты противника очки станут пропуском к следующим заданиям.

Авиапарк
В игре представлены по три типа самолетов каждой из сторон: истребитель, торпедоносец и бомбардировщик. Все они имеют реальные прототипы среди машин времён Второй мировой. Правда, некоторые отличия от настоящих самолётов разработчики всё-таки привнесли. В частности, у вашей крылатой машины в несколько раз выше «запас живучести» – даже на самом тяжелом уровне сложности, чтобы сбить ваш самолет, противнику приходится выпустить в три-четыре раза больше патронов, нежели вам, чтобы сбить его. К тому же, только игроку в игре доступен запрещённый приём – использование ракет (при условии, что вы летите на истребителе – другие типы самолетов таким вооружением не снабжены). Одно попадание ракеты в самолет противника немедленно выводит вражескую машину из строя. Если мне не изменяет память, во времена Второй мировой ракеты на самолеты ставить ещё не начали1. Однако игроку такое оружие даёт огромное преимущество перед противником – можно не висеть по полминуты на хвосте у врага, а сбить его всего лишь одним прицельным выстрелом.

Зато вражеская сторона, не имеющая тяжёлого вооружения, берёт количеством – численность вражеских орд часто во много раз превосходит численность союзных эскадрилий.
Хотя Attack On Pearl Harbor – это стопроцентная аркада (ни малейшего намёка на симулятор мне обнаружить не удалось), переход с одного типа самолета на другой ощущается мгновенно. Скажем, истребитель и бомбардировщик здесь – это совершенно разные машины. Первый представляет собой лёгкий, хорошо управляемый «болид», второй – большой, неповоротливый «крейсер», у которого к тому же сзади сидит пулемётчик, отстреливающийся от севших на хвост истребителей.

Как уже упоминалось выше, крылатые машины здесь очень легки в управлении, клавиатура практически не требуется – достаточно только завести движок и нажать «газ». Впрочем, есть ещё две вспомогательные функции, возложенные на клавиатуру – смена вида и выпуск шасси (видимо, на случай если из-за сильных повреждений двигатель потеряет тягу и самолёт придётся сажать).

Геймплей
Игровой процесс ничем особенным нас не балует – всё сводится к примитивным задачам: атаки на военные объекты, защита союзных войск, патрулирование местности и сопровождение бомбардировщиков или колонны автомашин.
Почти каждый боевой полет сопровож-дается огромным количеством разнообразной техники на игровом поле. На земле это зенитные орудия, гораздо реже – танки, на море – авианосцы, линкоры, катера сопровождения, а в воздухе – два-три десятка различных типов самолетов. Вся эта машинерия в совокупности создаёт живописную картину боевых действий, на фоне которой самолёт игрока – всего лишь маленькая пешка. При лобовых атаках эскадрилий самолетов воющих сторон, места в воздухе начинает ощутимо не хватать, по высоте вы ограничены техническими возможностями машины, а близко от земли к севшим на хвост истребителям добавляются ещё зенитки и корабельные орудия. Приходится быть не только метким стрелком, но и бравым асом-пилотом.

Что касается тактики и AI противника, то здесь не всё так однозначно. С одной стороны, если вы сядете на хвост истребителю противника, он практически не будет сопротивляться, уворачиваться или делать крутое пике, а будет чётко следовать своим инструкциям, идти к намеченной цели (атаковать авианосец или вражеский самолет). Такое ощущение, что противники попросту не замечают, даже когда вы буквально сидите у них на хвосте. Совсем другая тактика – у бомбардировщиков. Они начинают «нырять» вниз, отклоняться, а пулеметчик, который сидит у каждого подобного самолета сзади, изрядно изрешетит ваш самолет.
Ещё один неприятный нюанс добавляет чрезмерная живучесть вашей «стальной птицы». На приборной панели расположен индикатор «жизни» и надо очень хорошо постараться, чтобы довести его хотя бы до середины, когда из двигателя повалит дым. Тут рецепт такой: либо длительное время сидеть на хвосте у бомбардировщика и дать вдоволь настреляться тамошнему стрелку, либо оказаться в ситуации, когда за вами будет лететь целая эскадрилья истребителей и поливать вас свинцом.
Отчасти исправляет ситуацию выставление более высокого уровня сложности, которых в игре всего три. С повышением уровня до «камикадзе» играть становится намного веселей, количество противников удваивается-утраивается, уже после двух-трех очередей индикатор «жизни» ощутимей снижается, да и поймать в прицел хвост противника становится гораздо сложней.

Графика
Поскольку «Атака на Перл-Харбор» – игрушка, не отличающаяся особенными графическими изысками (ни о каком DirectX10 здесь и речи быть не может, честный DX8.1 c шейдерами версии 1.1), то ждать от неё каких-либо ярких спецэффектов не приходится. Отражения от воды, реалистичный дым и солнечные зайчики – вот практически весь основной арсенал графических радостей. Пусть это и покажется архаизмом, но зато как обрадуются обладатели старых машин, которые до сих пор умудряются играть на Radeon 9000 и GeForce FX5600. Ведь игрушка эта не требует больших вычислительных способностей от вашего ПК, ей вполне достаточно 512 Мбайт памяти, 2-ГГц процессора класса Celeron и любой видеокарты выше или равной Radeon 9000 с поддержкой шейдеров 1.1.
Не думайте, что из-за использования DX8 игра «Атака на Перл-Харбор» выглядит ущербно и некрасиво – наоборот, дизайнерам удалось создать яркие и живописные пейзажи, которые хорошо подчеркивают и передают атмосферу тех мест, где разворачивались боевые действия.
И всё же, основной конёк «Атаки на Перл-Харбор» – это воздушные баталии, те моменты, ради которых стоит запускать эту игру. Сотни летящих пуль, падающие горящие самолеты, клочья чёрного дыма и слепящее глаза солнце над Тихим океаном, – пожалуй, после таких моментов можно многое простить этой игре.

В заключение
«Атака на Перл-Харбор» – игра простая, без каких-либо особых наворотов. Для неё вам не потребуются джойстик и мощная видеокарта последнего поколения (хотя от таковых она, конечно же, не откажется), в ней всё предельно просто и понятно, в неё легко играть и школьнику начальных классов, и взрослому дядьке. Какими-то отличительными особенностями эту игру сложно отметить, – простой аркадный авиасимулятор, интересный, зрелищный, динамичный. Неплохо подойдёт, чтобы развлечься после тяжелого рабочего дня.

«Атака на Перл-Харбор»
Жанр: Авиасимулятор
Разработчик: 3D People
Издатель: CDV Software Entertainment
Издатель в России: Акелла
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 1500, 512 Мбайт, GF4 Ti/R9000 128 Мбайт
Рекомендуется: cм. выше
Мультиплеер: LAN (до 12 игроков)
Сложность: низкая
Знание английского: не обязательно


Рекомендуем почитать: